Найти в Дзене

С какой периодичностью необходимо проводить проверку приборов безопасности ПС?

На предприятии эксплуатируются автомобильные ПС (стреловые краны, краны-манипуляторы, подъемные вышки), входящие в состав ОПО. Ежеквартально сторонней организацией проводятся обслуживание и проверки приборов безопасности подъемных сооружений с оформлением акта проверки. С какой периодичностью необходимо проводить проверку приборов безопасности, каким нормативным документом определены обязательные сроки проверки приборов безопасности? Периодичность проверки приборов безопасности, таких как ограничители грузоподъемности, ограничители высоты подъема, ограничители сматывания каната, указатели наклона крана и др., а также их конкретные сроки зависят от типа прибора и требований эксплуатационной документации (руководства по эксплуатации). Обычно проверка проводится в рамках технического обслуживания и технического освидетельствования кранов. Для некоторых приборов безопасности (например, ограничителей грузоподъемности) может потребоваться ежесменная проверка, а для других (например, для огр

На предприятии эксплуатируются автомобильные ПС (стреловые краны, краны-манипуляторы, подъемные вышки), входящие в состав ОПО. Ежеквартально сторонней организацией проводятся обслуживание и проверки приборов безопасности подъемных сооружений с оформлением акта проверки.

С какой периодичностью необходимо проводить проверку приборов безопасности, каким нормативным документом определены обязательные сроки проверки приборов безопасности?

Периодичность проверки приборов безопасности, таких как ограничители грузоподъемности, ограничители высоты подъема, ограничители сматывания каната, указатели наклона крана и др., а также их конкретные сроки зависят от типа прибора и требований эксплуатационной документации (руководства по эксплуатации). Обычно проверка проводится в рамках технического обслуживания и технического освидетельствования кранов.

Для некоторых приборов безопасности (например, ограничителей грузоподъемности) может потребоваться ежесменная проверка, а для других (например, для ограничителя сматывания каната) – только при техническом освидетельствовании (ЧТО[1] и ПТО[2]).

Требования к монтажу и наладке указателей, ограничителей и регистраторов установлены в п. 48–55 ФНП ПС[3].

Так, монтаж и наладка регистраторов, ограничителей и указателей в составе ПС должны выполняться в соответствии с их эксплуатационными документами, а также эксплуатационными документами ПС. Если в эксплуатационных документах нет необходимых указаний, монтаж следует проводить по проекту разработчика или изготовителя регистраторов, ограничителей и указателей ПС либо по проекту, разработанному специализированной организацией. При этом установка указанных устройств (приборов) не должна влиять на прочностные и функциональные показатели ПС.

После монтажа или реконструкции ограничителя, указателя или регистратора должны проводиться наладка и проверка его работоспособности с подтверждением соответствия его характеристик паспортным данным.

Проводит проверку комиссия с участием представителей организации, выполнившей указанные работы, и эксплуатирующей организации (абз. 2 п. 52 ФНП ПС). Результаты работы оформляются актом, который утверждает эксплуатирующая организация.

При перестановке ограничителя или указателя со встроенным регистратором либо автономного регистратора на другое ПС должна быть обновлена информация такого регистратора.

При перестановке (замене) ограничителя или указателя со встроенным регистратором либо автономного регистратора оформляется акт, в который вносятся данные по ранее наработанным параметрам ПС на день оформления акта. Этот акт должен храниться вместе с паспортом ПС.

Отметки о монтаже и наладке ограничителя, указателя и регистратора должны быть внесены в паспорт ПС либо в паспорт ограничителя, указателя или регистратора, являющийся неотъемлемой частью паспорта ПС, с приложением акта выполненных работ (п. 54 ФНП ПС).

Требования к контролю качества монтажа и наладки ПС, а также к итоговой документации содержатся в п. 60–62 ФНП ПС.

Контроль качества монтажа и наладки должен быть подтвержден актом монтажа ПС. В акте должно быть указано, что ПС смонтировано в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации, эксплуатационными документами входящего в его состав оборудования (при наличии этих документов), требованиями ФНП ПС и допущено (после завершения наладки) к постановке на учет (кроме ПС, не подлежащих постановке на учет согласно п. 145 ФНП ПС) и последующему пуску в работу.

К акту должны быть приложены:

• исполнительные сборочные (монтажные) чертежи металлоконструкций ПС;

• копии аттестационных удостоверений сварщиков и специалистов сварочного производства,

• копии свидетельств о готовности организации к применению технологии сварки;

• копии сертификатов качества на основные и сварочные материалы, результаты контроля качества сварных соединений (если при монтаже применялась сварка отдельных сборочных единиц);

• протоколы замера сопротивления изоляции проводов и системы заземления;

• сведения о фактических результатах соответствия геометрических размеров смонтированного ПС требованиям, указанным изготовителем ПС, а также сведения, подтверждающие соответствие установки ПС требованиям, приведенным в п. 98–134 ФНП ПС;

• сведения о заменах неработоспособных элементов приводов, тормозов, крепежа, которые выполнены монтажной организацией;

• сведения о дополнительно установленных ограничителях, указателях и регистраторах, если такие работы выполнялись в рамках работ по монтажу ПС;

• акт сдачи-приемки рельсового пути, если монтаж рельсового пути производился в рамках работ по монтажу ПС;

• сведения о результатах наладочных работ, подтверждающих работоспособность систем управления ПС, электро-, пневмо- и гидрооборудования, механизмов, а также имеющихся в наличии ограничителей, указателей, регистраторов;

• сведения о результатах полного технического освидетельствования смонтированного ПС, выполненного в соответствии с п. 164–190 ФНП ПС.

Важно!

Не допускается выполнять монтаж и наладку ПС с нарушениями требований руководства (инструкции) по эксплуатации ПС, а также требований ФНП ПС (п. 61).

После реконструкции или модернизации ограничителя, указателя или регистратора (установки прибора иного типа) организация, выполнившая работы, вносит изменения в паспорт и руководство по эксплуатации ПС, а также в паспорт и руководство по эксплуатации ограничителя, указателя или регистратора (при их наличии). Если был установлен прибор иного типа, к паспорту ПС также должны быть приложены руководство по эксплуатации и паспорт на установленный прибор.

Обратите внимание!

Разрешение на пуск ПС в работу после окончания ремонта, реконструкции или модернизации ограничителя, указателя или регистратора дает инженерно-технический работник, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии (п. 91 ФНП ПС).

Контроль качества ремонта (реконструкции, модернизации) ПС должен быть подтвержден протоколом или актом приемки из ремонта, утвержденными эксплуатирующей организацией (п. 96–97 ФНП ПС), контроль качества ремонта рельсового пути — актом сдачи-приемки рельсового пути (для ПС, передвигающихся по рельсам). По завершении выполнения ремонта, реконструкции или модернизации ПС специализированная организация обязана сделать в паспорте ПС запись о проведенной работе и предоставить копии сертификатов о примененных материалах, замененных и отремонтированных запчастях, узлах и агрегатах.

Результаты проверки работоспособности после проведения всех видов испытаний ограничителей и указателей в эксплуатации должны быть оформлены актом, являющимся неотъемлемым приложением к паспорту ПС (п. 269 ФНП ПС).

Пуск ПС в работу и постановка его на учет регламентируется п. 135–145 ФНП ПС, техническое освидетельствование ПС — п. 164–190 ФНП ПС.

Объем работ, порядок и периодичность проведения технических освидетельствований определяются руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС (п. 164 ФНП ПС). Если в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС нет указаний по проведению технического освидетельствования, техническое освидетельствование ПС проводится согласно ФНП ПС.

Результаты технического освидетельствования ПС записываются в его паспорт инженерно-техническим работником, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, проводившим освидетельствование, с указанием срока следующего освидетельствования (п. 189 ФНП ПС). При освидетельствовании вновь смонтированного ПС запись в паспорте должна подтверждать, что ПС смонтировано и установлено в соответствии с руководством по эксплуатации, ФНП ПС и выдержало испытания.

Образец протокола испытаний ГПМ приведен в приложении 10 к РД 10-112-1-04. «Рекомендации по экспертному обследованию грузоподъемных машин. Общие положения» (приложение 10)[4], протокол испытаний приборов и устройств безопасности — в приложении 20 к Методическим рекомендациям по экспертному обследованию грузоподъемных машин. Часть 2. Краны стреловые общего назначения и краны-манипуляторы грузоподъемные. РД 10-112-2-09[5].

Вывод

При эксплуатации кранов и других грузоподъемных машин необходимо строго следовать требованиям руководств по эксплуатации и другой эксплуатационной документации, включая инструкции по проверке приборов безопасности.

В рамках технического освидетельствования (ЧТО и ПТО) проводится проверка всех приборов безопасности в соответствии с руководством по эксплуатации.

Регулярное сервисное обслуживание оборудования, включая приборы безопасности, может проводиться по договору и включает в себя плановые проверки.

Оставляйте, пожалуйста, реакции — так мы поймем, что тема для вас актуальна. И не забывайте подписываться!

Журнал «Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы»

[1] Частичное техническое освидетельствование.

[2] Полное техническое освидетельствование.

[3] Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв. Приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (в ред. от 22.01.2024).

[4] Одобрен Федеральной службой по технологическому надзору, протокол от 26.04.2004.

[5] Утв. ООО «НИИкраностроения» 27.03.2009.