Ребёнок, который выходит в мир звучащей речи из сенсомоторной алалии, практически всегда испытывает большие трудности с рисованием, лепкой и с обучением письму.
Таечка не выбивается из этого ряда.
✅ Над развитием мелкой моторики мы трудимся с того времени, как начали формировать первые артикуляторные уклады. Рассказывать о развитии речи в этой статье не стану, другую задачу поставила.
✅ Посмотрим, как Тая шла от познания свойств акварельных красок к написанию своих первых букв.
В конце статьи дам ссылку на отдельную подборку публикаций о Тае, где можно проследить её путь к речи.
А сейчас погрузимся вместе с маленькой художницей в мир красок и карандашей.
2022 год
Вот здесь на видео от 21 августа Таечке 2 года 7 месяцев. Над речью мы трудимся с апреля 2022 г.
✅ Мама храбро начала давать Тае краски, потому что карандашом или фломастером она совсем не могла оставить след на бумаге, не хватало силенок на нажим. С кистью дело пошло успешнее. Малышку завораживали яркие цветовые пятна, которые появлялись по её воле.
✅ Но прошло ещё три месяца, и работа с толстым фломастером стала доступна Тае. Были попытки не только закрасить квадрат на листе, но и провести линии.
2023 год
В январе 23 года стали потихоньку, рука в руке, писать цифры.
✅ Основная цель этих упражнений - познакомить девочку с числами. А лучший способ задержать на чём-то произвольное внимание ребёнка, это позволить ему обвести контур предмета, буквы или цифры.
✅ Но маленькие ручки Таи учились и разным кулинарным премудростям. Чем больше разнообразных произвольных действий, тем быстрее "растворяется" моторная диспраксия.
Приходят новые моторные навыки, уходят диспраксические проблемы.
✅ Раскатывание мягкого теста, формирование из него пирожков, даёт не только нагрузку на мелкую моторику рук, но и привносит мощную эмоциональную составляющую в развитие психики.
✅ Ожидание результата выпечки, желание поделиться радостью с родными - это то, что крайне необходимо для втягивания ребёнка в совместное взаимодействие с нами.
2024 год
Спустя год, Тая уже уверенно работала на занятиях и ручками, и карандашами, и тонкими фломастерами.
✅ Держать их в руке классически верно девочка пока не может. Каждый раз мы вкладываем в маленькую ручку карандаш правильно, но он снова и снова захватывается полной кистью.
В конце концов рука окрепнет и писать Тая будет, удерживая ручку так, как положено. Желательно идти к этому без ссор и слез.
А дома хозяюшке уже доверяют резать варёные овощи для салатов.
✅ Обратите внимание, нож Тая держит хорошо, а сколько сосредоточенности во всей позе!
✅ В сентябре 24 года, приступив к занятиям после летних каникул, Тая начала писать цифры по образцу. Пока крупные, не особо отслеживая границы поля. Но впереди ученицу уже ждала её первая тетрадь.
Клеточки в тетрадке укрупненные, но Тае все равно было крайне сложно повторить ряд из точек и линий.
Только ежедневный тренинг помог ей справиться с задачей. Тая стала замечать границы клеток на листе.
2025 год
В новом учебном году, в 5 лет 7 месяцев, Тая приступила к печатанию слов по образцу.
✅ К аналитико-синтетическому чтению мы с Таей идём через письмо.
Написала = прочитала.
Часть детей на выходе из алалии тоже предпочитают этот способ.
Он не хуже и не лучше классического: сначала учим читать, потом писать.
Каждый ребёнок выбирает тот путь, который ему ближе.
Вот тут в посте слово "диван" Тая уже дописала до конца, да и другие слова тоже весьма прилично получились.
Сейчас пробуем уменьшить размер букв и следить за тем, чтобы Тая не выходила за границы клеточек.
На фото ниже Тая написала все буквы по памяти, без образца. Маленькие буквы мама приписала позже, чтобы не забыть, что написано.
✅ А вот и попытка написать коротенькое предложение. Это уже серьёзная заявка на реальный анализ того, что Тая слышит и переход устного слово в печатную форму.
Понимаю, без перевода не обойтись.
Тут написано:
🔸Мама, ау!
🔸Маша, ау!
✅ Вспомним закономерности движения в устной речи от отдельного слова к фразе.
Одиночное слово звучит вполне понятно, а как только выстраивается фраза, от слов, в лучшем случае, остаются отдельные слоги.
✅ То же самое повторяется и при освоении письменной речи: отдельные буквы и слова уже помещаются в отведенных границах, а в предложениях все нестойкие умения рассыпаются и буквы "пляшут" в размерах, как хотят.
Не волнуйтесь, это переходный этап: навыки закрепятся и произвольного внимания ребёнка будет хватать на соблюдение всех правил письма.
Всем успехов в развитии речи!