Найти в Дзене
Рязанский кремль

Археология открывает тайны. Кто оставил надпись на амфоре?

Археологические исследования древнерусских городов доказывают широкое распространение в них письменности. Берестяные грамоты, граффити - надписи, нацарапанные на стенах зданий и предметах обихода - освещают малоизвестные стороны быта русского человека, часто позволяют увидеть его в неожиданном ракурсе. Хотя большинство грамотеев и "книголюбов" Древней Руси принадлежали к церковнослужителям, а книги того времени переписывали, переводили на древнерусский язык и хранили в стенах монастырей, грамотность не являлась монополией клира. Как минимум, она была необходима послам, переводчикам, княжеским должностным лицам и, конечно же, купцам. По находкам, сделанным на археологическом городище "Старая Рязань" (место первой столицы княжества, уничтоженной нашествием Батыя), мы знаем: среди тех, кто писал грамоты на бересте и испещрял надписями стены церквей, далеко не все принадлежали к духовной элите. Не постигнув всех тайн орфографии, они зачастую делали ошибки, пропускали буквы. О широком распр

Археологические исследования древнерусских городов доказывают широкое распространение в них письменности. Берестяные грамоты, граффити - надписи, нацарапанные на стенах зданий и предметах обихода - освещают малоизвестные стороны быта русского человека, часто позволяют увидеть его в неожиданном ракурсе.

Хотя большинство грамотеев и "книголюбов" Древней Руси принадлежали к церковнослужителям, а книги того времени переписывали, переводили на древнерусский язык и хранили в стенах монастырей, грамотность не являлась монополией клира. Как минимум, она была необходима послам, переводчикам, княжеским должностным лицам и, конечно же, купцам.

По находкам, сделанным на археологическом городище "Старая Рязань" (место первой столицы княжества, уничтоженной нашествием Батыя), мы знаем: среди тех, кто писал грамоты на бересте и испещрял надписями стены церквей, далеко не все принадлежали к духовной элите. Не постигнув всех тайн орфографии, они зачастую делали ошибки, пропускали буквы.

О широком распространении письменности в Рязани говорят многочисленные находки металлических орудий письма - писАл для процарапывания надписей. Подобно древнеримскому стилусу, один конец писала заострен, другой в виде лопаточки приспособлен для стирания текста.

Писала
Писала

Надписи на твердых материалах – камне, керамике, металле - изучает вспомогательная историческая дисциплина эпиграфика. Археологические эпиграфические материалы позволяют изучать развитие грамотности и письменности среди жителей древнерусских городов. Причем, интерес вызывает не только содержание надписей, но и начертания букв, которые иногда позволяют более точно определить время создания находки.

Один из широко известных памятников эпиграфики, обнаруженных на городище Старая Рязань, – фрагменты амфоры с надписью. Уникальная находка была сделана во время раскопок 1948 года экспедицией под руководством известного советского археолога Александра Монгайта.

Фрагмент амфоры с надписью из Старой Рязани
Фрагмент амфоры с надписью из Старой Рязани

На амфоре полностью сохранилась четырехстрочная надпись: «Новое вино Добрило послал князю Богунка». Надпись была процарапана по готовому сосуду уже после обжига. Это одна из самых пространных и хорошо сохранившихся надписей на корчагах. Она является не просто меткой владельца, а целым посланием князю.

Как археологи расшифровали смысл надписи?

"Богунка", вероятнее всего, имя поставщика. Производное от имени Богуслав, Богухвал, оно не могло принадлежать князю, так как, во-первых, написано в уменьшительной форме, и во-вторых, о рязанских князьях с подобным именем нам ничего не известно.

Слово «Добрило» было изначально определено как название сорта вина. Однако, археолог Альбина Медынцева считает его прилагательным со значением «доброе», «улучшенное», образованным от глагола «добрити».

Амфора с прорисовкой надписи
Амфора с прорисовкой надписи

Амфора была найдена в жилище конца 11 – начала 12 века, однако по данным палеографии и по типу сосуда датировка может быть смещена на рубеж 12 – 13 веков. Более поздняя датировка, по мнению экспертов, основана на особенностях начертания надписи на сосуде: «оплывшие» петли букв, выносное «N», пропущенные слабые глухие.

Надпись на красноглиняной амфоре из Старой Рязани интересна не только как памятник вещевой палеографии, но и характерной деталью древнерусского быта: посылка князю вина с далёкого юга в Старую Рязань на Оке.