Найти в Дзене
ХроноScio | История и культура

Кем были художники-передвижники? История появления и главные деятели

Передвижники фактически определили русское изобразительное искусство второй половины XIX века. В их число входили художники, чьи имена у всех на слуху, а работы выставляются в главных музеях страны. Но откуда вообще взялись эти передвижники, какую ставили цель и кто входит в их сообщество? Узнаем. Конфликт в Академии Итак, с чего все началось? С 60-х годов XIX века Россия вступила на путь Великих реформ Александра II. Менялись экономика, социальное устройство, реформировались армия, земства, суды. Эти значительные перемены, разумеется, нашли отражение в искусстве, положили начало новым тенденциям среди художников. Группа членов Товарищества передвижных выставок В 1859 году был принят новый устав Академии художеств, поставивший ее на более прогрессивный путь. Но перемены не всегда даются легко, и многие члены Академии продолжали придерживаться консервативных подходов. Особенно это было заметно в форме проведения конкурса на большую золотую медаль. В 1863 году разгорелся конфликт. Участн
Оглавление

Передвижники фактически определили русское изобразительное искусство второй половины XIX века. В их число входили художники, чьи имена у всех на слуху, а работы выставляются в главных музеях страны. Но откуда вообще взялись эти передвижники, какую ставили цель и кто входит в их сообщество? Узнаем.

Конфликт в Академии

Итак, с чего все началось? С 60-х годов XIX века Россия вступила на путь Великих реформ Александра II. Менялись экономика, социальное устройство, реформировались армия, земства, суды. Эти значительные перемены, разумеется, нашли отражение в искусстве, положили начало новым тенденциям среди художников.

Группа членов Товарищества передвижных выставок
Группа членов Товарищества передвижных выставок

В 1859 году был принят новый устав Академии художеств, поставивший ее на более прогрессивный путь. Но перемены не всегда даются легко, и многие члены Академии продолжали придерживаться консервативных подходов. Особенно это было заметно в форме проведения конкурса на большую золотую медаль.

В 1863 году разгорелся конфликт. Участники конкурса на медаль получили конкурсное задание. Им нужно было написать картины на сюжет из скандинавской мифологии («Пир бога Одина в Валгалле»). Но тут произошло непредвиденное: 14 лучших учеников Академии обратились в ее Совет с просьбой поменять задание. Они хотели писать на свободную тему, а не на заданную жюри.

«Тройка», Василий Перов
«Тройка», Василий Перов

Совет ответил на просьбу учащихся отказом. И тогда произошел так называемый «Бунт четырнадцати»: все лучшие ученики решительно покинули Академию. А затем организовали собственное сообщество: Санкт-Петербургскую артель художников. Она и стала предтечей будущего Товарищества передвижников.

Основание сообщества

Через некоторое время московские художники написали письмо членам Санкт-Петербургской артели и предложили объединиться. И вот в 1871 году официально возникло Товарищество передвижных художественных выставок.

«Христос в пустыне», Иван Крамской
«Христос в пустыне», Иван Крамской

У Товарищества был и собственный устав, в котором были прописаны цели сообщества: устраивать передвижные художественные выставки в разных городах империи; помогать жителям провинций знакомиться с русским искусством; развивать любовь к искусству в обществе; обеспечивать художникам условия для сбыта их работ.

В ноябре 1871 года состоялась первая выставка Товарищества в здании Академии художеств. На ней были представлены работы 16 художников. Затем выставка переехала в Москву, прошла и в других городах империи. С этого времени выставки Товарищества передвижников стали проходить ежегодно: всего состоялось 47 передвижных выставок.

Известные участники и их работы

Картины художников-передвижников отличались отказом от привычного академизма. Мастера отныне отдавали предпочтение жесткому реализму, обостренному психологизму. Произведения зачастую содержали иллюстрации русского быта и культуры, акцентировали социальные проблемы, часто содержали трагический взгляд на действительность, обладали жанровым разнообразием. Впрочем, такого подхода придерживались далеко не все передвижники, за что повергались критике.

«Витязь на распутье», Виктор Васнецов
«Витязь на распутье», Виктор Васнецов

В состав Товарищества передвижных выставок в разное время входили десятки художников. Назовем наиболее известных и некоторые их работы:

  • Иван Крамской, идейный вдохновитель и фактически основатель передвижников («Христос в пустыне», «Лев Толстой», «Неутешное горе», «Неизвестная», «Тарас Шевченко»);
  • Илья Репин («Бурлаки на Волге», «Запорожцы», «Иван Грозный и сын его Иван», «Не ждали», «Садко», «Крестный ход в Курской губернии»);
  • Василий Суриков («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Берёзове», «Переход Суворова через Альпы»);
  • Алексей Саврасов («Грачи прилетели», «Вид на Кремль в ненастную погоду», «Вид в окрестностях Ораниенбаума»);
  • Иван Шишкин («Утро в сосновом лесу», «Рожь», «На севере диком...», «Дождь в дубовом лесу», «Сосна на песке»);
  • Виктор Васнецов («Алёнушка», «Витязь на распутье», «Иван-Царевич на сером волке», «Гамаюн, птица вещая», «Богатыри»);
  • Архип Куинджи («Лунная ночь на Днепре», «Эльбрус. Лунная ночь», «Дарьяльское ущелье. Лунная ночь», «Радуга», «Ладожское озеро», «После дождя»);
  • Исаак Левитан («Берёзовая роща», «Вечер. Золотой Плёс», «Тихая обитель», «Вечерний звон», «Над вечным покоем», «Золотая осень»);
  • Василий Перов («Тройка», «Приезд гувернантки», «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы»).

Также упомянем Василия Серова, Григория Мясоедова, Владимира Маковского, Константина Савицкого, Василия Поленова.

Расцвет и упадок

Расцвет деятельности передвижников пришелся на 1870–1880-е годы. Большую поддержку художникам оказывал исследователь искусства и критик Стасов. Предприниматель и меценат Павел Третьяков тоже внес огромный вклад: он часто покупал у передвижников картины для своей галереи и заказывал им отдельные работы. Засветился в числе покупателей и император Александр III: среди его приобретений была, к примеру, картина «Запорожцы» Репина.

«Боярыня Морозова», Василий Суриков
«Боярыня Морозова», Василий Суриков

Распад Товарищества начался еще в 1887 году со смертью главного вдохновителя Ивана Крамского. Некоторые участники (Репин, Куинджи) вернулись к академическому искусству, стали профессорами реформированной Академии художеств. Еще часть художников ушли в другие художественные направления. Да и интерес публики к их работам постепенно угасал: новую моду диктовали авангард и модерн.

С 1909 году передвижные выставки в регионах уже не проводились. А официально Товарищество передвижных выставок прекратило существование в 1923 году. Но деятельность художников и их вклад в популяризацию искусства не забыты, а их творчество признано одной из важнейших вех в истории отечественной живописи.

_______________________

Спасибо за внимание! :) Также читайте: