Передвижники фактически определили русское изобразительное искусство второй половины XIX века. В их число входили художники, чьи имена у всех на слуху, а работы выставляются в главных музеях страны. Но откуда вообще взялись эти передвижники, какую ставили цель и кто входит в их сообщество? Узнаем.
Конфликт в Академии
Итак, с чего все началось? С 60-х годов XIX века Россия вступила на путь Великих реформ Александра II. Менялись экономика, социальное устройство, реформировались армия, земства, суды. Эти значительные перемены, разумеется, нашли отражение в искусстве, положили начало новым тенденциям среди художников.
В 1859 году был принят новый устав Академии художеств, поставивший ее на более прогрессивный путь. Но перемены не всегда даются легко, и многие члены Академии продолжали придерживаться консервативных подходов. Особенно это было заметно в форме проведения конкурса на большую золотую медаль.
В 1863 году разгорелся конфликт. Участники конкурса на медаль получили конкурсное задание. Им нужно было написать картины на сюжет из скандинавской мифологии («Пир бога Одина в Валгалле»). Но тут произошло непредвиденное: 14 лучших учеников Академии обратились в ее Совет с просьбой поменять задание. Они хотели писать на свободную тему, а не на заданную жюри.
Совет ответил на просьбу учащихся отказом. И тогда произошел так называемый «Бунт четырнадцати»: все лучшие ученики решительно покинули Академию. А затем организовали собственное сообщество: Санкт-Петербургскую артель художников. Она и стала предтечей будущего Товарищества передвижников.
Основание сообщества
Через некоторое время московские художники написали письмо членам Санкт-Петербургской артели и предложили объединиться. И вот в 1871 году официально возникло Товарищество передвижных художественных выставок.
У Товарищества был и собственный устав, в котором были прописаны цели сообщества: устраивать передвижные художественные выставки в разных городах империи; помогать жителям провинций знакомиться с русским искусством; развивать любовь к искусству в обществе; обеспечивать художникам условия для сбыта их работ.
В ноябре 1871 года состоялась первая выставка Товарищества в здании Академии художеств. На ней были представлены работы 16 художников. Затем выставка переехала в Москву, прошла и в других городах империи. С этого времени выставки Товарищества передвижников стали проходить ежегодно: всего состоялось 47 передвижных выставок.
Известные участники и их работы
Картины художников-передвижников отличались отказом от привычного академизма. Мастера отныне отдавали предпочтение жесткому реализму, обостренному психологизму. Произведения зачастую содержали иллюстрации русского быта и культуры, акцентировали социальные проблемы, часто содержали трагический взгляд на действительность, обладали жанровым разнообразием. Впрочем, такого подхода придерживались далеко не все передвижники, за что повергались критике.
В состав Товарищества передвижных выставок в разное время входили десятки художников. Назовем наиболее известных и некоторые их работы:
- Иван Крамской, идейный вдохновитель и фактически основатель передвижников («Христос в пустыне», «Лев Толстой», «Неутешное горе», «Неизвестная», «Тарас Шевченко»);
- Илья Репин («Бурлаки на Волге», «Запорожцы», «Иван Грозный и сын его Иван», «Не ждали», «Садко», «Крестный ход в Курской губернии»);
- Василий Суриков («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Берёзове», «Переход Суворова через Альпы»);
- Алексей Саврасов («Грачи прилетели», «Вид на Кремль в ненастную погоду», «Вид в окрестностях Ораниенбаума»);
- Иван Шишкин («Утро в сосновом лесу», «Рожь», «На севере диком...», «Дождь в дубовом лесу», «Сосна на песке»);
- Виктор Васнецов («Алёнушка», «Витязь на распутье», «Иван-Царевич на сером волке», «Гамаюн, птица вещая», «Богатыри»);
- Архип Куинджи («Лунная ночь на Днепре», «Эльбрус. Лунная ночь», «Дарьяльское ущелье. Лунная ночь», «Радуга», «Ладожское озеро», «После дождя»);
- Исаак Левитан («Берёзовая роща», «Вечер. Золотой Плёс», «Тихая обитель», «Вечерний звон», «Над вечным покоем», «Золотая осень»);
- Василий Перов («Тройка», «Приезд гувернантки», «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы»).
Также упомянем Василия Серова, Григория Мясоедова, Владимира Маковского, Константина Савицкого, Василия Поленова.
Расцвет и упадок
Расцвет деятельности передвижников пришелся на 1870–1880-е годы. Большую поддержку художникам оказывал исследователь искусства и критик Стасов. Предприниматель и меценат Павел Третьяков тоже внес огромный вклад: он часто покупал у передвижников картины для своей галереи и заказывал им отдельные работы. Засветился в числе покупателей и император Александр III: среди его приобретений была, к примеру, картина «Запорожцы» Репина.
Распад Товарищества начался еще в 1887 году со смертью главного вдохновителя Ивана Крамского. Некоторые участники (Репин, Куинджи) вернулись к академическому искусству, стали профессорами реформированной Академии художеств. Еще часть художников ушли в другие художественные направления. Да и интерес публики к их работам постепенно угасал: новую моду диктовали авангард и модерн.
С 1909 году передвижные выставки в регионах уже не проводились. А официально Товарищество передвижных выставок прекратило существование в 1923 году. Но деятельность художников и их вклад в популяризацию искусства не забыты, а их творчество признано одной из важнейших вех в истории отечественной живописи.
_______________________
Спасибо за внимание! :) Также читайте: