Если вы внимательно смотрели на характеристики консолей, то наверняка замечали одну странность - железо большинства из них ну о-очень слабое. В последнее время тенденция меняется, но та же PS5 Pro, например, едва ли мощнее среднего игрового ПК образца 2025 года.
Отсюда три вопроса. Первый - какая начинка стоит в консолях; второй - почему производители не ставят железо помощнее (спойлер - иногда так и делают, но в последнее время все реже), и наконец - почему для игр все равно покупают консоли? Давайте разбираться.
Начнем с главного. Что стоит внутри консолей?
Все зависит от конкретной модели приставки, но разобраться предлагаю на примере PS5 Pro. Внутри нее находится 8-ядерный 16-поточный процессор на архитектуре Zen 2 (сопоставимый с Ryzen 7 3700), 16 гигабайт объединенной памяти GDDR6 (она используется и в качестве оперативной, и в качестве видеопамяти), но самое интересное - видеокарта.
Это специальный чип от AMD, который по характеристикам стоит между RX 7700XT и 7800XT. С одной стороны - звучит все это дело мощно, но есть пара нюансов. Во-первых, стоит PS5 Pro около 90 тысяч рублей, и если сильно постараться, то за эти же деньги можно сделать похожую по производительности сборку.
Во-вторых, 16 гигабайт объединенной памяти и процессор на архитектуре Zen 2 - звучит как-то неуверенно. Даже при условии, что система "плойки" оптимизирована под игры, у ПК только оперативной памяти будет не меньше 16 гигабайт, при этом, с отдельной видеопамятью в 8-16 гигабайт.
Проще говоря, PS5 Pro - это как "ПК после апгрейда видеокарты", где все, кроме видеокарты, оставили старым.
Почему так, ведь раньше консоли были мощнее?
Не все, конечно, но если вспомнить PS3, XBOX и XBOX 360, можно сделать вывод, что раньше консоли были куда мощнее (та же PS3, например, давала фору некоторым топовым ПК тех лет, имея графику уровня 8800GT, и это - в 2007 году).
Причем в PS3 использовался 8-ядерный (по факту, 7-ядерный) процессор Cell BE с динамической частотой от 3,6 до 5,2 ГГц, очень быстрая оперативная память RAMBUS (15,6 Гб/с - это уровень DDR3), и такая же быстрая видеопамять стандарта GDDR3 (15,4 Гб/с). Но объем, кстати, тоже был небольшим - всего 256 Мб ОЗУ и столько же видеопамяти. Тем не менее, консоль тянула и GTA IV, и GTA V.
Про XBOX и XBOX 360 можно сказать примерно то же самое, их начинка примерно соответствовала уровню неплохих игровых ПК, но тут в дело вмешалась экономика. Производство таких приставок обходилось в копеечку, а ставка на продажи игр просто себя не оправдала - проще говоря, мощные консоли оказались убыточны.
Уже в следующем поколении, то есть Xbox series S и PS4, проблема была решена радикально - топовое железо предыдущих консолей заменили на свежие, но бюджетные компоненты. Так, в PS4 использовался процессор Jaguar, по сути, переименованный FX 8000-й серии, и видеокарта уровня Radeon HD 7850.
Для игр этого не хватает, НО...
...Производители приставок идут на хитрости, вроде адаптивного разрешения, фиксированных настроек графики и в целом - нашего восприятия. Когда ты играешь на мониторе, находящемся в метре от глаз, даже малейшие огрехи в картинке будут бросаться в глаза.
Ну а если играть на телевизоре, и сидеть в 3-4 метрах от него, то не получится заметить никаких огрех картинки. То же самое касается и FPS - то есть числа кадров в секунду.
Когда мы смотрим в монитор прямо перед собой, разница между 40 и 60 кадрами в секунду заметна, но если вы отойдете от монитора, то с трудом сможете отличить 30 ФПС от 60. Производители консолей уже давно пользуются этой фишкой нашего восприятия, поэтому да, крутая PS5 Pro, "типа 4К 60 FPS", на деле, чаще всего показывает вам 2K 30 FPS, но с применением технологий масштабирования (в данном случае, FSR).
Это - и ответ на вопрос, почему чисто для игр лучше купить консоль
ПК мощнее и универсальнее, однако он едва ли позволит развалиться на диване перед телевизором с геймпадом в руках. Теоретически, под те же задачи можно собрать полноценный ПК, но с самостоятельной сборкой есть куча заморочек (банально, не все умеют собирать ПК), тогда как консоль достаточно просто воткнуть в розетку и телевизор.
И да, относительно слабая начинка никак не мешает игре, если вы сидите далеко от экрана - поэтому производители больше не делают мощных консолей, иначе они или будут стоить очень дорого, или загонят самих производителей в минуса, как в старые-добрые нулевые.
Ну и понятно, что "слабость" консолей - относительна. Самые популярные карточки в стим, на данный момент - RTX 3060, 3050, 2060 и GTX 1060. Все они слабее, чем графический процессор в PS5 Pro, напомню, тот у нас выдает больше производительности, чем у AMD 7700XT.
Однако если вы захотите собрать компьютер с характеристиками консоли, то он обойдется дешевле, чем, собственно, консоль. А то и лучше - если посмотреть в сторону не RX 7700XT, а RX 7800XT. Но это - уже совсем другая история.