- Бывая в туристических походах на перевалах и в долинах Кавказа, мы видим множество обелисков и мемориальных табличек, посвященных памяти советских, одолевших в жестоких боях с августа 1942 года по январь 1943 года немецко-фашитских захватчиков. Всегда возникает желание знать больше о тех событиях.
- Составил краткую историю тех исторических событий.
- О маршруте из долины реки Аксаут до Марухского ледника. О памятниках защитникам Марухского перевала в долине реки Аксаут, на озере и перевале Халега смотрите здесь:
Бывая в туристических походах на перевалах и в долинах Кавказа, мы видим множество обелисков и мемориальных табличек, посвященных памяти советских, одолевших в жестоких боях с августа 1942 года по январь 1943 года немецко-фашитских захватчиков. Всегда возникает желание знать больше о тех событиях.
Составил краткую историю тех исторических событий.
О маршруте из долины реки Аксаут до Марухского ледника. О памятниках защитникам Марухского перевала в долине реки Аксаут, на озере и перевале Халега смотрите здесь:
Во время Битвы за Кавказ с конца августа до ноября 1942 года в районе Марухского перевала шли тяжёлые бои.
Во второй половине августа фашисты прорвались к основным перевалам Главного Кавказского хребта и встретил ожесточённое сопротивление 46-й армии генерал-лейтенанта К. Н. Леселидзе (Закавказский фронт).
На Марухском перевале в первом эшелоне обороны располагались части 808-го стрелкового полка, во втором эшелоне — подразделения 810-го стрелкового полка 394-й Криворожской стрелковой дивизии.
С 27 августа по 1-е сентября 1942 года на подступах к Марухскому перевалу завязались упорные бои, а 5-го сентября началось наступление 1-й горнострелковой дивизии «Эдельвейс», направленное на захват седловины. К исходу дня фашисты смогли захватить Марухский перевал. Для переброски боеприпасов к линии фронта фашисты построили канатную дорогу из долины реки Аксаут к озеру Халега (дорога просуществовала до конца 40-х годов).
Но дальнейшее продвижение немецких войск было остановлено в полутора-двух километрах южнее Марухского перевала частями 810-го стрелкового полка на оборонительном рубеже у горы Марух-Баши, закрывающем доступ в Марухское ущелье.
После нескольких дней боёв за обладание этим рубежом, 7 сентября к бойцам 810-го полка пришло подкрепление из трёх батальонов 107-й, 155-й стрелковых бригад и 2-го Тбилисского пехотного училища. Боевые действия за этот рубеж шли с переменным успехом весь сентябрь и октябрь 1942 года. Однако 25-го октября советские части захватили ряд ключевых позиций на подходах к перевалу (высота 1176 и т. д.), закрепились на них и уверенно отбивались от контратак противника до конца 1942 года. В январе 1943 года, с переходом советских частей в общее наступление противник отступил.
По воспоминаниям самих фашистов, которые сражались здесь, узнав о победе Советской армии в Сталинграде, был получен приказ на отступление из-за угрозы окружения. Встав на лыжи, альпинисты дивизии Эдельвейс укатились восвояси.
Считается, что провал германского удара через Марухский перевал в тыл советским войскам, действующим на туапсинском и новороссийском направлениях сыграл существенную роль в срыве планов немецкого командования на развитие наступления в Закавказье.
Бои за Марухский перевал – один из эпизодов героической битвы за перевалы Кавказа. Напомню общую картину этого сражения
Битва за перевалы Кавказа – Хронология событий
Август – сентябрь 1942 года - ожесточенные бои на Клухорском, Эльбрусском и Санчарском направлениях
21 августа 1942 года фашисты заняли вершину Эльбруса
28 августа 1942 года – начало боев за Марухский перевал, фашисты захватили аэродром в местечке Псху в Абхазии.
5 сентября 1942 года – фашисты заняли Марухский перевал
11-20 сентября 1942 года – советские войска остановили наступление фашистов и отбросили их с части захваченных перевалов Кавказа
4-25 октября 1942 года - новое наступление советских войск, в ходе которого фашистов сбросили со всех ранее захваченных перевалов Кавказа на северные склоны Главного Кавказского хребта
Январь 1943 года – фашисты отступили с Кавказа
Отрезанные от внешнего мира, без средств связи, в летнем обмундировании при крайней нехватке оружия и продовольствия, советские воины стояли насмерть, сражаясь до последнего вздоха. Все они, защитники перевалов Главного Кавказского хребта, до конца выполнили свой долг перед Отечеством, сдержали натиск превосходящих сил противника, не пропустили его в Закавказье, а затем разгромили хваленные немецкие дивизии, специально обученные для военных действий в горах, проявив несгибаемую волю к победе.
Немецкое командование взятие Главного Кавказского хребта и переход в Закавказье возложило на 49-й горнострелковый корпус. Особые надежды гитлеровское командование возлагало на 1-ую горнострелковую дивизию «Эдельвейс». Хорошую подготовку и опыт боевых действий имела 4-ая горнострелковая дивизия. Она в основном состояла из тирольцев, для которых родной стихией были горы. Специальным горным снаряжением были укомплектованы все соединения корпуса.
Кроме того для действий на горных перевалах в распоряжении армий «А» имелись две румынские горнострелковые дивизии. Вслед за войсками в резерве группы шел корпус особого назначения «Ф».
В августе – сентябре 1942 года ожесточенные бои шли на Клухорском, Эльбрусском и Санчарском направлениях. Наступавшие на перевалы немецкие войска почти в два раза превосходили защищавших перевалы советские войска. Только на Клухорском направлении фашисты бросили почти 10 тысяч солдат и офицеров. Несмотря на численное превосходство противника, ему был нанесен сокрушительный удар. Однако бои за Клухорский перевал продолжались до наступления зимы в горах, до конца октября. И только в январе 1943 года немцы под напором наших войск оставили перевал.
Особо отличившийся в этих боях 121-й горнострелковый полк был награжден орденом Красного Знамени. Сотни солдат и офицеров погибли при защите Клухорского и Нахарского перевалов.
Особые надежды немцы возлагали в разгроме советских войск на Эльбрусском направлении. Наступление немцев в этом направлении началось успешно. 21 августа они поднялись на вершину Эльбруса, где и установили знамя со свастикой. Захват некоторых перевалов Эльбруса и установление на нем фашистского флага немецкая пропаганда преподносила как «начало новой эры», как скорый разгром Советского Союза. Но в сентябре положение немцев резко ухудшилось. В тыл фашистской группировки прорвался отряд особого назначения 27-ой армии и разгромил фашистов в течение 11-20 сентября. Таким образом, очередная попытка фашистов прорваться в Закавказье провалилась. Немецкое командование принимает решение, сосредоточив свои силы на Марухском, Санчарском направлении, выйти к Черному морю любой ценой.
Бои на северных скатах Марухского перевала, который защищал 810-й полк, усиленный одним батальоном 808-го полка начались 28 августа. Особо упорные бои шли за ледник Кара-Кая (Марухский ледник), который преграждал гитлеровцам путь к южным склонам Марухского перевала. Подтянув свежие силы, при поддержке артиллерийского, минометного огня, авиации 30 августа противник беспрерывно атаковал позиции советских частей. Отрезанный от главных сил, героически дрался с врагом 2-й батальон 810-го полка, почти полностью погибли бойцы 4-ой и 6-ой стрелковых рот, но никто не отступил ни на шаг. В тяжелом положении были и другие подразделения 810-го полка.
Участники тех событий «эдельвесовцы» вынуждены были признать мужество бойцов 810-го и 808 полков, которые стояли насмерть. Спустя много лет бывший командир дивизии «Эдельвейс» генерал Г.Ланц писал: «… на Марухском перевале проходили бои с переменным успехом. 28 августа 810-й грузинский стрелковый полк с выделенными автоматными ротами занимает высоту 3012 и угрожает эти самым нашему правому флангу в Марухской долине. Боевой отряд альпинистов получил приказ взять перевал. В начале сентября 1-ая горная дивизия находится на высокогорном фронте, шириной своей охватывающем 80 км, в наступлении и обороне. Неповторяемы события тех недель в скалах на льду. До середины сентября усиливается вражеский натиск на север. Каждому благоразумному становится ясно, что наша высотная точка пройдена. Сил не хватает. Прорыв через Главный Кавказский хребет должен быть остановлен…».
Немцы к вечеру 5 сентября ввели в бой главные силы альпийской дивизии «Эдельвейс» и при поддержке авиации и артиллерии овладели Марухским перевалом. Защитники перевала 9 сентября предприняли наступление, но успеха не имели. Ожесточенные бои за высоту 1176, которая являлась вратами Марухского перевала, велись до 25 октября. Бои за перевал завершились тем, что господствующие высоты были взяты силами 1-го батальона 810-го полка и батальонами 155-й и 107-й стрелковых бригад.
Ожесточенные бои за перевалы велись еще на одном направлении – Санчарском. Фашистам удалось овладеть южными склонами перевала. 28 августа они захватили небольшой аэродром в местечке Псху и попытались его использовать для переброски по воздуху подкреплений.
Для отпора врага в этом районе наше командование создало Санчарскую группу войск. Части Санчарской группы 16 сентября перешли в наступление и к 20 октября овладели группой Санчарских перевалов. Остатки вражеской группировки отошли на северные склоны Главного Кавказского хребта. С приходом зимы активные военные действия на этом направлении прекратились.
Умпырский и соседние перевалы фашисты атаковали в конце августа двумя батальонами «тирольцев». Оборону на перевалах держали две роты 174-го полка 20-ой горнострелковой дивизии. Ценой огромных потерь немцам удалось захватить Умпырский перевал, но остальные перевалы оказались неприступными. Получив подкрепление, советские горные стрелки отбросили противника от перевалов. За эти бои 174-й горностелковый батальон был награжден орденом Красного Знамени.
Новое наступление советских войск началось 4 октября. Не выдержав мощного удара наших частей, фашисты отошли на северные склоны Главного Кавказского хребта.
Немцы на Кавказе никогда не чувствовали себя в безопасности. Своему верховному штабу командование фашистской группировки армии «А» сообщало: «Мы потеряли около 5000 солдат и офицеров, сотни машин. Нам придется держать большие гарнизоны в каждом ущелье, бросать крупные силы для охраны дорог и троп…».
Осенью 1942 года наступление германских войск на перевалах Главного Кавказского хребта было остановлено. В январе 1943 года фашисты были отброшены с перевалов. Оказался сорванным план немецкого командования по овладению Главным Кавказским хребтом и проникновения в Закавказье.
Лавина страшнее огня противника
Из воспоминаний защитника Марухского перевала, ветерана Великой Отечественной войны, работник Дмитрия Владимировича Малюги:
В июле 1942 года меня 18-летнего мобилизовали и направили в учебку Орджоникидзевского пехотного училища, где мне предстояло освоить азы альпинизма. Перед отправкой на фронт нас переобмундировали, выдали оружие и отправили по Военно-Грузинской дороге в Тбилиси. Там я впервые увидел трупы, бомбежки и только одну узкую дорогу между скалами - мою дорогу на фронт.
В Тбилиси нас расформировали, и мы попали на вновь созданный Закавказский военный фронт. Наш отдельный горно-стрелковый отряд был направлен на Марухский перевал, где шли ожесточенные бои.
Первые серьезные испытания горами мы получили, когда взошли на лед. Дышать тяжело - воздух разряженный. Обувь, не приспособленная к горным дорогам, разваливалась на глазах. Многие из нас остались в одних портянках, так как снабжение в первые дни еще не было налажено. Сам я был парнем крепким, поэтому тащил на себе ручной пулемет. Физическая подготовка была чрезвычайно важна: каждая операция требовала максимального напряжения физических сил.
Свое боевое крещение я принял на Марухском перевале в августе 1942-го в схватке с альпийскими стрелками, гордо носившими на пилотках эмблему горного цветка эдельвейс. Мы противостояли им обутые в ботинки с обмотками, с обычным вооружением. На ледниках, изрезанных глубокими трещинами, людей подстерегали не только крутые тропы, отвесные скалы, камнепады и лавины, но и низкая температура. Горная война имеет особенности и в стратегии, и в тактике. Там даже полет пули иной, чем на равнине.
Многие из нас умирали не столько от пуль, сколько от обморожения и лавин. На моих глазах целый отряд был засыпан лавиной, спровоцированной немцами. Заметив снеговую шапку, нависшую над ущельем, где шли бойцы, они начали обстрел. Из-под лавины тогда никто не выбрался.
Вспоминаю, как рядом с нами воевал полк, сформированный из выпускников Сухумского военного училища. После ожесточенных боев в полку не осталось ни одного человека.
По горло в снегу, под пулями баварских снайперов мы провели на перевале 8 жестоких месяцев. Потеряли многих, а те, кто выжил, считали это чудом.
Большинство моих товарищей остались в ледниках. Мы ведь тогда как хоронили? Могилу в ледниках не выкопаешь, поэтому тело заворачивали в плащ-палатку и обкладывали камнями и снегом. Вот и все почести, которые мы могли в тех условиях воздать боевому товарищу.
Несмотря на все это, мы дрались отчаянно, потому что знали - назад дороги нет.
В 60-70-х годах, когда началось активное таяние ледников Кавказа, туристы и альпинисты стали находить в этих местах много останков наших и немецких солдат. Производилось перезахоронение останков. Поисковая работа продолжается и в настоящее время.
Опубликовано в ставропольском приложении газеты «Комсомольская правда» https://www.stav.kp.ru/daily/24482/639119
Больше воспоминаний о боях на Марухском перевале и других перевалах Большого Кавказа читайте в книге «Тайна Марухского ледника».
Исторический обзор составил Сергей Шептун
Больше исторических материалов смотрите здесь: