Найти в Дзене
Все про все

Что происходит с Автомобильной промышленностью в России на конец 2025 года

К концу 2025 года автомобильная промышленность России переживает глубокую трансформацию, вызванную геополитическими изменениями, санкционным давлением и перестройкой производственных цепочек. Основные тенденции включают доминирование китайских брендов, сложности у отечественных производителей, падение спроса и попытки государства стимулировать локализацию. Текущее состояние рынка По данным Росстата, за первые 10 месяцев 2025 года российские автозаводы выпустили 695 тыс. автомобилей и автобусов, что на 12% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Продажи новых легковых автомобилей в сентябре 2025 года упали на 18,7% в годовом сопоставлении, составив 122 659 единиц. Общий результат за девять месяцев года — 895 923 машины, что на 22,4% ниже показателя аналогичного периода 2024 года. Ключевые проблемы: Падение спроса. Высокая стоимость кредитов (ключевая ставка ЦБ РФ — 18%), рост цен на новые автомобили и ограниченная покупательская способность населения сокращают спрос. Сокращени
Оглавление

К концу 2025 года автомобильная промышленность России переживает глубокую трансформацию, вызванную геополитическими изменениями, санкционным давлением и перестройкой производственных цепочек. Основные тенденции включают доминирование китайских брендов, сложности у отечественных производителей, падение спроса и попытки государства стимулировать локализацию.

Текущее состояние рынка

По данным Росстата, за первые 10 месяцев 2025 года российские автозаводы выпустили 695 тыс. автомобилей и автобусов, что на 12% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Продажи новых легковых автомобилей в сентябре 2025 года упали на 18,7% в годовом сопоставлении, составив 122 659 единиц. Общий результат за девять месяцев года — 895 923 машины, что на 22,4% ниже показателя аналогичного периода 2024 года.

Ключевые проблемы:

  • Падение спроса. Высокая стоимость кредитов (ключевая ставка ЦБ РФ — 18%), рост цен на новые автомобили и ограниченная покупательская способность населения сокращают спрос.
  • Сокращение дилерской сети. С начала 2025 года закрылось более 200 автосалонов, что затрудняет сбыт.
  • Лизинговый кризис. Ежемесячные платежи по лизингу для коммерческих автомобилей выросли до 370 тыс. рублей, половина компаний в этом секторе прекратили деятельность.

Роль китайских брендов

Китайские автопроизводители значительно усилили позиции на российском рынке. По результатам трёх кварталов 2025 года их доля достигла 62% и имеет тенденцию к росту. Среди лидеров — Haval, Geely, Chery. Например, завод «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» постоянно расширяется: недавно вступил в строй моторный корпус, на подходе — корпус по выпуску комплектующих.

Однако эксперты отмечают, что китайские компании инвестируют в российский автопром с осторожностью и при желании могут легко покинуть рынок.

Ситуация с отечественными производителями

АВТОВАЗ испытывает трудности: продажи «Весты», «Гранты» и «Нивы» падают, завод с сентября переведён на четырёхдневную неделю. Планируется выпуск новинок — Lada Iskra и первого кроссовера в 2026 году, минивэна — в 2027-м. Однако есть риски: китайская экспансия, устаревание модельного ряда и падение качества. chita.ru +2

УАЗ запустил сборку пикапов JAC под названиями Sollers ST6, ST8, ST9, но продажи классических уазиков падают.

Evolute развивает производство электромобилей в Липецке, в планах — 15 000 единиц в 2025 году. Однако ранее не пользующийся спросом электромобиль i-Joy заменяют новым поколением, внешне напоминающим Kia EV3. delprof.ru +1

Бывший завод Hyundai (сейчас — «АГР Холдинг») собирает четыре модели южнокорейского альянса Hyundai-Kia под брендом Solaris. Дальнейшая работа зависит от решения корейской стороны, которое ожидается в декабре 2025 года.

Государственная поддержка и стратегия развития

Правительство утвердило стратегию развития автопрома до 2035 года, которая предусматривает:

  • Обеспечение технологического суверенитета.
  • Удовлетворение потребности российского рынка в конкурентоспособной продукции с высоким уровнем локализации (не менее 80%).
  • Рост вклада автомобильной промышленности в экономику страны.

К 2035 году Минпромторг планирует обеспечить 80% российского рынка автомобилями отечественных производителей. Для этого государство поддерживает проекты по производству автокомпонентов и реализует программы стимулирования спроса.

Однако средневзвешенный уровень фактической локализации выпущенных в России легковых автомобилей в 2025 году составил 32,8%, что значительно ниже ожидаемых показателей.

Перспективы и риски

Положительные факторы:

  • Развитие электромобильного сектора при господдержке.
  • Потенциал экспорта коммерческих и внедорожных моделей в страны Азии.

Риски:

  • Сохранение жёсткой денежно-кредитной политики может привести к дальнейшему сокращению рынка.
  • Зависимость от китайских компонентов и технологий.
  • Кадровый дефицит: талантливые специалисты уезжают за границу, молодые предпочитают другие сферы.

Прогнозы:

  • При сохранении текущей ситуации к 2026 году рынок может рухнуть до 850 тыс. автомобилей в год, более 40% дилеров уйдут с рынка, а доля новых машин упадёт до 10%.
  • Для достижения целей стратегии потребуется значительное увеличение госфинансирования и решение проблем с локализацией ключевых компонентов.

Таким образом, российский автопром находится на перепутье. Успех будет зависеть от способности отрасли преодолеть технологическую зависимость, повысить локализацию и адаптироваться к меняющимся рыночным условиям.