Найти в Дзене
Магистерия

Театр Древней Индии

Когда мы думаем о древнем театре, перед глазами обычно встают греческие маски, амфитеатры и трагедии. Но у Древней Индии была своя, не менее богатая и яркая театральная традиция. И она совсем не сводится к заимствованиям из античного мира, как полагали европейские ориенталисты XVIII–XIX веков. Те считали, что если в «Рамаяне» герой отправляется спасать похищенную жену — это просто индийская версия «Илиады». Такие упрощения сегодня вызывают лишь улыбку. Театр в Индии — явление глубоко самостоятельное. Театр был не культовым, не мистериальным, а светским. Его играли при дворах и в городах, а женские роли исполняли (удивительно!) женщины, что для античного мира было скорее исключением, чем правилом. Одним из шедевров древнеиндийской драмы стала пьеса «Шакунтала» поэта Калидасы. Это история любви царя и девушки-отшельницы, их разлуки и воссоединения. В Европе XVIII века «Шакунтала» стала настоящим открытием. Её перевод поразил Гёте, который даже вдохновился формой индийского театра! Древн

Когда мы думаем о древнем театре, перед глазами обычно встают греческие маски, амфитеатры и трагедии. Но у Древней Индии была своя, не менее богатая и яркая театральная традиция. И она совсем не сводится к заимствованиям из античного мира, как полагали европейские ориенталисты XVIII–XIX веков. Те считали, что если в «Рамаяне» герой отправляется спасать похищенную жену — это просто индийская версия «Илиады». Такие упрощения сегодня вызывают лишь улыбку.

Театр в Индии — явление глубоко самостоятельное. Театр был не культовым, не мистериальным, а светским. Его играли при дворах и в городах, а женские роли исполняли (удивительно!) женщины, что для античного мира было скорее исключением, чем правилом.

Одним из шедевров древнеиндийской драмы стала пьеса «Шакунтала» поэта Калидасы. Это история любви царя и девушки-отшельницы, их разлуки и воссоединения. В Европе XVIII века «Шакунтала» стала настоящим открытием. Её перевод поразил Гёте, который даже вдохновился формой индийского театра!

Древнеиндийский театр удивительно отличался от европейского: в нём не было декораций. Пространство создавалось словом. Реплика «Как прекрасен этот вечерний сад!» или «Я слышу рычание зверей в джунглях» — и вот перед зрителем уже сад или лес. Жесты и мимика заменяли технические средства. Актёры могли изображать колесницу, бой, охоту — и зритель видел их, как наяву.

Театр был настоящим искусством синтеза. Об этом свидетельствует знаменитая «Натьяшастра» — трактат о театре, написанный между II и III веками н. э. В нём описываются типы жестов, мимики, костюмов, роли режиссёра, правила поведения на сцене — вплоть до того, как актёру правильно смеяться или гневаться.

Раскрываем тайны индийского театра и другие культурные явления Индии на онлайн-курсе Евгении Ваниной «Жемчужина мира. История Индии». Хотите узнать, как формировалась уникальная цивилизация, чьи традиции до сих пор поражают мир? Начните с этого курса.