Внешность Волдеморта всегда была предметом жарких споров среди фанатов "Гарри Поттера". Почти двадцать лет считалось, что он выглядит как монстр, потому что зло буквально разъело его изнутри. Однако одна любопытная теория ставит это под сомнение: что, если трансформация Тома Реддла была не пассивным гниением души, а осознанным актом самоистязания?
Эта теория предлагает взглянуть на Тёмного Лорда как на архитектора собственного уродства. Каждая утраченная человеческая черта была выбором, отказом от генетического наследия, связывавшего его с "грязным маглом", который его бросил.
Могли ли двигать Томом Реддлом не только тёмная магия, но и стыд, эго и патологическая потребность "вырезать" из себя отца, чтобы обнажить истинного наследника Слизерина?
Трансформация Тёмного лорда происходила постепенно
Лицо Тома Реддла - это суровое отражение его существования, ведь книги ясно дают понять, что его превращение было не мгновенным событием, а медленным, прогрессирующим "сгоранием".
Поначалу Том Реддл был красивым подростком в Хогвартсе. Не просто приятным на вид, а поразительно привлекательным. У него высокие скулы, тёмные волосы и харизма, которой он владеет словно оружием. И что критически важно - эти черты он унаследовал напрямую от Тома Реддла-старшего, аристократа-магла, бросившего Меропу Мракс, мать Тома.
Его мать, напротив, описывалась как физически непривлекательная женщина с грубыми, тяжёлыми чертами выродившейся династии Мраксов. Каждый раз, когда юный гений смотрел в зеркало, он видел не наследника Салазара Слизерина; он видел магла, который его оставил. Поэтому деградация началась незаметно.
К тому времени, когда Реддл посещает Хепзибу Смит, чтобы украсть чашу Пуффендуй и медальон Слизерина, он всё ещё красив, но в его щеках уже появилась некая "пустота". Он использует лицо своего отца, чтобы очаровать пожилую женщину, играя роль галантного поклонника ради достижения цели. Этот период иллюстрирует завораживающий когнитивный диссонанс: он убивает семью своего отца и подставляет дядю, но при этом использует лицо отца, чтобы совершать свои злодеяния.
Настоящий сдвиг происходит в "потерянные годы". Когда он возвращается в Хогвартс, чтобы просить у Дамблдора должность преподавателя Защиты от Тёмных Искусств в "Принце-полукровке" (примерно десять лет спустя), красивый юноша исчез.
Черты его лица еще не были такими, какими почти два года назад увидел Гарри в существе, вышедшем из большого каменного котла. В них было меньше змеиного, глаза пока еще не так сильно отливали багрецом, да и само лицо не превратилось в маску. И все же оно не было больше лицом красавца Тома Реддла. Это лицо казалось обожженным, черты утратили резкость, стали словно восковыми, перекошенными; в белках глаз появились кровавые прожилки, но зрачки еще не превратились в узкие щели, какими (как было известно Гарри) им предстояло стать.
Это и есть главное доказательство теории. У него ещё не выросли рога или клыки; он выглядит как человек, чья личность стирается. Он находится в середине перехода, вытравливая Реддла из своей кожи, но ещё не окончательно закрепившись в образе Волдеморта. К моменту его прибытия в Годрикову Впадину в 1981 году трансформация завершилась.
Во флешбэках он описан как скелетообразный, белый и змееподобный. В "Философском камне" зрители впервые видят Волдеморта как змеиное лицо на затылке профессора Квиррелла. Эта хронология доказывает, что монстр, которого фанаты видят в "Кубке огня", не был результатом ошибки в зелье воскрешения; это была форма, которую он обрёл ещё до своего первого падения.
Змеи стали чертежом для новой личности Волдеморта
Суть этой теории в том, что физическая форма Волдеморта - это манифестация его "Ложного Я". Психологи описывают Ложное Я как грандиозную конструкцию, созданную нарциссом, чтобы скрыть постыдное "Истинное Я". Для Волдеморта "Истинным Я" был Том Реддл: полукровка, смертный человек, названный в честь глупца. "Ложным Я" стал Лорд Волдеморт: бессмертное чистокровное божество.
Специфический характер его уродств подтверждает это. Почему он лишился носа? Почему потерял волосы? Почему его зрачки превратились в щели? Это не случайные деформации, а конкретный отказ от черт млекопитающих. У млекопитающих есть волосы, у рептилий - чешуя. У приматов есть носы, у змей - прорези.
Систематически избавляясь от маркеров своей биологии млекопитающего, Волдеморт отвергал биологию отца в пользу рептильной сущности, которую он ассоциировал со своим предком, Салазаром Слизерином. Ему мало было стать просто могущественным волшебником. Он стремился стать совершенно иным биологическим видом.
Идентичность "Наследника Слизерина" была единственным, что придавало ему значимость. Владение парселтангом (змеиным языком) стало первым признаком его исключительности ещё в приюте. Это имеет идеальный, извращённый смысл: он использовал своё мастерство в магии, чтобы перекроить тело под стать своему внутреннему образу. Он хотел выглядеть как василиск - абсолютный символ своего наследия, а не как смазливый магл.
Теория обретает ещё больший вес, если взглянуть на его отношения с Нагайной, особенно учитывая её трагическую предысторию, раскрытую в фильмах "Фантастические твари". Она была Маледиктусом - женщиной, проклятой навечно превратиться в зверя против своей воли. Выживая за счёт её яда и превратив её в крестраж, Волдеморт активно выбрал ту самую судьбу, которой она боялась: отбросить человеческий облик, чтобы стать монстром.
Эта теория также объясняет, почему он так отличается от других Тёмных волшебников. Геллерт Грин-де-Вальд, пожалуй, погрузился в Тёмные Искусства не меньше, остался обычным харизматичным мужчиной. Беллатриса Лестрейндж была истерзана Азкабаном и ненавистью, но всё же выглядела как обычная женщина (пусть и безумная).
Если бы тёмная магия автоматически расплавляла нос, каждый Пожиратель выглядел бы как Волдеморт, но это не так. Это доказывает, что трансформация Волдеморта уникальна. Она потребовала специфического сочетания фрагментации души (что сделало тело податливым) и глубокого психологического отвращения к себе (что придало телу форму). Его изменила не "сделка с дьяволом", а ненависть к тому, кого он постоянно видел в зеркале.
На протяжении всей саги Волдеморт создавал себя сам
Не только Волдеморт борется с идентичностью в этой истории; вся серия населена персонажами, которые отвергают своё происхождение, чтобы выковать новое "Я". Сириус Блэк отвергает чистокровную манию своей семьи, чтобы стать бунтарём-гриффиндорцем. Северус Снейп отвергает своего отца-магла, склонного к насилию, чтобы стать "Принцем-полукровкой", принимая магическое наследие матери так же, как это сделал Том.
Гарри постоянно отвергает ярлыки, навешиваемые на него ("Избранный" или "Мальчик, который выжил"), чтобы самому определять свою мораль. Волдеморт - это просто тёмное отражение этой темы. Он берёт универсальное желание переизобрести себя и доводит его до патологической крайности.
Для Волдеморта тело - это символ власти, нечто, что можно лепить и отбрасывать. Нарциссизм не позволяет ему быть обычным. Быть "красивым" было недостаточно, потому что это была обычная, человеческая красота. Это была красота, зависящая от генетики, а не от его собственного могущества.
Уничтожив свою красоту, от кожи до носа, он доказал своё превосходство над самой природой. Он доказал, что ему нужно быть тем, кого боятся. "Обожжённый" вид его переходной фазы подразумевает болезненный процесс, намекая на то, что он был готов терпеть огромные физические страдания, лишь бы вытравить магла из своего организма.
Финальная ирония его трансформации кроется на кладбище Литтл-Хэнглтона. Чтобы воскреснуть, Волдеморт вынужден использовать "кость отца, отданную без ведома". Ему приходится физически реинтегрировать ту самую родословную, которую он потратил жизнь на уничтожение. Он буквально построен из скелета своего отца. И всё же его воля настолько сильна, а душа так искажена, что тело, вырастающее из этой кости, не имеет абсолютно никакого сходства с донором.
Он побеждает свою генетику своей магией. Он восстаёт из котла не как сын Тома Реддла-старшего, а как создание своего собственного дизайна. Именно здесь он по-настоящему победил: взяв "сырой материал" отца и перекрутив его до неузнаваемости. И хотя Роулинг, возможно, не писала напрямую, что внешность Волдеморта - это продукт ненависти к отцу и магловской крови, текст подтверждает: его лицо - результат чего-то большего, чем просто магия.