Найти в Дзене
Миллиард Татар

«Идель-йорт» и «Волга-матушка»: становой хребет России

Оглавление

В Казани вспомнили про 1050-летие со дня рождения песни «Итиль суы ака торур»

Выступление на церемонии награждения «Татары года – 2025» от «Миллиард.Татар», прошедшей 3 декабря в казанском Кремле.


Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»
Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

«Идел эче имин йорт»

В этот раз хотелось бы немного отойти от традиции прошлых, рассказывая, как много работала редакция «Миллиард.Татар» и почему важен повод, почему мы собрались. Мы уже рассказали о численных и иных показателях редакции в ролике на экране в холле.

Мы хотели бы поделиться своими размышлениями о месте силе, о сердце татарского народа, становом хребте России и Татарстана, об одной из главных рек страны - об Идель – Волге.  

Среди проектов этого года «Милилард.Татар» – это аудио книга на татарском и русском языках
дастана (эпоса) «Идегей». Признавая красоту всего эпоса и сложную его судьбу, в дастане есть строка которую знает каждый татарин или татарка:

«И Идел-йорт, Идел-йорт, 
Идел эче имин йорт.“Идегәй” дастаны    «Здравствуй, Идиль, Отчизна-Дом!
Мир да будет в Доме родном! 
Здравствуй, Идиль, мой Дом родной!
Здесь, где мое началось бытие.

«Татар халкыннан сәлам хат…»

Литературный образ «Идел йорт» стал культурным кодом татарского народа. И неслучайно, что одним из образов Родины для татар, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, стал «Идель-йорт».  

5 марта 1943 г. в главных газетах Советского Союза «Правда» и «Известия» было опубликовано «Письмо татарского народа фронтовикам-татарам». 6 марта 1943 татарский текст письма -
«Фронтовик татарларга татар халкыннан сәлам хат» опубликован в республиканских газетах «Кызыл Татарстан» и «Красная Татария». Письмо подписали больше 1,5 миллиона человек. 

«Кояш шаһит, Идел Йорт! Туган илебезнең барлык җирен тәмам азат итеп бетергәнгә хәтле кылычларны кынга салмабыз», - говорится в письме.


Фото: из открытых источников t.me
Фото: из открытых источников t.me

«Идель-Волга» как обоснование инфраструктурных проектов

В этом году мы отметили знаменательную дату – 1020-летие со дня основания Казани, которая тесно переплетена с волжской темой. 

20 лет назад Татарстан реализовал первый из череды проектов, связанных с памятными датами. В 2005 году Казань и республика отметили 1000-летие города, и мы все лично смогли не только убедиться, как преобразилась столица и республика, но почувствовать экономических изменениях в лучшую сторону на собственном примере.

И тогда одним из главных предметов изучения стал Великий Волжский Путь. Серия конференций на волжскую тему привела к глобальному мозговому штурму, который помог осознать особое место для страны и мира Идель-Волги.

«Великая река Идель – Волга как древний торговый путь издавна соединяла народы»

И неслучайно об Великой реке Идель – Волга в своей речи в Казани упомянул Владимир Владимирович Путин, президент Российской Федерации:

«Великая река Идель – Волга как древний торговый путь издавна соединяла народы. Как свидетельствует история, предки современных татар уважали обычаи и веру своих соседей. Эту традицию в полной мере воспринял и продолжил сам татарский народ, который изначально формировался как сплав разных этносов Евразии».
Владимир Путин, Президент РФ. Выступление на собрании, посвященном 1000-летию Казани 26 августа 2005 года Казань, Театр оперы и балета имени Мусы Джалиля

«Идель как точка поворота в истории»

Почему же так важна Идель-Волга? Начнем с античности. Ученые считают, что первые название Идел- Волга звучали как Рангха (Авеста), Оар (Геродот), Ра (Птолемей, Марцеллин). Именно так нашу великую реку знали в античном мире.


Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»
Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

И именно на берегах Идели-Волги произошло окончание эпохи Античности. По крайне мере, так считает британский историк, телеведущий, писатель и журналист, сценарист сериала Netflix и Channel 5 «Тайны британский замоко» Дэн Джонс. Пусть это и спорное утверждение, приведем цитату из его книги:

«Мы имеем все основания говорить, что эпоха Античности полностью завершилась (а Средние века начались) в 370 году на берегах Волги. В этом году у реки появились толпы людей, в совокупности известных как гунны, покинувших родные места, расположенные за тысячи миль отсюда в степях к северу от Китая…
В 370 году разрозненные отряды гуннов начали переходить Волгу, впадающую в Каспийское море на границе между современной Россией и Казахстаном. Само по себе это не представляло непосредственно угрозы для Рима… Однако в 37-х годах главной проблемой были не гунны. Проблемой были те, кого они согнали с обжитых мест».

Как Идель стала Иделью и причем тут Атилла

И именно с момента Великого переселения народов меняется и название реки, несмотря на то, что знакомое европейцам Ра будет еще фиксировать на западных географических картах и в Средневековье, эта река отныне получает название Атил, Итиль, Идель. 

Несмотря на то, что существует споры, что означает слово Атиль, Итиль, Идель, некоторые филологи выдвинули спорную версию, что название реке дали по имени великого гуннского правители Атиллы, прозванный на Западе «Бич божий». Либо расшифровывали имя «Атиллы» как «человек с Итиля». Часть исследователей не согласна. Но оставим эти споры ученым.

Тюрки на берегах Итиля-Волги

Что бесспорно, это то, что на берегах Идели-Волги вместе гуннами начинают обосновываются народы тюркского происхождения. И название Итили становится известно и в мире бывшей Римской империи.  

В византийских исторических источниках название Итиль появляется в VI веке у Менандра Протиктора (ок. 582 года), в хронике Феофана (умер в 818 году), в латинских переводах Анастасия (873-875 годы) и Константина Багрянородного (умер в 959 году). В Х веке арабы пишут о реке Итиль (Атиль): ’tl - у алБалхи (умер в 934 году), ‘Itil - у Истахри (середина X века), atul - у Ибн Хаукаля (около 975 года); 2) ‘itil - у Ибн Русте (около 903 года), ал-Мукаддеси (996 год) и ал-Гарнати (1162 год). Особняком стоит Махмуд Кашгари (около 1070 года) – Itil .

Первая песня про Итиль-Волгу

Именно у составителя первого тюркского словаря «Дивану лугат ат-тюрк» Махмуда Кашгари (считается, что «Диван» составлен на арабском языке в 1072–1074 гг.) впервые в письменных источниках была зафиксированная песня, стихотворение про Идель в разделе о языке булгар.

Итил суы ака торур, 
Кыя төбе кака торур. 
Балык тәлим бака торур, 
Күлең тәкый күшәрер.    Течет Итиль-река,
Волны ее бьются о скалы, 
Пруды наполняются рыбой
И лягушками после её разлива.

И до сих пор спустя 1000 лет слова ее понятны современному татарину. В 2024 году песне «Итил суы ака торур» исполнилось 1050 лет.


Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»
Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

Идель в татарском языке

Как продолжение 1000-летней традиции обитания на берегах Волги, необходимо привести употребление названия Идел в различных пословицах и поговорках татарского языка:

Идел күрми итек салмыйлар (Валенки не делают, не видя Волги); 
Идел суын бер эчкән янә бер эчми калмас (Тот, кто выпьет воду из Волги, еще раз будет пить); 
Идел суы илле батман; Идел илле чакрым (Пятьдесят миль Волги); 
Исенә төшкәч, Идел кичәр; 
Идел белән бозга таянма (Не надейтесь на Волгу и лед)

Ученые при анализе народных песен выявили 20 народных песен с упоминанием названия Идел.

Ике Идел бер диңгез 
Агалар микән бертигез 
Күрсәгез сәлам әйтегез 
Сагыштан саргая диегез.     (Две Волги как одно Море 
Братья такие же? 
Скажи привет, когда увидишь это 
Скажи, что очень скучает).

В лирических песнях Идел олицетворяет и образ матери (Идел-анам):

Очар идем, төшәр идем Идел буе камышка
И анам, бик сагынам, калды миннән аерылып

Страна городов

Булгарская песня стала своеобразным предвестником появления первой городской цивилизации на берегах средней Идель-Волги. 

Все великие городские аграрные цивилизации, расположенных на берегах рек. Вспомним, Шумер и Аккад в Междуречье, Египет на берегах Нила, Мохеджо-Даро в Индии, Янцзы и Хуанхэ в Китае. И Татарстан расположен в междуречье - на берегу двух великих рек, Волги и Камы. 

С времен античности на берегах Волги и Камы существовали различные культуры и народа. К примеру, недавно в Казани археологи провели юбилейные мероприятия, посвященные Ананьинской археологической культуры, которая существовала с конца IX по III вв. до н.э.

Но все же первым городам Среднее Поволжье обязана тюркским переселенцам с берегов Причерноморья – булгарским племенам.  

Именно они формируют здесь городскую торговую цивилизацию, интегрированную в глобальный исламский мир. Это и город Булгар с портовым выходом и международным рынком, и мега-полис средневековья Биляр на берегах Черемшана, входивший в пятерку крупнейших городов мира, и Муромский городок, череда других городов.

Средневековые мегаполисы

Не стала исключением и Золотая Орда. Булгар - первая столица Улуса Джучи и доминион потомков Чингизхана. Затем в Нижнем Поволжье появляются новые мега-полисы с населением чуть ли не с сотней тысяч человек – столичные Сараи (новый и старый), а также Укек, Гулистан, Хаджи-Тархан (Астрахань)... 

Казанское ханство свое название получило по названию столицы, что говорит само за себя. Археологи сейчас знают на территории 200 городищ, то есть татарстанское междуречье – это сильнейшее концентрация городской культуры.    
После присоединения Поволжья к Московскому государству Волга обрастает новыми городами и сегодня это один из урбанизированных регионов России. И чуть ли не в каждом поволжском городе появляется район под названием

«Татарская слобода». Татары – городская нация

Неслучайно, в Татарстане расположен самый молодой город России – Иннополис, и есть предпосылки для формирования городских агломерации федерального масштаба. Все лежит на основе 1000-летней традиции городской культуры.


Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»
Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

«Матка своеи Волги, где наша изначала вера зачалась»

Ислам неразрывно связан с Волгой. На берегах Идели две страны официально объявляли религию Ислам государственной – Волжская Булгария и Золотая Орда.

922 год – год принятие ислама на государственном уровне. На берегах Волги, Черемшана 
В 1312 году при хане Узбеке Золотая Орда приняла ислам как государственную религию

Потом ногайский кековат Джан-Мухаммед осенью 1635 г. будет объяснять русскому воеводе, что «сами бы де мы своево родьственнова стариннова корени не покинули и матки своеи Волги, где наша изначала вера зачалась».

Волга – начало российского многонациональнго государства

Именно на берегах Волги, и в том числе у Казани. родилось многонациональное государство, которое сейчас называется Российская Федерация.  

Московское государство, включив в свой состав пост-ордынские государства, двинулась дальше и достигло берега Тихого океана. По сути, стала евразийской цивилизацией. 

Поволжье стало одним из первых в составе будущей Российской империи регионом с новым населения, и здесь формировалась модель управления, которая позволила превратить в будущем народы России в одну семью.   

Именно на Волге находятся православная святыня Свияжск и мусульманская столица Болгар.

Много воды утекло в Идель-Волге, но уже столетия татары неотъемлемая часть России. И вот как это выразил Габдулла Тукай: 
Рус җирендә без әсәрле, эзле без,
Тарихында бер дә тапсыз көзге без.
Рус белән тормыш кичердек сайрашып,
Тел, лөгать, гадәт вә әхлак алмашып.
Бергә тормыш, бергәлек чиктән ашып,
Без шаярыштык, вакытлар алмашып.     На русской земле проложили мы след,
Мы — чистое зеркало прожитых лет.
С народом России мы песни певали,
Есть общее в нашем быту и морали,
Один за другим проходили года, —
Шутили, трудились мы вместе всегда.

Идель-Волга – это место встречи народов

Включив Казань в состав Московского государства, русский народ открыл для себя Большую Волгу, более тесно познакомившись с ее непростым нравом. «Сейчас это река «Волга-матушка — самая известная русская река, символ центральной России. Её образ в культуре — это образ кормилицы, главной улицы, «реки-труженицы». Она олицетворяет ширь и мощь», - пишут политтехнологи в своих блогах. 

Именно благодаря Екатерине II, которая стала Великой после многих реформ, мы обязаны не только появлению первых каменных мечетей в Казани и прозвища «әби-патша», но и окончательной интеграции Волги в ткань российского государства, а также дальнейшего развития традиций терпимости. Неслучайно один из западных авторов Дженет Хартли в своей книге «Волга: история главной реки России» пишет, что «терпимость Российской империи к культурной самобытности… привела к возникновению термина «империя различий». 

И Волга станет тем, что олицетворяет для большинства сегодня, знакомой по школьным строчкам Николая Некрасова:

“О Волга!.. колыбель моя! 
Любил ли кто тебя, как я? 
Один, по утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый блекс едва скользит 
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке”.

Татары на берегах рек и у родников

Вода занимает особое место в культуре татарского народа. Селения и города предков татар всегда ставились на высоких берегах рек. В этом удалось убедиться лично, посещая этим летом древние городища в Татарстане. Поэтому генетически татары, отодвинутые от реки после завоевания от рек, всегда тянулись к воде.

«Тау башына салынгандыр безнең авыл, 
Бер чишмә бар, якын безнең авылга ул.
Авылыбызның ямен, суы тәмен беләм,
Шуңа күрә сөям җаным-тәнем белән, - гласит стихотворение Тукая, показывая, что татары старались размещать свои поселения на возвышенности у открытых источников воды.

Татарстан - это не только страна городов, но и страна родников. Каждая деревня в Татарстан старается благоустроить родник и именно «чишмә» становится достопримечательностью. Таким образом, татары компенсировали свою разлуку с Волгой, когда после завоевания Казанского ханства, татарское население было отселено с берегов рек.


Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»
Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

«Ушёл от Волги, переселился в глубинный район — и духом обмельчал татарин»

Очень интересными наблюдениями о влиянии воды делится татарский журналист Рамис Латыпов. Процитируем его материали «Мы - то, что пьем»:

«Человек на две трети состоит из воды. Она течёт в наших жилах, хранит память о земле, где родилась. Еда насыщает тело, а вода формирует душу. У воды есть память — это удивительное вещество, из которого родилось всё живое.
Говорят, татары не похожи друг на друга. И правда — какие мы разные! Одни мягкие и певучие, другие горячие и порывистые, третьи степенные и рассудительные. Почему? Да потому что живём в разных краях и пьём разную воду.
Каждый родник и каждая река несут свой характер. Пьёшь воду Волги — в тебе появляется простор и терпение. Тело крупное, широкие плечи, взгляд уверенный. Ушёл от Волги, переселился в глубинный район — и духом обмельчал татарин. Пьёшь воду Агидели — в сердце рождается песня. Не зря большинство певцов из Башкортостана. У Агидели особая сила — певучая, прозрачная, как сама моң, мелодия души».

КАЗАНЬ И ВОЛГА: МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОК, АЗИЕЙ  И ЕВРОПОЙ

Во времена Екатерина Казань и Волга воспринималась как линия разграничения между Востоком и Западом. «Я в Азии»21, – заявляла Екатерина II в письме Вольтеру из Казани в 1767 году.

И спустя почти 300 лет Казань и Волга, находясь в Европе, остается воротами на Восток, и имеет все шансы встроиться в проект транспортного коридора Север — Юг, который должен помочь России получить выход через Иран в Индию.

Группа стратегического видения «Россия – Исламский мир», возглавляемая Раисом Татарстана, является одним из главных переговорных площадок с мусульманскими странами. 

Раис Татарстана Рустам Минниханов прекрасно понимает важную роль Идель-Волги для республики и России. 7 февраля 2025 года на форуме «Казаныш» он произнес важную фразу: «Воды у нас много. Всевышний нам эту воду дал. Осталось только воспользоваться».

Подробнее: https://milliard.tatar/news/idel-iort-i-volga-matuska-stanovoi-xrebet-rossii-8691