Найти в Дзене
Влюбляю в закаты

Прогулка по Москве. Деревянно-чугунная трамвайная остановка.

Эту трамвайную остановку, как мне кажется, знают все, ну или почти все. Каждый раз, когда я оказываюсь рядом, там всегда много людей, кто её фотографирует и изучает. В 1886–1887 годах в Москве появились первые линии парового трамвая, который горожане ласково прозвали «паровичок». Один из маршрутов проходил от Бутырской заставы до Петровской земледельческой академии, ныне известной как Сельскохозяйственная академия имени Тимирязева. По пути трамвай останавливался на «Красностуденческом проезде» и останавливается по сей день. В начале 1890-х годов архитектор Когновицкий спроектировал и построил деревянные павильоны на всех остановках новых паровых трамвайных линий. Франц Андреевич Когновицкий — один из признанных мастеров московского модерна, окончивший Московское училище живописи, ваяния и зодчества с серебряной медалью. Позднее ученик Когновицкого (архитектор Евгений Васильевич Шервинский) перестраивал павильоны, и вот в 1936 году в конструкции этого павильона появились конструктивные

Эту трамвайную остановку, как мне кажется, знают все, ну или почти все. Каждый раз, когда я оказываюсь рядом, там всегда много людей, кто её фотографирует и изучает.

Фото автора канала. Чугунный павильон трамвайной остановки.
Фото автора канала. Чугунный павильон трамвайной остановки.

В 1886–1887 годах в Москве появились первые линии парового трамвая, который горожане ласково прозвали «паровичок». Один из маршрутов проходил от Бутырской заставы до Петровской земледельческой академии, ныне известной как Сельскохозяйственная академия имени Тимирязева. По пути трамвай останавливался на «Красностуденческом проезде» и останавливается по сей день.

В начале 1890-х годов архитектор Когновицкий спроектировал и построил деревянные павильоны на всех остановках новых паровых трамвайных линий.

Фото автора канала. Чугунный павильон трамвайной остановки.
Фото автора канала. Чугунный павильон трамвайной остановки.
Франц Андреевич Когновицкий — один из признанных мастеров московского модерна, окончивший Московское училище живописи, ваяния и зодчества с серебряной медалью.

Позднее ученик Когновицкого (архитектор Евгений Васильевич Шервинский) перестраивал павильоны, и вот в 1936 году в конструкции этого павильона появились конструктивные и декоративные элементы из чугуна. Этот павильон частично сохранил элементы оригинального проекта Когновицкого, несмотря на пожар в 1990-х годах.

Фото автора канала. Чугунный павильон трамвайной остановки.
Фото автора канала. Чугунный павильон трамвайной остановки.

В 2017–2018 годах павильон отреставрировали. Рабочие демонтировали поздние элементы, исказившие его исторический облик. Чугунные колонны с базами и постаментами, единственное хорошо сохранившееся наследие постройки, очистили от загрязнений и наслоений.

Реставраторы восстановили утраченные архитектурные и декоративные элементы павильона, используя архивные фотографии и сохранившиеся образцы. Чугунные и деревянные детали были воссозданы с максимальной точностью, вернув павильону его первоначальный облик.

Фото автора канала. Чугунный павильон трамвайной остановки.
Фото автора канала. Чугунный павильон трамвайной остановки.

Сейчас — это по-прежнему остановка общественного транспорта, в ней также располагается две кофейни.

По мне, так было бы здорово, если бы таких атмосферных остановок в Москве было больше.

Фото из открытых источников. Чугунный павильон трамвайной остановки 1986-1987.
Фото из открытых источников. Чугунный павильон трамвайной остановки 1986-1987.

📍Адрес: Москва, Красностуденческий проезд, дом 17.