Найти в Дзене
Egor Restoration

Приёмы реставрации икон: от расчистки олифы до укрепления окладов

Вот эта икона "Поклонение волхвов" у нас хранится отдельно. Мы ее, как бы, вскрыли. Характерно, что сохранность довольно плохая.. ну, не сказать чтобы плохая. Живопись.. живопись такая миниатюрная, естественно, она очень потемневшая от олифы. Но мы тут решили начать именно с восстановления утрат левкаса. Чтобы потом проще было выравнивать этот уровень. В данном случае идет процесс создания левкаса. Дальнейший этап - это расчистка, смывка потемневшей олифы. И она станет свежей. Это гетто-пробели? Мужик? Это пробнички, фрагменты расчистки. Тоже очень интересный вариант. А вот такая икона - "Воскресение Христово с праздниками". Очень пострадавший вариант. Ее нашли.. вернее, принесли. Нашли в какой-то разрушенной церкви, в куче мусора. Тут и осыпание слоя, и черная плесень. Практически вся живопись.. где-то левкас просвечивается местами. То есть, письмо было хорошее, в общем-то. Традиционная подмосковная, скажем, икона. Стилистика таких промыслов, как Мстёра или Владимир, чувствуется. О

Вот эта икона "Поклонение волхвов" у нас хранится отдельно. Мы ее, как бы, вскрыли. Характерно, что сохранность довольно плохая.. ну, не сказать чтобы плохая. Живопись.. живопись такая миниатюрная, естественно, она очень потемневшая от олифы.

Но мы тут решили начать именно с восстановления утрат левкаса. Чтобы потом проще было выравнивать этот уровень. В данном случае идет процесс создания левкаса. Дальнейший этап - это расчистка, смывка потемневшей олифы. И она станет свежей. Это гетто-пробели? Мужик? Это пробнички, фрагменты расчистки. Тоже очень интересный вариант.

А вот такая икона - "Воскресение Христово с праздниками". Очень пострадавший вариант. Ее нашли.. вернее, принесли. Нашли в какой-то разрушенной церкви, в куче мусора. Тут и осыпание слоя, и черная плесень. Практически вся живопись.. где-то левкас просвечивается местами. То есть, письмо было хорошее, в общем-то. Традиционная подмосковная, скажем, икона. Стилистика таких промыслов, как Мстёра или Владимир, чувствуется. Очень пострадавшая, и тем не менее, студенты пытаются вернуть ее к жизни.

-2

А вот здесь - пример, как восстанавливается утраченное золото. Которое на самом деле делалось тоже имитацией: по серебряному сусальному листу - желтые лаки. Всегда сложно подогнать этот оттенок. Вот, восстанавливаются места. Тут тоже сусальное листы золота.. вернее, серебро наклеено, идет тонировка вот таким желтым лаком, который подбирается, чтобы потом не отличался от родного. А потом уже будет писаться по нему, допустим, утраченные места. Тут у нас получается Господь Вседержитель и орнаменты по полям.

Вот такая очень редкая иконка - "Обретение главы Иоанна Предтечи". Сейчас в процессе активной реставрации. Главное, чтобы реставрационные места не выделялись среди авторской живописи. Их приходится и заглушать, и приглушать активность того же золота или серебра. Поэтому тут всегда нужно чувствовать, когда вовремя остановиться, чтобы не перестараться.

-3

Вот и вот такая, немножко отдельная тема - это иконы в окладах. "Поклонение Клодта", так называемое. Иконы, на которые одевались оклады, или писалась "под оклад" - которые писались с расчетом, что их потом закроют окладом, и писались только лик и руки. Вот, допустим, в данном случае Спаситель. Он написан, восстановлен, как бы, из ничего, потому что здесь все было смыто, все утрачено. И вот получился такой, еще немножко не законченный, вариант работы.

И если, допустим, качество оклада и сохранность очень приличные, как в данном случае - он лаком покрыт, никаких особых повреждений нет - то бывают и очень пострадавшие от времени оклады. Вот, допустим, этот у нас латунный оклад уже со следами пайки. Когда коррозия металла происходит до крайней степени, он начинает сыпаться. Тут уже приходится делать пластыри. В дальнейшем мы сделаем укрепляющие слои тканью и эпоксидной смолой, чтобы оклад в дальнейшем совсем не развалился. Венчик потом будет отдельно делаться.

-4

Вот такой образец традиционного, массового производства, тиража Академии - небольшие образы домашнего формата. Но сохранность бывает разной. Конечно, сложный вариант, когда все такое "дышит", шевелится. Хотя, вот лик в общем-то сохранился достаточно неплохо.

А тут у нас находятся иконы, которые либо уже ждут своего часа для дальнейшей реставрации, которые пришли к нам в последнее время, и мы за них еще не брались - это как хранилище. Либо, допустим, пришла икона из коллекции какого-то художника-любителя как образец, как не надо писать. Я ее показываю своим студентам.

-5

Вот тут у нас рабочие места студентов - тоже все в работе. "Троица", очень интересная, работа близится к завершению. "Флор и Лавр" - тоже в процессе реставрации. Тут у нас студенты-второкурсники начинали работать. Вот они, две сестренки, какую начальную пару установили? "Поклонение волхвов" - несложная задача.

А вот этот, допустим, большой образ - "Спас на троне" из собора Никольского Сити. Никольского? Они у нас защищали полностью, это было где-то 34 иконы. И вот они два месяца у нас их просто отмывали от грязи, которую те 25 лет накопили в иконостасе, пока в храме шел ремонт. Нам дали их подправить - тоже хорошая практика для студентов. Они видят, как пишется современная икона. В данном случае - маслом, это артель нашей епархиальной мастерской.

-6

Вот у нас дипломные работы выпускников-иконописцев. Вот тут тоже рабочий стол студентов. Все в работе. Вот иконы с утратами, а вот здесь - уже на завершающей стадии. Осталось, может быть, немножко что-то подкорректировать. Допустим, образы святителя Николая - попроще и посложнее - делали два разных студента. Разная школа: тут, допустим, уральская, классическая, а где-то - подмосковная. И тем не менее, к открытию курса они такие сложные задания уже могут достойно выполнять. Вот так тут и живем.