Жизнь и художественное наследие Василия Николаевича Бакшеева — мастера, чьё имя прочно вписано в историю русского пейзажа и жанровой живописи в духе «Союза русских художников».
Родом Василий Бакшеев из дворянской московской семьи. Пример старшего брата Фёдора, избравшего путь архитектора, на какое-то время определил и направление интересов Василия — молодой человек поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Но вскоре он осознал, что его истинное призвание — живопись, и перешёл в живописный класс. Среди его наставников были такие мастера, как В. Е. Маковский, А. К. Саврасов и В. Д. Поленов.
Дебютные работы Бакшеева не остались незамеченными в художественных кругах. Полотно «Девушка, кормящая голубей», выставленное на ученической экспозиции в МУЖВЗ, покорило Павла Третьякова — знаменитого собирателя русской живописи. Картина пополнила коллекцию мецената. Вдохновением для создания этого произведения послужила поездка в имение Зайцево, принадлежавшее другу художника — юристу Лосеву. В имении Василий познакомился с Анной, младшей сестрой Лосева, и был пленён её обаянием. Портрет Анны стал не только художественным шедевром, но и своеобразным романтическим признанием, которое впоследствии переросло в супружеский союз.
В начале творческого пути Василий Бакшеев уделял много внимания бытовым сюжетам, однако со временем его всё больше привлекала пейзажная живопись. Его полотна, воспевающие красоту природы, отличались особой эмоциональностью и лиризмом. Некоторые из них вошли в собрание Академии художеств. Художник обладал уникальным даром передавать нежность и трепетность природных пейзажей, их едва уловимое дыхание. Весна была его любимым временем года, и на холстах Бакшеева оживали яркие и радостные мгновения пробуждения природы после зимнего сна. Получив широкое признание, художник стал заметной фигурой на выставках Товарищества передвижников и одним из основателей «Союза русских художников», а позднее был удостоен звания академика живописи.
Архитектурные знания, полученные в юности, Василий Николаевич реализовал в жилом доме, построенном для себя и своей семьи. В Москове в Ростовском переулке, он возвёл двухэтажный деревянный дом по собственному проекту — здесь семья Бакшеева прожила более полувека.
Революционные события 1917 года стали поворотным моментом в творчестве художника. Он присоединился к Ассоциации художников революционной России (АХРР) и принимал участие в её выставках. В этот период он написал такие работы, как «Восстание в тылу у белой флотилии», «Демонстрация», «Ленин в Разливе». В 1930-е годы Бакшеев отправился в творческую поездку по Советскому Союзу, результатом которой стали «индустриальные пейзажи» — «Новая Алма-Ата» и «Вольский цементный завод». Тем не менее пейзаж и впредь оставался доминирующей темой в его искусстве.
В советские годы Бакшеев активно занимался преподаванием. Он занимал должность профессора в Высших государственных художественных мастерских и Институте повышения квалификации, делился своим мастерством в различных художественных студиях. За неоценимый вклад в развитие отечественного изобразительного искусства художник был награждён орденом Трудового Красного Знамени и удостоился Сталинской премии. С 1947 года ему были присвоены звания Народного художника РСФСР и действительного члена Академии художеств СССР. Василий Николаевич ушёл из жизни, не дожив четырёх лет до столетия, и нашёл последний приют на Новодевичьем кладбище.
Творчество Василия Николаевича Бакшеева по праву считается неотъемлемой частью наследия русского советского искусства. Он стал продолжателем лучших традиций национальной школы живописи, а его произведения отличаются той самой «задушевностью», которая является отличительной чертой русской классической живописи. Согласно данным HammerPrice, на аукционах в России было реализовано 16 работ мастера, а наивысшая цена — 250 000 рублей — была уплачена за полотно «Летний день» на одном из зимних аукционов в Москве.
Узнайте больше об аукционных продажах работ Василия Николаевича Бакшеева на нашем сайте.