Найти в Дзене

Умный тренажёр для обучения сварке придумали в УГНТУ

Представьте: студент в сварочной мастерской впервые берет горелку. Через 10 минут его шов покрывается порами — он держал инструмент под неправильным углом. На переделку понадобится 30 минут и дополнительные материалы, а ошибка повторится. Стартаперы УГНТУ придумали, как этого избежать — они работают над решением, которое превращает обучение в интерактивный процесс. — Наш будущий «Умный тренажер» — это гаджет с датчиками, который крепится на сварочную горелку. Когда новичок отклоняется от правильного угла, устройство вибрирует и загорается — как умный тренер, который шепчет: «Держи ровно!», — рассказывает Кунт Бетильмерзаев, студент третьего курса направления «Оборудование и технология сварочного производства» и участник программы «Акселератор 102». Студент УГНТУ Кунт Бетильмерзаев (справа) и молодой преподаватель Азамат Илалов (слева) вместе работают над стартапом. Над проектом Кунт работает вместе с напарником — молодым преподавателем кафедры «Оборудование и технологии сварки и контро
Оглавление

Представьте: студент в сварочной мастерской впервые берет горелку. Через 10 минут его шов покрывается порами — он держал инструмент под неправильным углом. На переделку понадобится 30 минут и дополнительные материалы, а ошибка повторится. Стартаперы УГНТУ придумали, как этого избежать — они работают над решением, которое превращает обучение в интерактивный процесс.

— Наш будущий «Умный тренажер» — это гаджет с датчиками, который крепится на сварочную горелку. Когда новичок отклоняется от правильного угла, устройство вибрирует и загорается — как умный тренер, который шепчет: «Держи ровно!», — рассказывает Кунт Бетильмерзаев, студент третьего курса направления «Оборудование и технология сварочного производства» и участник программы «Акселератор 102».

Студент УГНТУ Кунт Бетильмерзаев (справа) и молодой преподаватель Азамат Илалов (слева) вместе работают над стартапом.
Студент УГНТУ Кунт Бетильмерзаев (справа) и молодой преподаватель Азамат Илалов (слева) вместе работают над стартапом.

Над проектом Кунт работает вместе с напарником — молодым преподавателем кафедры «Оборудование и технологии сварки и контроля» (ОТСК) Азаматом Илаловым, который уже имеет опыт реализации стартапов. В 2022 году Азамат стал победителем конкурса «Умник», в 2024 — конкурса «Студенческий стартап». Сегодня он является заместителем директора Институт нефтегазового инжиниринга и цифровых технологий (ИНИЦТ) УГНТУ по технологическому предпринимательству и входит в Молодёжный ректорат от ИНИЦТ. А ещё он, по словам Кунта Бетильмерзаева, просто отличный парень и надёжный соратник.

Об идее и её реализации

Идея проекта родилась прямо в учебных мастерских кафедры ОТСК.

— На занятиях мы заметили, что 70% времени уходит не на саму сварку, а на исправление ошибок. Преподаватели физически не могут стоять за спиной у каждого. Мы подумали, что решить проблему можно с помощью современных технологий. Кафедра поддержала нас — предоставила лабораторию и помощь наставников, — говорит Кунт Бетильмерзаев.

Ребята поставили перед собой задачу не просто автоматизировать процесс, а создать «цифрового наставника». За 85 000 рублей (в три раза дешевле аналогов) заказчик получит систему, которая, по их расчетам:

  • сократит расход электродов на 25%;
  • ускорит обучение на 30%;
  • даст преподавателю возможность работать с группой, а не бегать от одного студента к другому.
ИИ-визуализация дизайна «Умного тренажера».
ИИ-визуализация дизайна «Умного тренажера».

Кунт и Азамат работают над проектом три месяца. За это время они прошли путь от эскиза на салфетке до готового технического решения. Сейчас у команды есть:

  • детальный план сборки прототипа;
  • надежные поставщики;
  • подготовленная документация для гранта.

Кунт Бетильмерзаев, как технолог, отвечает за «железо»: подбирает датчики, проектирует корпус, рассчитывает защиту от помех. Азамат решает вопросы коммерциализации: общается с университетами и колледжами, готовит презентации, ищет заказчиков. Напарники стараются как можно чаще обговаривать план действий: «Что сделал? Что планируешь? Какие барьеры?». Это дисциплинирует и не дает распыляться.

Кунт Бетильмерзаев — технолог, в проекте он отвечает за «железо».
Кунт Бетильмерзаев — технолог, в проекте он отвечает за «железо».

О планах на будущее и участии в акселераторе

Как говорит Кунт, дорожная карта проекта напоминает игру: несколько уровней с боссами-вызовами. Уровень 1 (ближайшие шесть месяцев): создать работающий прототип и испытать его. Уровень 2: интегрировать функцию измерения ширины сварочного шва в реальном времени. Это позволит контролировать не только угол, но и качество формирования соединения. Уровень 3 (2026 год): разработать облачную платформу, где преподаватель будет видеть прогресс каждого студента в реальном времени, включая анализ всех параметров сварки.

Ребята твёрдо верят в успех своего проекта — в том числе, благодаря участию в акселерационной программе УГНТУ.

— «Акселератор 102» стал для нас как тренажерный зал для предпринимателя. До этого мы думали: «Собрали прототип — все, бизнес готов». Оказалось, это только начало. В акселераторе научили многому: говорить с инвесторами на их языке (спойлер: их волнует не технология, а юнит-экономика); проверять гипотезы до вложения денег; видеть риски, которые мы не замечали (например, как защититься от копирования). А самым ценным оказался нетворкинг. Мы познакомились с ментором, который помог решить проблему с помехозащитой, над которой мы бились месяц, — делится Кунт.

Азамат и Кунт верят в успех своего проекта.
Азамат и Кунт верят в успех своего проекта.

Советы начинающим техпредпринимателям от команды проекта

  • Создавайте «дорожную карту» до поиска инвестиций. Четкий план экономит месяцы работы.
  • Используйте ресурсы университета. Лаборатории, экспертиза преподавателей и нетворкинг часто ценнее первых инвестиций.
  • Не бойтесь узких ниш. Образовательный рынок сварочных тренажеров кажется небольшим, но именно специализация дает преимущество перед крупными игроками.
«Наш опыт показывает: успешный технологический проект начинается не с идеи, а с глубокого понимания конкретной проблемы и системного подхода к ее решению».