Найти в Дзене

Эксперты: Мошенники осваивают параллельный импорт и европротокол

https://ru.freepik.com/ Российские страховщики подводят итоги года: считают не только прибыль, но и убытки от мошенничества в страховании. Новые схемы аферистов и тенденции этого вида преступности озвучил вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Сергей Ефремов. Российские страховщики отмечают тревожную тенденцию: если в 2024 г. по итогам года правоохранители возбуждали 31% уголовных дел, то за девять месяцев 2025 г. этот показатель упал до 21%. Даже лидеры — Москва (с 93% до 72%) и Санкт-Петербург (с 40% до 23%) — показывают негативную динамику. В Приморском и Краснодарском краях ситуация еще острее, а в некоторых северокавказских регионах возбуждение уголовных дел по поданным страховыми компаниями заявлениям о страховом мошенничестве остается единичным или даже нулевым. Уже сейчас ВСС прогнозирует, что суммы ущерба по итогам 2024 и 2025 гг. будут сопоставимы. Прошлый год принес страховщикам 3,9 млрд руб. убытков, а девять месяцев текущего года — уже 3,2 млрд руб. По набл
https://ru.freepik.com/
https://ru.freepik.com/

Российские страховщики подводят итоги года: считают не только прибыль, но и убытки от мошенничества в страховании. Новые схемы аферистов и тенденции этого вида преступности озвучил вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Сергей Ефремов.

Российские страховщики отмечают тревожную тенденцию: если в 2024 г. по итогам года правоохранители возбуждали 31% уголовных дел, то за девять месяцев 2025 г. этот показатель упал до 21%. Даже лидеры — Москва (с 93% до 72%) и Санкт-Петербург (с 40% до 23%) — показывают негативную динамику. В Приморском и Краснодарском краях ситуация еще острее, а в некоторых северокавказских регионах возбуждение уголовных дел по поданным страховыми компаниями заявлениям о страховом мошенничестве остается единичным или даже нулевым.

Уже сейчас ВСС прогнозирует, что суммы ущерба по итогам 2024 и 2025 гг. будут сопоставимы. Прошлый год принес страховщикам 3,9 млрд руб. убытков, а девять месяцев текущего года — уже 3,2 млрд руб. По наблюдениям ВСС, больше убытков стали приносить организованные преступные группы — их доля по сравнению с бытовым мошенничеством выросла.

Камеры фото- и видеофиксации напрямую влияют на кошелек водителей — к такому выводу пришли страховщики, анализируя коэффициент бонус-малус (КБМ). Так, в оснащенной камерами Москве более половины водителей не попадают в аварии и имеют низкую стоимость полиса. При этом в Ингушетии, где контроль слабее, высокий КБМ (и, соответственно, цена ОСАГО) лишь у 9,9% автовладельцев.

Всероссийский союз страховщиков рекомендовал всем региональным рабочим группам обращаться к властям субъектов с предложением дополнительно оснащать населенные пункты и крупные магистрали средствами контроля. Это не только снизит аварийность, но и сделает страхование более выгодным для дисциплинированных водителей.

Появление параллельного импорта спровоцировало страховое мошенничество, которое страховщики уже выделяют в тенденцию. Автомобили перегоняют в страну по одной цене, но на страхование выставляют по завышенной стоимости, иногда в разы. Средний ценник по каско может достигать 3-4 млн руб. страховой суммы. Схема позволяет получить за застрахованную машину, привезенную по параллельному импорту, серьезные суммы, чем и пользуются злоумышленники.

Также впервые потери страховщиков по каско из-за мошенников «обогнали» сумму общего ущерба по ОСАГО: 1,5 млрд руб. против 1,32 млрд руб. соответственно.

Мошенники продолжают использовать распространенные схемы подставных ДТП — наезд на припаркованный автомобиль, ускорение на светофорах, аварии на кругах. В Москве и Санкт-Петербурге правоохранительные органы и страховщики научились быстро различать «мастеров кругового движения», поэтому теперь аферисты переезжают с этой схемой в малые города России.

На Кавказе ВСС отмечает такие характерные «бесконтактные» подставные ДТП. Как правило, в нем участвует несколько дорогостоящих автомобилей и один менее дорогой с полисом ОСАГО. Условный грузовик выезжает со второстепенной дороги или на перекресток, не уступая дорогу другим. Другие участники движения стараются избежать «столкновения» и попадают в дерево, столб, наезжают на препятствие. Водитель с ОСАГО признает свою вину, но иномарки оказываются незастрахованными, что и бьет по страховым.

Еще одна схема, которую мошенники начали использовать активнее — злоупотребления через европротокол. По данным ВСС, доля оформленных по европротоколу убытков в среднем по стране составляет около 40%, а в ряде регионов она еще выше. Так, за счет афер с европротоколом ухудшается ситуация со страховым мошенничеством в Приморском крае и Новосибирске.

Автострахование остается основой сферой, где происходят злоупотребления в страховании. Но постепенно мошенники «осваивают» страхование жизни и здоровья: в 2024 г. на этот вид страхования приходилось примерно 3% от общего числа выявленных случаев, а за период с начала года — уже 6%.