В последнее время, после того, как внуки пошли в школу, в разговорах о нынешнем образовании я неоднократно приводил в пример те советские учебники, по которым мы учились в школе. Это было давно, почти 70 лет назад, но до сих пор помню страницу из учебника русского языка: правило в рамочке, за ним - пример написания слов или предложений и, наконец, упражнение или несколько упражнений по новой теме. Всё чётко, всё понятно. И никаких, упаси бог, опечаток или ошибок. А если таковые и попадались очень редко, то в самом начале учебника был вклеен небольшой листок с найденными в нём опечатками. Нам не были нужны ни репетиторы, ни помощь родителей (которые работали), сами после объяснения учителя легко разбирались и запоминали.
Поэтому-то в нынешние времена я порой – со своими дипломами - не могу понять и разобраться в том, как и чему учат современные книжки, в шутку (злую) называемые учебниками.
Вот и недавно дочь прислала мне фото из учебника русского языка для 4-го класса с просьбой объяснить ей и внуку, как им понимать то, что в рамочке.
Я уточнил: может это какое-то задание на сообразительность? Оказывается, нет. А что же это за рамочка с её содержимым?
Решил попробовать разобраться. Заглянул в начало книги.
Это надо же, сколько всякой всячины тут наворочено. Мы, в своё время, ничего этого не знали, даже названий. Но это не мешало нам быть грамотными, а мне на экзамене по русскому языку получить пятёрку. И как мы без всего этого учились, ума не приложу.
К слову, из всех обозначений не нашёл обозначения грамматических правил, которые, как я полагал до этого, должны осваивать школьники.
А та рамочка - это, оказывается, "орфоэпический словарик".
Во как! Я и слова-то такого не знал. Полез в интернет. Почерпнул оттуда:
"Орфоэпический словарь — это справочник, в котором собраны слова, чьё произношение или ударение вызывает сложности. Простыми словами, это словарь, отражающий орфоэпическую норму — современное литературное произношение и ударение".
Не помню, чтобы у меня и моих близких ударение в слове "бАнты" или "бАнтов" вызывало сложности. Во всяком случае, до того, как я заглянул в современный учебник русского языка для 4-го класса, по которому учат моего внука.
И ведь у этого учебника аж два автора!
ПризнАюсь, я заподозрил этих тружениц на поприще обучения детей в том, что они спутали слова из учебника с другими, им знакомыми: "понтЫ" и "понтОв".
В присланном из того, что поместили в рамочку, трудно понять что-либо. Правила я не увидел.
Единственное, что я понял: это не правило, а пример очередного бреда неучей, пишущих подобные учебники.
Может, поэтому от окончивших нынешнюю школу всё чаще слышу в телеэфире: портОв, когда речь заходит о местах стоянки кораблей и судов.
Меня зацепило узнанное. Решил узнать, кто автор сего открытия. Узнал.
Кстати, в билетах "ЕГЭ/ОГЭ русский язык", размещённых в интернете, нашёл:
"и. п. (что?) бант, ба́нты
р. п. лента (чего?) ба́нта, ба́нтов От автора: вы представляете ленту бантов? Я - нет.
д. п. дотронусь (к чему?) к ба́нту, к ба́нтам От автора: похоже, авторы билетов из той же категории - дотронусь до чего, а прикоснусь к чему;
в. п. завяжу (что?) бант, ба́нты
т. п. любуюсь (чем?) ба́нтом, ба́нтами
п. п. расскажу (о чём?) о ба́нте, о ба́нтах".
Выходит, авторы учебника, давая школьникам неверные знания, сознательно готовят их к провалу или занижению оценки по русскому на ЕГЭ/ОГЭ.
Кстати, обратите внимание, кто был рецензентом этого учебника (фото 2).
Если бы только этим морочили головы нашим детям, вместо того, чтобы давать им нужные и крепкие знания.
Ещё раньше я неожиданно открыл для себя, что теперь в школьном русском языке появилась некая "основа слова", без которой мы тоже как-то обходились такими частями слова, как "корень", "приставка", "суффикс" и "окончание".
Когда попытался выяснить, что сие означает, то в интернете нашёл:
"Основа слова — это часть слова без окончания, которая является носителем лексического значения этого слова.
Для чего она нужна:
- В словообразовании.
- Производящая основа, к которой присоединяются суффиксы и приставки, чтобы образовать другую основу, приводит к образованию цепочки родственных слов.
От автора: так это ж - корень слова.
- В морфемном разборе. Обычно основу слова выделяют при морфемном разборе уже после всех морфем, так как окончание не входит в основу слова, как и формообразующие суффиксы".
От автора: и вся эта городьба - только для какого-то морфемного (слово-то какое) разбора, без которого школяры на Руси прекрасно обходились века, со времён Ломоносова - наше поколение, во всяком случае - и выпускники прежних лет были грамотнее нынешних выпускников школ, прошедших фильтры ОГЭ, ЕГЭ.
А может, вся эта белиберда понадобилась кому-то всего лишь для получения степени кандидата или доктора филологических наук?
Ну, и скажите, как после подобного учиться нашим детям, кого из них готовят?
Хотя для «квалифицированных потребителей» - по бывшему министру образования Фурсенко - «и так сойдёт»…
Поэтому и имеем то, что имеем…
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – желательны.