Найти в Дзене
АГРОФОРСАЙТ

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА

Аннотация: В работе исследуются теоретические и практические аспекты стратегического планирования развития предприятий сельского туризма в России. Актуальность темы обусловлена возрастающей значимостью сельского туризма как инструмента устойчивого развития сельских территорий: он стимулирует локальную экономику, создаёт рабочие места, способствует сохранению культурного наследия и диверсификации аграрного сектора. Цель исследования — разработать систему теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования в сфере сельского туризма. Для её достижения решены следующие задачи: проведён анализ научной литературы по стратегическому планированию и специфике сельского туризма; выявлены ключевые факторы развития отрасли; определены системные проблемы внедрения стратегического планирования; оценено влияние цифровизации на управление предприятиями; предложены типовые стратегии развития для разных типов хозяйств. В ходе исследования использованы теоретические методы: анализ, обобщение и конкретизация научных источников. Установлено, что сельский туризм представляет собой особый формат отдыха, где главным ресурсом выступает сельская среда — традиционные способы хозяйствования, культурные практики и этнокультурный колорит. Анализ литературы показал, что эффективное стратегическое планирование в этой сфере должно учитывать: ресурсную экономию и социальную встроенность; необходимость кластерного развития и интеграции локальных ресурсов; важность цифровизации для преодоления информационной изоляции и оптимизации операций; специфику управленческой культуры владельцев сельских предприятий. Выявлены ключевые проблемы: низкий уровень управленческой подготовки, нехватка времени и кадров, фрагментарность государственной поддержки. Предложены четыре типовые стратегии развития. Сделан вывод, что стратегическое планирование в сельском туризме — это непрерывный процесс смысловой и управленческой трансформации, где главный актив — способность находить возможности в условиях ограниченности ресурсов.

Введение.

За последние десятилетия туризм в России приобретает всё большее значение для социально-экономического развития регионов. Наиболее важное место среди его разновидностей занимает сельский туризм. Это направление стимулирует устойчивый рост малых регионов страны, за счёт мультипликативного эффекта местных расходов, расширения возможностей занятости населения, а также инвестирования в инфраструктуру предприятий.

Актуальность темы обусловлена изменением характера туристского спроса и персонализацией услуг. В современных условиях развития экономики, которые характеризуются высокой динамичностью и конкуренцией эффективное функционирование бизнеса становится невозможным без грамотно выстроенной системы стратегического планирования.

Цель работы: описать и систематизировать теоретические положения и практические рекомендации, направленные на совершенствование планирования развития предприятий сельского туризма, на основе анализа и современных исследований

Задачи:

1. Провести обзор и анализ современной научной литературы по теории стратегического планирования и особенностям развития предприятий сельского туризма.

2. Выделить ключевые факторы, влияющие на развития сельского туризма.

3. Выявить системные проблемы, сдерживающие эффективное внедрение инструментов стратегического планирования в практику предприятий сельского туризма.

4. Оценить влияние цифровизации на управление предприятиями сельского туризма.

5. Сформировать типовые варианты стратегий развития, для различных типов предприятий сельского туризма

Объект исследования: предприятия сельского туризма

Предмет исследования: процесс стратегического планирования развития предприятий.

В работе использовался теоретический метод исследования, направленный на разработку концептуальной основы стратегического планирования. Был проведён анализ научных источников. Также выполнены обобщение и конкретизация основных признаков изучаемого явления, что позволило выделить его суть и построить логическую основу для дальнейшего исследования.

Сельский туризм представляет собой организованный формат отдыха, реализуемый в районах с выраженной сельскохозяйственной направленностью, низкой плотностью населения и сохранённым природно-ландшафтным каркасом, где главным туристическим ресурсом выступает не инфраструктура, а сама среда сельской жизни (традиционные способы ведения хозяйства, местные культурные практики, этнокультурный колорит и повседневные обычаи жителей). В отличие от массовых разновидностей туризма, он ориентирован на глубокое погружение посетителя в социально-природную среду и служит инструментом устойчивого развития сельских территорий, каналом сохранения нематериального культурного наследия и альтернативной формой потребления рекреационных услуг [1].

на сайте http://agroforsait.ru/wp-content/uploads/2025/11/6_2025-_13_106-113.pdf

НЭБ https://www.elibrary.ru/item.asp?id=83895576

Для цитирования: Румянцев Денис Алексеевич СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА / Денис Алексеевич Румянцев // Агрофорсайт. 2025. № 6— Саратов: ООО «ЦеСАин»,2025. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Загл. с этикетки диска.