Найти в Дзене

Готовим к гонке SSV. Стартуем в ралли-рейды

Данный материал носит рекомендательный характер, но, поверьте, полнее информации о подготовке багги к гонке вы не найдете. Для тех, кто хочет открыть для себя мир ралли-рейдов и стать ближе к ралли Dakar и "Шелковый путь". Ну и, конечно, видит себя среди участников внедорожной гоночной серии Alpha Race участники зачета Alpha Tour Выбор техники Если взглянуть на стартовые ведомости соревнований по ралли-рейдам сезона 2025, то вы легко поймете, какие SSV в качестве спортивной техники предпочитают российские спортсмены. ТОП-3 SSV по итогам сезона 2025: ● Can-Am Maverick R ● Polaris RZR Pro R ● Can-Am Maverick X3 Can-Am Maverick R — отличная мощность даже на стандартном моторе. Но есть болячки первых моделей: сложная работа с диагностикой коробки и своеобразный механизм отключения полного привода. С увеличением мощности машина стала тяжелее, что влияет на управляемость. Polaris RZR Pro R — крепкая машина с надежным ремнем вариатора. Атмосферный 2- литровый мотор, большой вариатор и прочна
Оглавление

Данный материал носит рекомендательный характер, но, поверьте, полнее информации о подготовке багги к гонке вы не найдете.

Для тех, кто хочет открыть для себя мир ралли-рейдов и стать ближе к ралли Dakar и "Шелковый путь". Ну и, конечно, видит себя среди участников внедорожной гоночной серии Alpha Race

участники зачета Alpha Tour
участники зачета Alpha Tour

Выбор техники

Если взглянуть на стартовые ведомости соревнований по ралли-рейдам сезона 2025, то вы легко поймете, какие SSV в качестве спортивной техники предпочитают российские спортсмены.

ТОП-3 SSV по итогам сезона 2025:

● Can-Am Maverick R

● Polaris RZR Pro R

● Can-Am Maverick X3

Can-Am Maverick R — отличная мощность даже на стандартном моторе. Но есть болячки первых моделей: сложная работа с диагностикой коробки и своеобразный механизм отключения полного привода. С увеличением мощности машина стала тяжелее, что влияет на управляемость.

Polaris RZR Pro R — крепкая машина с надежным ремнем вариатора. Атмосферный 2- литровый мотор, большой вариатор и прочная подвеска делают эту технику сильным соперником.

Can-Am Maverick X3 — уже ветеран ралли-рейдов с понятным и предсказуемым сервисом. Баланс минимального веса и турбомотора все еще конкурентоспособный, особенно на сложном рельефе и в песках.

-2

Регистрация техники.

Перед тем, как перейти к доработке багги, нужно начать с базы. Одним из основных требований участия в багги на соревновании является наличие Свидетельства о государственной регистрации самоходной машины и других видов техники (категория AII).

Зарегистрировать мотовездеход следует в Гостехнадзоре по месту жительства владельца. На административных проверках с вас обязательно спросят этот документ.

-3

Далее - самый сложный момент. Начинать тюнинг спортивного SSV можно только согласно определенным правилам. Вам предстоит найти и прочитать Технические требования для подготовки техники. Мы будем гуманны и дадим вам прямую ссылку на сайт РАФ, раздел Документы - Том 2. КиТТ. Здесь для вашего обязательного ознакомления рекомендуем следующие файлы

Приложение 21 к КиТТ

Приложение 15 к КиТТ. Экипировка пилотов в автоспорте и оборудование безопасности

Даже если вы не планируете готовить технику к старту самостоятельно, вы все равно должны иметь хотя бы мимолетное представление, что с вас (именно с вас) могут спросить на старте соревнования.

Если вы решили полностью оставить подготовку техники на аутсорс, и, в целом, меньше заниматься техническими и логистическими вопросами, то на сегодняшний день в нашей стране вам под ключ это смогут сделать большое количество компаний.

В подготовке SSV в гонке, а также с тюнингом багги вам могут помочь компании, которые давно работают в ралли-рейдах:

  • GoTune.ru (Екатеринбург)
  • команда ATVARMOR Racing Team (Подольск, Московская область)
  • Профессиональная гоночная команда MOTORACE X TEAM (Москва) ООО
  • «РАЛЛИ-ТИМ» (г. Москва)
  • Ride Hub (RH) (Казань)
  • G-FORCE MOTORSPORT (г. Санкт-Петербург)

(обо всех этих компаниях вы найдете информацию здесь)

-4

Подготовка омологированного каркаса безопасности.

Как подготовить багги к гонке? Постройки спортивного мотовездехода начинается с его полного расхода и замены штатного каркаса безопасности на омологированный. Нет, вы не сможете подготовить каркас самостоятельно. Российской автомобильной федерацией (РАФ) выдаются специальные свидетельства компаниям, которые могут это сделать.

Полный список вы можете найти на сайте РАФ в разделе Комитет спортивной техники Вам могут помочь любые производители 1-й категории или производитель 2-й категории, если указано (см. список), что он может это сделать.

Как правило, на наших гонках чаще всего можно увидеть каркасы изготовленные от следующих российских производителей:

  • ООО «КВАДРОМЕХАНИКА» (г. Екатеринбург)
  • ООО «АТВАРМОР» (г. Подольск, Московская область) ИП «ДЕЙКИН М.С.» (г. Калуга)
  • ИП «ОПАРИНА М.Г» (тм "АРБ") (г. Санкт-Петербург)
  • ООО «СПОРТТЕХНИКА» (тм "Snag Racing ") (г. Екатеринбург) ООО «РАЛЛИ-ТИМ» (г. Санкт-Петерсбург)

При выборе производителя обратите внимание: вы можете купить готовый каркас и сами установить его на свою технику.

Обратите внимание, что вместе с каркасом (и машиной) вам должны выдать Сертификат каркаса безопасности (он должен быть оформлен в соответствии с требованиями и на фирменном бланке РАФ). Этот сертификат вам нужно всегда брать с собой на спортивное соревнование и быть готовым предъявить на ВТИ (входная техническая инспекция).

В дальнейшем все изменения и переделки в спортивном каркасе должны быть отображены в документе от компании-производителя.

-5

Установка пяти или шеститочечных ремней безопасности

Еще одним важным требованием подготовки SSV к гонке является замена штатных ремней безопасности на спортивные. Ремни должны иметь стандарт безопасности согласно Приложение 15 к КиТТ раздел 3. Уделите внимание документации ремня, обычно там также присутствует информация о способах крепления и правильной установке.

Отдельное внимание при выборе ремня нужно уделить толщине плечевого ремня и системы Hans, они должны совпадать. Важно: ремни должны быть надёжно закреплены. Скорее всего, для этого придётся сделать специальное усиление и дополнительный крепёж. Штатный крепеж для спортивных ремней в стандартной машине не предусмотрен.

Выбор сидения и салазок для жесткого крепления к раме.

Алексей Жуков, член комитета спортивной техники РАФ: "Важным элементом спортивного автомобиля или личной экипировки спортсмена является сиденье.
Сиденье — это не просто «стул», на котором сидит спортсмен. От выбора правильного размера сиденья (ширина подушки, высота и наклон спинки, правильное расположение отверстий под ремни (относительно плеч спортсмена) влияют не только на безопасность, но и на качество пилотирования автомобиля, на утомляемость, и даже на время реакции.
На сайте РАФ, там же, где «Технические листы», есть раздел «Инструкции». Здесь вы как раз сможете найти рекомендации по выбору сиденья. Это не жесткое предписание, а документ, по положениям которого «спортсмен думающий» сможет подобрать для себя нормальный "стул" и правильно его установить".

Отметим, что сиденья одного размера могут отличаться по посадке и форме у разных производителей. Перед покупкой лучше сделать примерку.

-6

Штурманское оборудование и электрика.

На большинстве крупных соревнований организаторы предоставляют штурманское оборудование или программу: ERTF UNIK 1 или Terrapirata. Этого достаточно для успешного прохождения трассы. В них есть одометр, курсометр, спидометр и стрелка указания открытой точки.

В качестве резервного прибора можно дополнительно установить ICO — это самый точный прибор в компактном корпусе и с крупными цифрами.

Из аналогов: TverTrip — это одометр, способный работать от GPS или датчика скорости. В качестве дублера штурману достаточно одного прибора к основному.

Пилоту можно поставить отображение скорости по GPS или курс.

Крепление запасного колеса и домкрата.

По техническим требования для класса N2 каждая машина, выходящая на старт соревнования, должна иметь на борту как минимум одно запасное колесо. Для безопасности экипажа (и сохранности запаски), колесо должно быть надежно прикреплено к машине. Нужно учитывать и тот факт, что крепление должно быть рассчитано и на фиксацию пробитого колеса.

-7

Остекление или сетки.

Существует два мнения по поводу наличия лобового стекла на SSV.

Машина без лобового стекла может развивать большую скорость (меньше вес, меньше сопротивление - физика)

Если есть поддув воздуха в шлем даже пыль не страшна и ехать в жару комфортно. Но дождь, грязь и холод — это испытание не только для экипировки, но и для нервов. Лобовое стекло дает автомобильный комфорт, но есть ряд минусов:

• Полная герметизация — это лишний вес.

• Если дорога пыльная, на стекло осядет пыль с обратной стороны.

Если на улице прохладно и дождливо, стекло запотевает, особенно если радиатор установлен спереди.

• Стекло может треснуть в гонке, всегда нужно возить запасное в техничке.

На заметку: стекло должно быть триплекс и иметь соответствующую маркировку, иначе техкомиссию не пройти, из соображений безопасности. (КиТТ 1.14.1. Окна.) В салоне всегда должны быть запасные защитные мотоочки.

При отсутствии боковых стекол, проем "окна" двери должен быть перекрыт защитной сетью. Такие сетки можно приобрести готовыми или сшить самим. Размеры ленты и ячеек указаны в Технических требованиях (Приложение 21).

-8

Багги для участия в ралли-рейдах должны быть оборудованы огнетушителями с суммарной массой огнегасящего состава не менее 4 кг. сосредоточенным в 2-х или 3-х баллонах. Огнетушители должны быть расположены:

- в легкодоступных местах;

- крепиться металлическими хомутами с системой быстрой расфиксации, способными выдерживать ускорение не менее 25g;

- иметь фиксаторы от осевого перемещения (анти-торпедо) при продольном расположении или, при поперечном, в пространстве шириной, более чем в два раза превышающем длину огнетушителя.

Допускается размещение системы пожаротушения, об это подробнее смотрите также в Технических требованиях.

ОГНЕЗАЩИТНАЯ ПЕРЕГОРОДКА

Отсек двигателя должен быть отделён от кокпита огнезащитной перегородкой и/или капотом.

Перегородка должна быть выполнена из материала, не поддерживающего горение, и зафиксирована к полу автомобиля и к вертикальным элементам главной дуги каркаса/шасси автомобиля. Она должна простираться по всей ширине кокпита, а её верхний край должен находиться на расстоянии не менее 500 мм от пола.

Все ёмкости, содержащие охлаждающую жидкость или горячее масло, должны быть расположены или ниже верхней кромки этой перегородки или на расстоянии более 500 мм от спинок сидений экипажа.

В качестве такого материала как правило используют алюминий.

-9

Получение Спортивного паспорта РАФ.

Когда мотовездеход готов к старту гонки, и, на ваш взгляд, полностью соответствует техническим требованиям заявленного класса, вам нужно получить спортивный паспорт РАФ. Для его оформления вам нужно обратиться в региональное отделение Российской автомобильной федерации. Также вам потребуется 2 распечатанные фотографии техники (1 - фото спереди 3/4, 2 - фото сзади, также ракурс 3/4), документ на технику (ПТС, Свидетельство о регистрации). Сам документ платный, на текущий момент его стоимость составляет 15 000 рублей. Спортивный паспорт РАФ всегда должен быть у вас с собой на соревновании.

-10

Если у вас есть вопросы по участию в ралли-рейдах, вы можете написать нам на почту alpharace@ya.ru