Наверное, нет ни одного человека – да-да, речь и о взрослых тоже, кто не испытывал бы в предновогодние дни слегка волнующее, напоминающее о себе откуда-то из самой глубины подсознания (или всё-таки души?) предвкушение чуда. Вопреки всем доводам разума и неоспоримым научным фактам мы ощущаем: оно где-то есть! А теперь вопрос: в наших ли силах сделать так, чтобы желаемое непременно осуществилось? Вот прямо сейчас, в этом конкретном декабре? Наш ответ – да! Но при условии, что вам известны заветные слова. Запоминайте: Москва. Кремлёвский дворец. «Щелкунчик». Как это работает? Рассказываем…
Так уж вышло, что в 1816 году Эрнст Теодор Амадей Гофман придумал самую волшебную рождественскую сказку из всех, что когда-либо знала история. Называлась она «Щелкунчик и мышиный король», причём эта удивительная повесть по сей день остаётся непревзойдённым произведением в плане создания особой атмосферы зимней магии, окутывающей читателей буквально с первых страниц. И, вероятно, её прочтение и сегодня оставалось бы лучшим вариантом погружения в чудо, если бы в конце всё того же XIX века, в 1891-м, Пётр Ильич Чайковский не написал к «Щелкунчику» свою невероятную музыку. Два произведения, литературное и музыкальное, встретившись, явили уникальный феномен, неисчерпаемый магический ресурс которого и сегодня продолжает удивлять, восхищать и завораживать всех, кто с ним соприкасается. Если же усилить его изысканной классической хореографией, то визуализированное волшебство воздействует направленно и безошибочно даже на тех, кто, возможно, не слишком чувствителен к абстракциям.
Впрочем, тут не все так, просто, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что традиционно в балетных театрах постановки основываются на либретто, по понятным причинам значительно упрощающих не только философию, но и, собственно, сюжетную канву гофмановского «Щелкунчика». Как правило, всё сводится к тому, что главная героиня Мари (в русской традиции её обычно называют Машей) видит сон, в котором вместе с деревянным Щелкунчиком, превратившимся в принца, попадает прекрасную, полную чудес страну и сама становится принцессой. Проснувшись же поутру, она вновь находит деревянную куклу, подаренную накануне крёстным. То есть случившееся с ней оказалось всего лишь мимолётной фантазией, рождественским сном, который никогда больше не повторится… И от этого на душе становится щемяще-грустно, ведь противопоставление тонких материй и суровой реальности без малейшего допуска в последней чуда неизбежно оставляет слегка депрессивное послевкусие от финала.
Но ведь у Гофмана всё совсем иначе! Его повесть – не о разбитых мечтах и утраченных иллюзиях, она о волнительном моменте взросления и предвкушении новой, неведомой жизни.
В соответствии с оригинальной версией писателя, крёстный Дроссельмейер приводит в дом к Штальбаумам своего племянника, в котором Мари узнает Принца-Щелкунчика из своего сна и соглашается стать его невестой. И мы понимаем: наш мир устроен так, что чудеса - его часть, и они случаются! И начинаем ощущать внутренний свет, и тоже обретаем надежду на счастье. Вот же оно, истинно новогоднее волшебство!
Между тем балет «Щелкунчик» П.И. Чайковского, поставленный точно в соответствии с философским посылом Э.Т. А. Гофмана существует! Вспоминайте наш тайный код и…
Если мечтаете о новогодней сказке, загляните в афишу Кремлёвского дворца и найдите спектакль «Щелкунчик», который показывает театр «Кремлёвский балет». Можете не сомневаться, эта история откроет вам многие важные смыслы и настроит на особенный, удивительный Новый год!
На самом деле в Москве, да и в целом в России, такую версию «Щелкунчика» можно увидеть только в ГКД. Созданная чуть более 30 лет назад основателем театра «Кремлёвский балет» народным артистом РСФСР Андреем Борисовичем Петровым (1945-2023), эта постановка во многом необычна. К примеру, в новой редакции либретто, выполненной А.Б. Петровым, именно Дроссельмейер и оказывается Принцем-Щелкунчиком из удивительного сна юной Мари. Так что новогодняя ночь – последняя ночь детства героини заканчивается отнюдь не разочарованием, а вполне реальной надеждой на счастье.
Да, если подходить к сюжету формально, события в спектакле развиваются не совсем так, как в книге Гофмана (в балете, впрочем, это по определению невозможно, в противном случае действие пришлось бы настолько усложнить, что зрители его попросту не выдержали бы), но сама идея, атмосфера гофмановской повести-сказки воспроизведена предельно точно.
А ещё этот спектакль приглашает зрителей фактически стать полноправными участниками необычной истории и самим найти ответы на многие важные вопросы, которые буквально зашифрованы по ходу действия то там, то тут. В том числе и с помощью огромных подарочных коробов с секретом, которые придумал для этой постановки народный артист России Игорь Эмильевич Кио. Из этих коробов по воле Дроссельмейера появляются попеременно куклы и огромная мышь. Сам же чародей-крёстный, зайдя в такой короб, вдруг неожиданно оказывается совсем на другом конце сцены…
Во время знаменитого свадебного па-де-де Принц-Щелкунчик вдруг исчезает, взмыв к колосникам в подобной загадочной конструкции, а вместо него снова появляется Щелкунчик-кукла. И лишь когда Мари понимает, что это две ипостаси одного и того же дорогого её сердцу существа, принц появляется вновь.
Вы уже, очевидно поняли, что хореограф-постановщик в данном случае фактически расширил здесь привычные рамки балетного театра, прибегнув к помощи цирковой иллюзии. Можно ли было обойтись без подобных экспериментов? Вероятно, да. Выразительное хореографическое решение, благодаря которому движения словно рождаются самой музыкой Чайковского, уже создаёт предощущение чего-то особенного, выпадающего из привычной повседневной реальности. Равно как и сценография, - подчёркнуто современная и одновременно невероятно романтичная. Оформление, выполненное художником-сценографом заслуженным деятелем искусств России Анатолием Нежным, замечательно передаёт и атмосферу уютного семейного праздника, и таинственные пейзажи страны из сна Мари. Дополняют впечатление и делают его по-настоящему целостным красивейшие костюмы художника Ольги Полянской. Невероятная малиновая свадебная пачка главной героини рождает ассоциации одновременно с диковинным экзотическим цветком и лучами рассветного солнца, дарящими надежду на встречу с чудесным. Кстати, сама Ольга Дмитриевна Полянская поясняет: малиновые полосы на пачке Мари - намёк на орденскую ленту. То есть прекрасная юная героиня - это награда, которую Щелкунчик завоевал своей храбростью и благородством. И все же, задумка Андрея Петрова, успешно реализованная Игорем Кио, стала тем завершающим штрихом, который акцентирует внимание на магических составляющих происходящего на сцене и делает их как бы более осязаемыми.
Кстати, «Щелкунчик», как, впрочем, и другие спектакли «Кремлёвского балета», всегда идёт в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей» (художественный руководитель и главный дирижёр заслуженный артист РФ Сергей Кондрашев), что многократно усиливает впечатление от его просмотра.
А теперь – внимание! С прошлого года ГКД рад предложить своим гостям не только впечатляющий полномасштабный балет «Щелкунчик», но и созданное по мотивам знаменитой сказки новогоднее представление для всей семьи – легендарную Кремлёвскую ёлку в новом формате. Праздник, включающий насыщенную и разнообразную раусную программу, разворачивается в специально оборудованном для него трансформирующемся пространстве, которое украшают более 30 лесных красавиц. И это не считая огромной нарядной ели! Расписные сказочные кареты, современные мультимедийные декорации, включающие эффектные экраны-зеркала, мгновенно погружают в атмосферу зимней сказки. Кульминацией же программы становится «Щелкунчик» П.И. Чайковского в хореографической версии народного артиста РФ А.М. Лиепы, которая адаптирована, прежде всего, для детской аудитории, но при этом интересна для зрителей всех возрастов. В финале же, как и положено, ребята получают сладкие подарки в оригинальной упаковке, которые будут напоминать им об этом удивительном зимнем приключении.
Ну вот, вроде бы рассказали вам всё самое важное. Главное, не забудьте: Москва. Кремлёвский дворец. «Щелкунчик»… До встречи!
Марина Долганова, пресс-служба Государственного Кремлёвского Дворца
Фото из архива ГКД