Найти в Дзене

ЗИМА – ВРЕМЯ «ЩЕЛКУНЧИКА»!

Наверное, нет ни одного человека – да-да, речь и о взрослых тоже, кто не испытывал бы в предновогодние дни слегка волнующее, напоминающее о себе откуда-то из самой глубины подсознания (или всё-таки души?) предвкушение чуда. Вопреки всем доводам разума и неоспоримым научным фактам мы ощущаем: оно где-то есть! А теперь вопрос: в наших ли силах сделать так, чтобы желаемое непременно осуществилось? Вот прямо сейчас, в этом конкретном декабре? Наш ответ – да! Но при условии, что вам известны заветные слова. Запоминайте: Москва. Кремлёвский дворец. «Щелкунчик». Как это работает? Рассказываем… Так уж вышло, что в 1816 году Эрнст Теодор Амадей Гофман придумал самую волшебную рождественскую сказку из всех, что когда-либо знала история. Называлась она «Щелкунчик и мышиный король», причём эта удивительная повесть по сей день остаётся непревзойдённым произведением в плане создания особой атмосферы зимней магии, окутывающей читателей буквально с первых страниц. И, вероятно, её прочтение и сегодня о

Наверное, нет ни одного человека – да-да, речь и о взрослых тоже, кто не испытывал бы в предновогодние дни слегка волнующее, напоминающее о себе откуда-то из самой глубины подсознания (или всё-таки души?) предвкушение чуда. Вопреки всем доводам разума и неоспоримым научным фактам мы ощущаем: оно где-то есть! А теперь вопрос: в наших ли силах сделать так, чтобы желаемое непременно осуществилось? Вот прямо сейчас, в этом конкретном декабре? Наш ответ – да! Но при условии, что вам известны заветные слова. Запоминайте: Москва. Кремлёвский дворец. «Щелкунчик». Как это работает? Рассказываем…

Так уж вышло, что в 1816 году Эрнст Теодор Амадей Гофман придумал самую волшебную рождественскую сказку из всех, что когда-либо знала история. Называлась она «Щелкунчик и мышиный король», причём эта удивительная повесть по сей день остаётся непревзойдённым произведением в плане создания особой атмосферы зимней магии, окутывающей читателей буквально с первых страниц. И, вероятно, её прочтение и сегодня оставалось бы лучшим вариантом погружения в чудо, если бы в конце всё того же XIX века, в 1891-м, Пётр Ильич Чайковский не написал к «Щелкунчику» свою невероятную музыку. Два произведения, литературное и музыкальное, встретившись, явили уникальный феномен, неисчерпаемый магический ресурс которого и сегодня продолжает удивлять, восхищать и завораживать всех, кто с ним соприкасается. Если же усилить его изысканной классической хореографией, то визуализированное волшебство воздействует направленно и безошибочно даже на тех, кто, возможно, не слишком чувствителен к абстракциям.

«Щелкунчик». Спектакль театра «Кремлёвский балет». Первое действие. Мари – Олеся Росланова, Принц-Щелкунчик - заслуженный артист РФ Даниил Росланов
«Щелкунчик». Спектакль театра «Кремлёвский балет». Первое действие. Мари – Олеся Росланова, Принц-Щелкунчик - заслуженный артист РФ Даниил Росланов

Впрочем, тут не все так, просто, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что традиционно в балетных театрах постановки основываются на либретто, по понятным причинам значительно упрощающих не только философию, но и, собственно, сюжетную канву гофмановского «Щелкунчика». Как правило, всё сводится к тому, что главная героиня Мари (в русской традиции её обычно называют Машей) видит сон, в котором вместе с деревянным Щелкунчиком, превратившимся в принца, попадает прекрасную, полную чудес страну и сама становится принцессой. Проснувшись же поутру, она вновь находит деревянную куклу, подаренную накануне крёстным. То есть случившееся с ней оказалось всего лишь мимолётной фантазией, рождественским сном, который никогда больше не повторится… И от этого на душе становится щемяще-грустно, ведь противопоставление тонких материй и суровой реальности без малейшего допуска в последней чуда неизбежно оставляет слегка депрессивное послевкусие от финала.

Но ведь у Гофмана всё совсем иначе! Его повесть – не о разбитых мечтах и утраченных иллюзиях, она о волнительном моменте взросления и предвкушении новой, неведомой жизни.

В соответствии с оригинальной версией писателя, крёстный Дроссельмейер приводит в дом к Штальбаумам своего племянника, в котором Мари узнает Принца-Щелкунчика из своего сна и соглашается стать его невестой. И мы понимаем: наш мир устроен так, что чудеса - его часть, и они случаются! И начинаем ощущать внутренний свет, и тоже обретаем надежду на счастье. Вот же оно, истинно новогоднее волшебство!

Между тем балет «Щелкунчик» П.И. Чайковского, поставленный точно в соответствии с философским посылом Э.Т. А. Гофмана существует! Вспоминайте наш тайный код и…

Если мечтаете о новогодней сказке, загляните в афишу Кремлёвского дворца и найдите спектакль «Щелкунчик», который показывает театр «Кремлёвский балет». Можете не сомневаться, эта история откроет вам многие важные смыслы и настроит на особенный, удивительный Новый год!

«Щелкунчик». Спектакль театра «Кремлёвский балет». Первое действие. Мари – лауреат Всероссийского и Международных конкурсов Александра Криса, Щелкунчик-кукла - лауреат Международных конкурсов Дмитрий Прусаков
«Щелкунчик». Спектакль театра «Кремлёвский балет». Первое действие. Мари – лауреат Всероссийского и Международных конкурсов Александра Криса, Щелкунчик-кукла - лауреат Международных конкурсов Дмитрий Прусаков
«Щелкунчик». Спектакль театра «Кремлёвский балет». Мари – Олеся Росланова, Принц-Щелкунчик – заслуженный артист РФ Даниил Росланов
«Щелкунчик». Спектакль театра «Кремлёвский балет». Мари – Олеся Росланова, Принц-Щелкунчик – заслуженный артист РФ Даниил Росланов

На самом деле в Москве, да и в целом в России, такую версию «Щелкунчика» можно увидеть только в ГКД. Созданная чуть более 30 лет назад основателем театра «Кремлёвский балет» народным артистом РСФСР Андреем Борисовичем Петровым (1945-2023), эта постановка во многом необычна. К примеру, в новой редакции либретто, выполненной А.Б. Петровым, именно Дроссельмейер и оказывается Принцем-Щелкунчиком из удивительного сна юной Мари. Так что новогодняя ночь – последняя ночь детства героини заканчивается отнюдь не разочарованием, а вполне реальной надеждой на счастье.

«Щелкунчик». Спектакль театра «Кремлёвский балет». Мари – лауреат Всероссийского и Международных конкурсов Александра Криса, Дроссельмейер - лауреат Всероссийских и Международных конкурсов Егор Мотузов
«Щелкунчик». Спектакль театра «Кремлёвский балет». Мари – лауреат Всероссийского и Международных конкурсов Александра Криса, Дроссельмейер - лауреат Всероссийских и Международных конкурсов Егор Мотузов

Да, если подходить к сюжету формально, события в спектакле развиваются не совсем так, как в книге Гофмана (в балете, впрочем, это по определению невозможно, в противном случае действие пришлось бы настолько усложнить, что зрители его попросту не выдержали бы), но сама идея, атмосфера гофмановской повести-сказки воспроизведена предельно точно.

«Щелкунчик». Спектакль театра «Кремлёвский балет». Мари – Олеся Росланова, Принц-Щелкунчик – заслуженный артист РФ Даниил Росланов
«Щелкунчик». Спектакль театра «Кремлёвский балет». Мари – Олеся Росланова, Принц-Щелкунчик – заслуженный артист РФ Даниил Росланов

А ещё этот спектакль приглашает зрителей фактически стать полноправными участниками необычной истории и самим найти ответы на многие важные вопросы, которые буквально зашифрованы по ходу действия то там, то тут. В том числе и с помощью огромных подарочных коробов с секретом, которые придумал для этой постановки народный артист России Игорь Эмильевич Кио. Из этих коробов по воле Дроссельмейера появляются попеременно куклы и огромная мышь. Сам же чародей-крёстный, зайдя в такой короб, вдруг неожиданно оказывается совсем на другом конце сцены…

«Щелкунчик». Спектакль театра «Кремлёвский балет». Второе действие. Мари – Олеся Росланова
«Щелкунчик». Спектакль театра «Кремлёвский балет». Второе действие. Мари – Олеся Росланова

Во время знаменитого свадебного па-де-де Принц-Щелкунчик вдруг исчезает, взмыв к колосникам в подобной загадочной конструкции, а вместо него снова появляется Щелкунчик-кукла. И лишь когда Мари понимает, что это две ипостаси одного и того же дорогого её сердцу существа, принц появляется вновь.

Вы уже, очевидно поняли, что хореограф-постановщик в данном случае фактически расширил здесь привычные рамки балетного театра, прибегнув к помощи цирковой иллюзии. Можно ли было обойтись без подобных экспериментов? Вероятно, да. Выразительное хореографическое решение, благодаря которому движения словно рождаются самой музыкой Чайковского, уже создаёт предощущение чего-то особенного, выпадающего из привычной повседневной реальности. Равно как и сценография, - подчёркнуто современная и одновременно невероятно романтичная. Оформление, выполненное художником-сценографом заслуженным деятелем искусств России Анатолием Нежным, замечательно передаёт и атмосферу уютного семейного праздника, и таинственные пейзажи страны из сна Мари. Дополняют впечатление и делают его по-настоящему целостным красивейшие костюмы художника Ольги Полянской. Невероятная малиновая свадебная пачка главной героини рождает ассоциации одновременно с диковинным экзотическим цветком и лучами рассветного солнца, дарящими надежду на встречу с чудесным. Кстати, сама Ольга Дмитриевна Полянская поясняет: малиновые полосы на пачке Мари - намёк на орденскую ленту. То есть прекрасная юная героиня - это награда, которую Щелкунчик завоевал своей храбростью и благородством. И все же, задумка Андрея Петрова, успешно реализованная Игорем Кио, стала тем завершающим штрихом, который акцентирует внимание на магических составляющих происходящего на сцене и делает их как бы более осязаемыми.

-7
«Щелкунчик». Спектакль театра «Кремлёвский балет». Сцены из первого действия. Новогодний праздник в доме Штальбаумов
«Щелкунчик». Спектакль театра «Кремлёвский балет». Сцены из первого действия. Новогодний праздник в доме Штальбаумов
«Щелкунчик». Спектакль театра «Кремлёвский балет». Сцена из второго действия. В сказочном царстве из сна Мари…
«Щелкунчик». Спектакль театра «Кремлёвский балет». Сцена из второго действия. В сказочном царстве из сна Мари…
«Щелкунчик». Спектакль театра «Кремлёвский балет». Сцена из второго действия. Мари – Олеся Росланова
«Щелкунчик». Спектакль театра «Кремлёвский балет». Сцена из второго действия. Мари – Олеся Росланова

Кстати, «Щелкунчик», как, впрочем, и другие спектакли «Кремлёвского балета», всегда идёт в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей» (художественный руководитель и главный дирижёр заслуженный артист РФ Сергей Кондрашев), что многократно усиливает впечатление от его просмотра.

А теперь – внимание! С прошлого года ГКД рад предложить своим гостям не только впечатляющий полномасштабный балет «Щелкунчик», но и созданное по мотивам знаменитой сказки новогоднее представление для всей семьи – легендарную Кремлёвскую ёлку в новом формате. Праздник, включающий насыщенную и разнообразную раусную программу, разворачивается в специально оборудованном для него трансформирующемся пространстве, которое украшают более 30 лесных красавиц. И это не считая огромной нарядной ели! Расписные сказочные кареты, современные мультимедийные декорации, включающие эффектные экраны-зеркала, мгновенно погружают в атмосферу зимней сказки. Кульминацией же программы становится «Щелкунчик» П.И. Чайковского в хореографической версии народного артиста РФ А.М. Лиепы, которая адаптирована, прежде всего, для детской аудитории, но при этом интересна для зрителей всех возрастов. В финале же, как и положено, ребята получают сладкие подарки в оригинальной упаковке, которые будут напоминать им об этом удивительном зимнем приключении.

«Щелкунчик. Новогодняя сказка для всей семьи». Хореографическая версия Андриса Лиепы
«Щелкунчик. Новогодняя сказка для всей семьи». Хореографическая версия Андриса Лиепы
«Щелкунчик. Новогодняя сказка для всей семьи». Дроссельмейер – Михаил Евгенов
«Щелкунчик. Новогодняя сказка для всей семьи». Дроссельмейер – Михаил Евгенов

Ну вот, вроде бы рассказали вам всё самое важное. Главное, не забудьте: Москва. Кремлёвский дворец. «Щелкунчик»… До встречи!

Марина Долганова, пресс-служба Государственного Кремлёвского Дворца

Фото из архива ГКД