Найти в Дзене
KP.RU:Комсомольская правда

Почему в столице Киргизии женщины не носят платки, а русский язык знают лучше мигрантов в России

- Привет, сосед! Куда собрался? - я стоял у лифта на своем этаже дома с чемоданом, и из холла вышел сосед. - О, Сапар! Не поверишь, к тебе на родину - в Бишкек лечу. У тебя, кстати, сомы (национальная валюта Киргизии) не завалялись? Мне сейчас пригодились бы. Но времени искать уже не было - такси томилось под окном. Накануне я тоже суетился в поисках сомов. Но уже на работе - и в столовой девушка-киргизка работает, и в моем рабочем кабинете тоже убирается дочь Киргизии. Но, ясно же, что им не за чем носить с собой сомы по Москве. Наверное, мне просто хотелось похвастаться перед ними, куда я лечу. В общем, как выглядит и ведет себя типичный киргиз в России, мы хорошо знаем: общаются в основном со своими; говорят на киргизском; редко, но по-русски могут не говорить; женщины, как правило, носят платок. «Ну понятно. Почему там (в самой Киргизии) должно быть по-другому?», - крутилось в голове. И я ошибался. - Привет, брат! - мы с фотокором «Комсомолки» Владимиром Веленгуриным гуляли по Бишк
Оглавление
   Журналист «Комсомолки» отправился изучать феномен Бишкека Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Журналист «Комсомолки» отправился изучать феномен Бишкека Владимир ВЕЛЕНГУРИН

СОМ В РУКУ

- Привет, сосед! Куда собрался? - я стоял у лифта на своем этаже дома с чемоданом, и из холла вышел сосед.

- О, Сапар! Не поверишь, к тебе на родину - в Бишкек лечу. У тебя, кстати, сомы (национальная валюта Киргизии) не завалялись? Мне сейчас пригодились бы.

Но времени искать уже не было - такси томилось под окном.

Накануне я тоже суетился в поисках сомов. Но уже на работе - и в столовой девушка-киргизка работает, и в моем рабочем кабинете тоже убирается дочь Киргизии. Но, ясно же, что им не за чем носить с собой сомы по Москве. Наверное, мне просто хотелось похвастаться перед ними, куда я лечу.

В общем, как выглядит и ведет себя типичный киргиз в России, мы хорошо знаем: общаются в основном со своими; говорят на киргизском; редко, но по-русски могут не говорить; женщины, как правило, носят платок.

«Ну понятно. Почему там (в самой Киргизии) должно быть по-другому?», - крутилось в голове. И я ошибался.

  Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Владимир ВЕЛЕНГУРИН

СЛЕД РЕЛОКАНТА

- Привет, брат! - мы с фотокором «Комсомолки» Владимиром Веленгуриным гуляли по Бишкеку, когда к нам подошел киргиз и протянул руку. - Вы тут как? Местные или туристы?

«Брат» хотел спросить дорогу, но поняв, что мы ему не поможем, сам бросился перечислять места, куда «я тебе отвечаю, сходи обязательно!»

Примерно через час я уже привык, что у меня столько братьев. Меня так назвали человек двадцать - на седьмом уже даже не режет слух.

В центре Бишкека, да и ближе к окраинам на каждом шагу кофейни, ресторанчики, барбершопы… А хорошо тут. Нет проблемы ни где поесть, ни вообще со сферой услуг.

  Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Владимир ВЕЛЕНГУРИН

«А это спасибо релокантам», - позже объяснят мне коллеги из посольства.

Оказывается, бежавшие из России в 2022 году «испуганные хипстеры» оставили в Киргизии немалый след. Их тут было много. И это, кстати, показатель того, как в стране относятся к русским - туда, где плохо, даже убегая откуда-то, человек не поедет.

Сегодня релокантов в Киргизии почти не осталось - кто-то вернулся в Россию, а кто-то уехал дальше - в Сербию, в Европу. Обычно в таком случае говорят: «Не осталось и следа». Но не в этом. Те самые кофейни, ресторанчики, барбершопы и есть след. Да какой!

- Они тут плотно оседлали малый бизнес. И вообще сферу услуг вывели на новый уровень. Все-таки принесли буквально московские стандарты обслуживания, - делился работник нашего посольства.

Киргизы, правда, наших беглецов как раз за это недолюбливают - ревнуют, что понаехали и сделали лучше, чем было. Теперь приходится соответствовать.

   В Бишкеке вообще русской речи куда больше, чем киргизской. Таксисты с нами говорили по-русски, в ресторане - все соседи по столикам - тоже на русском, хотя сами были киргизами. Владимир ВЕЛЕНГУРИН
В Бишкеке вообще русской речи куда больше, чем киргизской. Таксисты с нами говорили по-русски, в ресторане - все соседи по столикам - тоже на русском, хотя сами были киргизами. Владимир ВЕЛЕНГУРИН

УВИДЕТЬ ЦЕНЫ И ПРОСЛЕЗИТЬСЯ

То ли, и правда, после нашествия беглых русских, то ли просто время такое, но еда в Бишкеке буквально везде. Если не в каждом доме, то через один - точно. Однако, подавляющее большинство из этого - шаурмечные и фаст-фуд. До полноценного ресторана пришлось пройтись. Но и тут не перетрудились - он оказался в паре сотен шагов.

Заходим, оглядываюсь, оценивая обстановку: три девушки за столиком в углу - подружки решили встретиться после рабочего дня, выпить по чашечке чего-то ароматного; два местных хипстера ужинают, уткнувшись в телефоны, и изредка перебрасываются живыми словами; парочка с цветами на столе - свидание; семья с маленьким ребенком пришла на ужин. Два растрепанных командировочных, еле выкроивших пару часов на беглый осмотр города, в толстовках и пуховых куртках, в бежевых дизайнерских интерьерах ресторана претендующего на слоган «к нам абы кто не ходит», смотрелись несколько неестественно. Ничего, вроде пустили. Сядем, лишь бы денег хватило — место-то, кажется, непростое.

Курс киргизского сома к рублю - примерно 0,9. Очень удобно. Был бы 1 к 20, или к 150 (в любую сторону) - сиди, переводи, думай, дорого тут или дешево. А здесь - практически то же, что и у нас. Кайф.

На пять тысяч российских мне выдали 5500 местных.

Первый звоночек прозвенел в такси: дорога в десяток километров и 20 минут пути - 289 сом. «Хм, ну может, время такое - самое дешевое», - решил я.

Открываем меню в том самом «претендующем на звание» ресторане. Батюшки! Салат - 190 сом, тарелка жареного мяса - 390 (и это какая надо тарелка!), то же самое, да еще и с картошкой фри - снова 390, компот (поллитра, а не как у нас по 200 грамм наливают) - 120 сом…

«Официант! Несите два меню!» - всегда мечтал так шикануть, но и в этот раз не стал. Плотный ужин на двоих нам с коллегой обошелся в 1450 сом. Если переводить на русские будет еще меньше - 1300 рублей. Это, правда, без алкоголя…

   Киргизия - страна мусульманская. Но в супермаркетах «крепыш» продается без ограничений. Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Киргизия - страна мусульманская. Но в супермаркетах «крепыш» продается без ограничений. Владимир ВЕЛЕНГУРИН

«ВЕЗИ МЕНЯ, БРАТИШКА»

Алкоголя в ресторане не было вообще. Ни легкого, ни крепкого. То ли концепция такая, то ли вера не позволяет.

А она и правда не позволяет - Киргизия - страна мусульманская. Но в супермаркетах «крепыш» продается без ограничений. Хоть в 11 вечера (а не как в России), но на улице пьяных нет, а молодежные тусовочки на бульварах… нет, не пьют. А играют в волейбол. Неожиданно.

Из-за дефицита времени мы с Веленгуриным доверили непростую миссию экскурсовода таксисту: «Вези нас, брат, в центр. Показывай Бишкек!» Он и привез: центральный проспект (один из) Чуй, памятник Манасу (народный эпический герой), рядом как раз устанавливают елку. «Выгружай, брат. Приехали!»

   Прямо у памятника Дружбы Народов человек 30 студентов… играют в волейбол! Представьте такое, например, в Москве у памятника Гоголю, или в Петербурге на Марсовом поле. Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Прямо у памятника Дружбы Народов человек 30 студентов… играют в волейбол! Представьте такое, например, в Москве у памятника Гоголю, или в Петербурге на Марсовом поле. Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Пока мы с открытыми ртами разглядывали архитектуру и памятник, боковое зрение зацепило шумящую толпу. Двигаемся к ним: прямо у памятника Дружбы Народов человек 30 студентов… играют в волейбол! Представьте такое, например, в Москве у памятника Гоголю, или в Петербурге на Марсовом поле. А тут прямо в центре, на трассе, где минуту назад пролетел кортеж президента (Садыр Жапаров вместе с Владимиром Путиным ездили возглашать цветы к памятнику на площади Победы, и кортеж главы Киргизии на самом деле пронесся прямо рядом-рядом), ребята поделились на четыре команды и прямо на асфальте, без сетки лупили по мячу.

МОСКОВСКИЕ ЗНАКОМЫЕ

Это нас киргизом не удивишь. А два руссо туристо в Бишкеке вызвали у местных неподдельный интерес.

- Брат, вы откуда?

- Из Москвы.

- О! Я жил в Москве, на проспекте Вернадского.

Типичная история в Средней Азии: у любого киргиза, таджика или узбека либо родственник в России, либо он сам ездил на заработки. Так и мой собеседник Дастан - прожил год, работал курьером в доставке продуктов. Но вернулся, говорит - мама заставила. Теперь учится в университете на математика и кибернетика.

  Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Еще одна примета Средней Азии: здесь отменно говорят по-русски.

- А где ты так язык выучил? Ты ж даже без акцента говоришь. Неужели за год в Москве.

- (Смеется) Нет. У меня мама - учитель русского языка. Не было шансов не выучить.

В Бишкеке вообще русской речи куда больше, чем киргизской. Таксисты с нами говорили по-русски, в ресторане - все соседи по столикам (и девчонки, и хипстеры, и парочка на свидании, и семья) - тоже на русском, хотя сами были киргизами. Даже на улице добрая половина людей говорят по-русски. Ну уж этого я точно не ожидал.

Объяснение простое: русский язык в Киргизии — второй официальный. Его учат в школе со второго класса до самого выпуска. Здесь немало полностью русских школ (где все преподавание идет на русском), в ближайшие годы в стране будет построено еще девять таких. А уже сегодня здесь работают больше 150 российских учителей - это программа такая на уровне наших государств.

- Но почему же в России они иногда по-русски не понимают? - удивлялся я. - Принципиально что ли?

Как мне подсказали, просто в Россию на заработки в основном люди едут не из Бишкека, а из киргизской глубинки, где не везде есть хороший учитель русского. Вот и весь секрет.

У КИТАЙЦЕВ СВОИ МЕТОДЫ

А каких-то сорок лет русский тут в принципе был нормой. По переписи 1989 года в городе Фрунзе (так тогда назывался Бишкек) больше половины населения были русскими. Сегодня на всю страну русских 274 тысячи - так нам сказали в посольстве. И, видимо, будет еще меньше.

- У нас программа переселения соотечественников пользуется большой популярностью, - рассказывает сотрудник диппредставительства.

- А почему уезжают? Может, русских здесь притесняют?

- Нет-нет. Тут уже давно никто наших не притесняет. Просто перспектив не видят для себя. Остались, в основном, либо пожилые, либо те, у кого тут родственники-старики. Но и они уже стоят в очереди - как только старших родственников не станет, скорее всего поедут в Россию. Поток стабильный.

  Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Какое уж тут «притеснение»? Сегодня русских и Россию в Киргизии любят, как в частном порядке, так и в государственном. Эту республику даже называют «самой лояльной к России» на постсоветском пространстве (не считая Белоруссии, конечно, но с ней у нас Союзное государство, так что можно не сравнивать).

Россия действительно имеет плотные связи с Киргизией: и по линии энергетики, и по линии управления, и кредиты мы им даем. В общем, мы - вторые в местном товарообороте. Доля России в торговле Кыргызстана 22,3%. Больше только у Китая. Но у них и подход принципиально другой: Китай заваливает Киргизию дешевыми товарами начиная от бытовой техники, заканчивая автомобилями. Китай ведет здесь сразу несколько крупных проектов - строит дорогу в Узбекистан, ремонтирует аэропорты. Правда, китайские бизнесмены свои силы и услуги предлагают не просто так, а сразу забирают те же аэропорты или дороги в управление на десятки лет. Мы так не делаем. Может, и зря?

ВОЛЬНОСТИ И СТРОГОСТИ

- Смотри, что это? - прямо на темную улицу Бишкека из ярко освещенной витрины смотрел женский манекен рекламирующий очень даже откровенные трусики. А рядом стоял такой же в пеньюаре.

- Володь, давай красиво сфотографируем на контрасте: дождемся, когда мимо витрины пройдет девушка в платке… - я предложил классную, как мне казалось, идею своему фотокору.

  Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Так мы и простояли полчаса. Честное слово!

Не носят в Бишкеке платки. Это же вам не Россия. Девчонки и женщины щеголяют по улицам кто в чем: вот одна идет явно с работы - в костюме со строгой юбкой по колено, вот подростки в широких джинсах и толстовках, вот красотка в платье с декольте явно спешит на свидание.

Платок мы встретили только один раз - на той самой площади девчонка от души прикладывалась к мячу во время игры в волейбол. В платке, спортивных леггинсах и шортах. Вот тебе и стереотипы.

Так почему они тут не носят, а в России покрываются? Ответ оказался прост: Киргизия страдает от ползучей исламизации и с ней тут серьезно борются. И любой мужчина, кто носит вахаббитскую бороду, или женщина, покрывающая голову, автоматически вызывают пристальное внимание спецслужб. По-просту говоря, нельзя. А у нас можно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В «дроновой столице» Китая ежедневно продают десятки тысяч беспилотников: в чем секрет чудо-города

Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru

Автор: Валентин АЛФИМОВ

В
Валентин АЛФИМОВ
Редактор