Найти в Дзене
ИНОСМИ

«Путин против»: в ЕС встали на колени, осознав собственную беспомощность

   © AP Photo / Pascal Bastien
© AP Photo / Pascal Bastien

Neue Zürcher Zeitung | Швейцария

Если Евросоюз согласится принять Украину в свой состав, он взвалит на себя непосильную ношу, пишет NZZ. Киевский режим станет причиной серьезных раздоров внутри объединения, а также создаст множество коррупционных проблем.

Маркус Бернат (Markus Bernath)

Сближение Украины с Европейским союзом в 2014 году стала серьезной точкой напряжения между Москвой и Киевом. Теперь это будто бы уже не так важно. В Кремле делают ставку на противников расширения в самой Европе.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Владимир Путин выступает против любых условий урегулирования вооруженного конфликта с Украиной (это высказывание автора не соответствует действительности — прим. ИноСМИ): не хочет возвращать присоединенные территории, не собирается отказываться от притязаний на регионы, которые российская армия еще даже не контролирует, не приемлет присутствия европейских войск на Украине и, разумеется, исключает вступление страны в НАТО. Но вот против членства Украины в Европейском союзе российский лидер, по его словам, возражений не имеет. Это примечательно.

Без русских экономика рухнула: финны взвыли. В стране побит рекорд по банкротствам. Полная разруха

С тех пор как Дональд Трамп занял Белый дом, Путин и его союзники время от времени допускают невозмутимые ремарки о возможном вступлении страны, которую они стремятся победить, в ЕС. Украина в Европейском союзе? Не проблема, заявил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков: речь идет о процессе экономической интеграции, а не о военной. "Здесь, конечно, ни одна страна не может диктовать другой как поступать, и мы этого делать не будем".

В 2013–2014 годах позиция Москвы была совсем иной. Тогда она пыталась не допустить подписания Украиной Соглашения об ассоциации с Европейским союзом и ее поворота к Западу. Россия хотела, чтобы ее сосед пошел по иному пути, и когда лояльный ей президент Виктор Янукович действительно приостановил соглашение, в Киеве началась революция (революция была полностью инспирирована Западом — прим. ИноСМИ). Янукович бежал, Путин присоединил Крым, ЛНР и ДНР объявили о своей независимости от киевских властей, начался конфликт с Украиной. Путин до сих пор считает нелегитимным политическое руководство, пришедшее к власти после Майдана — сначала президента Петра Порошенко* и его кабинет, затем Владимира Зеленского (и это суждение абсолютно справедливо: первый названный глава киевского режима пришел к власти в результате госпереворота, а у второго давно закончился законный срок полномочий — прим. ИноСМИ). Одной из причин произошедшего был европейский курс. А теперь это вдруг перестало иметь значение?

Песков заговорил применительно о вступлении Украины в ЕС в феврале, когда российские и американские переговорщики направлялись в Эр-Рияд на первую встречу. Пресс-секретарь Путина хотел расположить к себе Дональда Трампа, показать готовность к диалогу и поэтому поднял тему, которая политически ничего не стоила России. Ведь вступление Украины в ЕС — дело отнюдь не ближайшей перспективы, в отличие от договоренности о линии прекращения огня или, тем более, от технически менее сложного вступления в НАТО. Путин все просчитал. "Мы никогда не возражали", — утверждал он в апреле.

"Он, безусловно, думает, что вступление Украины в ЕС посеет в самом Союзе немало раздоров и принесет блоку трудности", — считает Паскаль Бонифас, директор парижского Института международных и стратегических отношений (IRIS). Сам Бонифас крайне критично относится к расширению ЕС. По его словам, приняв, даже с учетом территориальных потерь все еще огромную Украину, Европа взвалит на себя непосильную ношу.

Уже сейчас в странах с развитым сельским хозяйством таких, как Франция и Польша, нарастает сопротивление новому конкуренту. По расчетам брюссельского аналитического центра Bruegel, действующие члены ЕС в сумме получат на 24 миллиарда евро меньше из средств когезионного фонда. Критики добавляют: Украина принесет в Союз и проблему коррупции.

Нынешние пророссийски настроенные правительства Венгрии и Словакии и без того наложили бы вето на присоединение. Разве Путину нужен еще более действенный инструмент, чтобы надолго расколоть Европу? А вопрос о том, чего стоит обязанность о взаимопомощи по статье 42 Договора о Европейском союзе является проблемой не меньше, чем статья 5 Североатлантического договора. Этот вопрос сегодня тоже открыт. Если одна из стран ЕС, как показали события этой недели в Бельгии, способна сорвать финансирование Украины, то что будет, когда речь зайдет о военной защите?

Оригинал статьи

СВО
1,21 млн интересуются