Привет киноманам! Сегодня в рубрике «Феномен хорошего кино» «Побег из Шоушенка» режиссера Фрэнка Дарабонта, вышедший в далеком 1994 году. Этот фильм связан с удачей для многих и с одной-единственной неудачей. С одной стороны было большой удачей для Тома Хэнкса отказаться от роли в «Побеге из Шоушенка» в пользу роли в «Форресте Гампе», ведь «Форрест Гамп» принес огромную прибыль и настоящую популярностью Тому Хэнксу, став самым популярным фильмом на тот момент с его участием. С другой стороны отказ Тома Хэнкса был большой удачей для Тима Роббинса, которому досталась роль главного персонажа Энди Дюфрейна. «Побег из Шоушенка» и по сей день остался «главным» фильмом Тима Роббинса. С третьей стороны зрители получили сразу 2 прекрасных фильма, которые долгие годы не выпадают из 10-ки лидеров топа-250 КиноПоиска. И лишь студия не получила того, чего она хочет при выпуске каждого своего фильма, а именно прибыли. Как при таком культовом статусе сегодня «Побег из Шоушенка» собрал в прокате в 1994 году всего лишь 28 млн. долларов, по сути даже не покрыв затрат на производство? При этом упомянутый «Форрест Гамп» собрал в мировом прокате космические 677 млн. долларов, из которых почти 330 млн. – на своем родном рынке в США. При этом фильмы не пересекались в прокате: премьера «Форреста Гапма» была в июне, а премьера «Побега из Шоушенка» через 3 месяца в сентябре. Казалось бы – зритель разогрет отличным серьезным кино, самое время выстрелить во второй раз, но этого по какой-то причине не произошло.
Конец 1994 года для «Побега из Шоушенка» стал полным фиаско – фильм из 7 номинаций на Оскар не одержал ни одной победы. В 4 номинациях «Побегу из Шоушенка» подставил подножку все тот же «Форрест Гамп», в 1 номинации одержали победу «Легенды осени» с Брэдом Питтом и Энтони Хопкинсом (тоже, кстати, не стал кассовым хитом), в одной номинации мимо «Побега» пронеслись Киану Ривз с Сандрой Буллок на бешеной «Скорости», ну а музыкально всех покорил «Король Лев». Таким образом, в 1994 году мало кто признал достоинства «Побега из Шоушенка». Каким же образом детище Фрэнка Дарабонта, по которому катком прокатились все, кто только мог, впоследствии стал хитом, лидером топов разных изданий и обязательным фильмом в коллекциях киноманов? Давайте разбираться. Камера, мотор, начали!
Если среди читателей найдутся те, кто не смотрел это кино, а таких, кстати, с ходом лет может набраться немало: даже у меня на работе есть молодые коллеги, не смотревшие такие фильмы как «Матрица» или «Блэйд», потому что «это ж какое-то старьё…», то вкратце расскажу о чем это кино. Преуспевающий экономист и банкир Энди Дюфрейн, которого непринужденно, но при этом гениально, сыграл Тим Роббинс, узнает о супружеской неверности своей жены. Он даже заряжает револьвер, сидя в своей машину в стельку пьяный. Но магией монтажа зритель переносится в следующий эпизод, где Энди уже на скамье подсудимых за умышленное двойное убийство. Сама же расправа над любовниками для зрителя остается за занавесом. Энди не признает своей вины, но непристрастный суд осуждает его на 2 пожизненных срока. Все последние события становятся для Энди шокирующими – его успешная жизнь с красавицей женой оборвалась, пожалуй, так же спешно, как, собственно, и жизнь его жены. Зрителя так и оставляют за завесой тайны виновности/невиновности Энди. При этом фильм еще не раз поднимает вопрос виновности персонажей: когда Энди заводит первые знакомства, находясь в заключении, все его новые «коллеги» оказываются с их слов невиновными. Они шутят на эту тему: мол, «…ты что не знал? – Тут держат только невиновных».
Слова заключенных тут в целом часто ставятся под сомнение. Когда Энди особенно близко сдружился с другим заключенным по кличке Ред в исполнении Моргана Фримана, Энди спрашивает у него, почему его прозвали Ред (от английского Red, т.е. «красный» или, если в отношении человека, - «рыжий»), ведь Ред – чернокожий. Ред задумался и с улыбкой ответил Энди: «может потому что я из Ирландии» (в Ирландии часто встречающийся цвет волос – рыжий). Вряд ли Энди поверил Реду, как и зритель. Как и комиссия по вопросам досрочного освобождения, которую собирали каждый 10 лет для каждого заключенного. Комиссия неоднократно проводила беседу с Редом, но ни разу не поверила его словам о его исправлении. Именно в эти моменты внимательный зритель заместит на папке с личным делом Реда его полное имя – Эллис Бойд Реддинг. Т.е. его кличка была лишь сокращением его фамилии, врать тут было не о чем, но режиссер такими штрихами тонко доносит до зрителя, что слова людей зачастую могут быть ложью просто потому что.
Ред – не единственный друг Энди. Тут есть еще Брукс – старик, знающий жизнь только в стенках тюрьмы. А еще Хейвуд – свой в доску, но не слишком тонкий человек. Все эти персонажи – родственные души, но обладают разными характерами и темпераментами. Энди был шокирован своим осуждением, но он всегда сохраняет ясность ума, он отталкивается от того, что имеет, но при этом не намерен отказываться от надежды. Хотя какая может быть надежда при двойном пожизненном сроке? Долгое время его одолевала банда «сестёр» - сборище тюремных гомосексуалистов, пытавшихся сломить волю Энди. Конечно, он сознавал всю опасность, но сохранял холодный рассудок, даже отбиваясь от смертельно опасных врагов. Ред, в свою очередь, всякий раз пытается произвести впечатление на комиссию по вопросам досрочного освобождения, но, напротив, не дает надежде взять верх над ним. Иначе, он уверен, эта надежда может его погубить. Старина Брукс знает только одну жизнь – жизнь в стенах тюрьмы, и он боится лишь одного – освобождения. Его не понимают окружающие, а он в свою очередь не понимает жизнь на воле. Все куда-то спешат, на дорогах появились машины, а лавки торговцев превратились в маркеты с обслуживанием. Все это его пугает, все это для него чужое, этой жизни Брукс не нужен, Бруксу не нужна такая жизнь. Хейвуд напоминает опавший лист, который упал в бегущий ручей. Он просто плывет по течению. Он приспосабливается, радуется мелочам: выигрывает спор на сигареты и в полной мере радуется своему выигрышу. Начальник тюрьмы позволяет открыть местную библиотеку, что бы желающие могли образовываться, куда Хейвуд с не меньшим удовольствием приходит помогать или послушать пластинки. Они разные, но объединяет их одно-единственное – все они «невиновны». На протяжении всего просмотра зрителю будет, о чем поразмыслить, «Побег из Шоушенка» много прячет «между строк».
Итак, «Побег из Шоушенка» имеет в своем арсенале:
- прекрасную режиссуру, событийность и темп повествования;
- прекрасную актерскую игру Тима Роббинса и Моргана Фримана;
- прекрасную постановку, включающую работу оператора, монтажера и композитора.
Все это создает невероятно целостное художественное произведение. Но как, имея столько всего прекрасного, фильм все-таки провалился? 28 млн. долларов были собраны с учетом повторного показа, но при первом показе фильм вовсе собрал смехотворные 16 млн. долларов. Фильм имеет пару спорных моментов, в них ли дело? Первое, что бросается в глаза, это то, какими показаны все главные персонажи. Никто из них не похож на реальных преступников и убийц – все они поголовно хорошие парни. В плохом свете здесь предстают исключительно те самые «сестры» - гомосексуалисты и тюремные стражники – вот настоящие деспоты этой истории, включая начальника тюрьмы. Это вносит небольшую фальшь в происходящее. Но это вопрос не однозначный, ведь перед нами именно художественное произведение, снятое к тому же по другому художественному первоисточнику – повести Стивена Кинга. Заключенные здесь не показаны злодеями, но это сделано умышленно, чтобы герои могли полюбиться зрителю, так мы сильнее переживаем за персонажей. Например, как пират (ой, простите, капитан) Джек Воробей. Этот персонаж тоже показан славным парнем, что идет вразрез с традиционным пиратским образом. Но из-за того, каким его показали авторы, он так полюбился зрителям. И сейчас Джек Воробей не менее известен, чем, например, Супермен или Дарт Вейдер. Да, «Побег из Шоушенка» и «Пираты Карибского моря» - совершенно разные фильмы, но приемы, используемые для того, чтобы герои полюбились зрителю, используются такие же.
Еще во второй половине фильма эпизодически появляется некий психопат, который рассказывает точь-в-точь историю убийства жены Энди и ее любовника. Он хвастает, будто бы он совершил это убийство. Энди хватается за возможность доказать свою невиновность. Но чёрт возьми! Что, и калибр патронов случайным образом совпал? Неужели, двойной пожизненный срок мог быть назначен стечением таких совпадений? В защиту фильма сразу скажу, что вряд ли многие зрители, как и я, заметили такие сомнительные совпадения. Да и можно легко простить такое, в конце концов. Такого рода нестыковки можно найти в абсолютно любом кино и истории. В этом ли кроется причина кассовой неудачи фильма?
По моему убеждению, главная причина провала – тематика этого кино. Фильм, очевидно, не работает на широкую аудиторию. Как этот фильм может описать каждый, кто его еще не посмотрел? Ответ таков – это фильм про тюрьму и зэков. Не слишком популярная тематика. На эту тему бесконечно крутят сериалы по НТВ, вы их все запоем пересмотрели? О том и речь. В момент премьеры для всех это был лишь фильм про зэков. Локация всего одна – тюрьма, и ничего за ее пределами. Номинации на Оскар результат не дали – значит, и смотреть там нечего. Повторный показ также не увенчался успехом. Подростки и молодежь сразу прошли мимо. Женской аудитории фильм также не был интересен, ведь в нем нет НИ ОДНОГО женского персонажа, лишь зэки в робе и тюремная охрана. Если женщинам фильм не интересен, то он сразу теряет ту аудиторию, которая идет в кино на свидание. Иначе он зависнет перед экраном с открытым ртом, а она будет скучать больше двух часов. И никакого юмора – все исключительно драматично. При этом был «Форрест Гамп» - фильм в разы более мейнстримовый. Он драматичен, но забавен. Главный герой здесь не раз заставит зрителя рассмеяться. Тут есть девушка, тут есть любовь. Фильм не локален, он рассказывает историю жизни персонажа, как приключение, показывая при этом, куда судьба забрасывает героя. На этом фоне серая (в прямом смысле) картина «Побег из Шоушенка» осталась незамеченной. Но зря, как показало время. После премьеры лишь критики положительно высказались о фильме, но это никак не способствовало успеху «Побега из Шоушенка». Что не впервые доказывает бессмысленность и ненужность работы кинокритиков (я их ненавижу, если вы не в курсе =). Что ж, фильм не принес прибыли, но время расставило все точки над «и», и «Побег из Шоушенка» стал культовым кино.
Думаю, если бы в 1994 году существовал интернет в привычном виде, то «Побег из Шоушенка» был бы обречен на успех. Подобно тому, как сейчас порой выходят неожиданные хиты вроде «Зеленой книги» или «Сплита». Без отзывов и хайпа в интернете эти фильмы тоже могли остаться незамеченными, но зрители легче доверяют другим зрителям, а не премудрым критикам из Variety. Если вы смотрели «Побег из Шоушенка», то поздравляю вас, этот фильм наверняка украшает вашу коллекцию. Если же не смотрели, то незамедлительно исправьте это (к тому же в 2021 году вышел отцифрованный ремастер), иначе, когда будете писать мемуары на старости лет, в них будет невосполнимый пробел. От меня, не смотря на локальность картины, 9 баллов из 10. Присоединяйтесь к обсуждению фильма в комментариях, мне будет интересно узнать ваше мнение. Смотрите любое кино, какое захотите, но оставляйте в коллекции только хорошее. Такое как «Побег из Шоушенка». Не прощаюсь…