Андреева Мария Федоровна (1868–1953)
Знаменитая русская актриса. Активная участница революционного движения. Член РСДРП с 1904 года. Прима Московского художественного театра с момента его открытия. Основательница петроградского БДТ.
Родилась 4 июля 1868 года в Санкт-Петербурге в прославленной театральной семье. Отец Федор Александрович Федоров-Юрковский, был известным актером, а затем и главным режиссером Александринского театра. Матушка Мария Павловна Лелева-Юрковская, также играла в Александринке, поэтому Маша и её сестры с детства воспитывались в атмосфере творчества и искусства.
Окончив гимназию Мария, решила пойти по стопам родителей и поучившись немного в одной из драматических студий поступила на службу в антрепризу Медведева.
Молодая ослепительно красивая дебютантка сразу стала необычайно популярна и имела огромное количество поклонников.
Однако она, наверное, тогда уже отличалась редким прагматизмом и дожидалась подходящей партии.
Таковой вариант не заставил себя слишком долго ждать и в 20 лет она вышла замуж за тайного советника (гражданский чин соответствовавший генерал-лейтенанту) Андрея Алексеевича Желябужского, который был старше неё на 18 лет, имел высокое положение, блестящие перспективы карьерного роста и разделял страсть супруги к театру.
После рождения двух детей сына Юрия и дочери Екатерины Мария Фёдоровна оставила сцену на несколько лет, лишь изредка выступая в любительских постановках.
Все изменилось после переезда к новому месту службы мужа в Тифлис. Там супруги вступили в местное Артистическое общество, и начали вместе играть в его спектаклях, под псевдонимом Андреевы. С тех пор Мария Федоровна на всю жизнь осталась Андреевой.
Спустя ещё несколько лет Желябужский получает перевод в Москву и начинает стремительно продвигаться по служебной лестнице в Министерстве путей сообщения.
Мария Федоровна, полностью избавленная от забот о доме и детях начинает совершенствовать свое артистическое мастерство.
Она училась вокалу в Московской консерватории, брала уроки у знаменитой актрисы Надежды Михайловны Медведевой, которая когда-то училась у Щепкина и была наставницей Марии Ермоловой.
Став членом московского Общества искусства и литературы, она блистала в его постановках вместе с Константином Сергеевичем Станиславским.
За три года жизни в Москве она с огромным успехом сыграла главные роли в 11 спектаклях, а театральные критики присвоили ей титул «самой красивой русской актрисы».
Когда в 1898 году Станиславский и Немирович-Данченко объявили о создании Художественного Общедоступного театра, Мария Андреева безоговорочно стала его примой.
Естественно, недостатка в поклонниках Андреева не испытывала, но когда вскоре после открытия МХТ, за ней стал практически открыто ухаживать Савва Тимофеевич Морозов, один из богатейших русских промышленников об этом сразу заговорила вся Москва.
Именно ради Андреевой Морозов стал самым щедрым меценатом МХТ и не только спас театр от банкротства поскольку первые несколько сезонов были провальными с финансовой точки зрения, но построил за свой сет новое здание театра в Камергерском переулке.
Следует сказать, что с мужем Андреева не жила с 1896 года, полностью посвятив себя театру и … революционной борьбе.
К социал-демократам Андреева примкнула ещё в 1899 году. Именно тогда у неё возник короткий роман со студентом политеха Дмитрием Лукьяновым, который был репетитором её сына Юрия и приобщил свою любовницу к ученью Маркса, которого она, кстати сказать, читала в подлиннике.
В дальнейшем Мария Федоровна участвовала в доставке нелегальной литературы, прятала подпольщиков, добывала для партии деньги.
Под её влиянием Морозов потратил «на революцию» порядка полумиллиона рублей. Именно он финансировал издание и доставку в Россию газет «Искра», «Новая жизнь» и «Борьба», помогал скрываться нелегалам и лично прятал в своем имении Николая Баумана и Леонида Красина.
За умение добиваться самых невероятных целей и решать самые невозможные задачи Андреева получила партийную кличку товарищ Феномен, которой её «наградил» лично Ленин.
С молодым входящим в моду драматургом Горьким Андрееву познакомил Чехов, во время гастролей МХТ в Крыму в 1900 году. Позже они встречались во время работы над пьесой «На дне», где Андреева играла Наташу.
После ухода Андреевой из театра в 1901 году они вместе уезжают в дачное местечко Куоккала под Петербургом и начинают жить вместе. Андреева к тому времени официально расторгла брак с мужем, а Горький хотя давно уже не живет вместе с женой и сыном Максимом, формально остается несвободен.
13 мая 1905 года при невыясненных обстоятельствах кончает жизнь самоубийством Савва Тимофеевич Морозов. После его похорон на Рогожском кладбище в Москве выясняется, что Андреева унаследовала от него 100 000 рублей.
Более половины из этих денег, порядка, 60 000 она передала на нужды партии, в которую вступила в 1904 году, на год раньше Горького.
В середине апреля 1906 года Андреева с Горьким прибыли пароходом в США. Цель поездки, предпринятой по поручению Ленина и Красина, состояла в пропаганде идей русской революции, а также в сборе средств, в кассу большевиков путём агитации.
Осенью того же года они возвращаются в Россию, где Горький заканчивает начатый в поездке по США роман «Мать», а потом отправились на итальянский остров Капри, поскольку в России им оставаться было не безопасно.
В феврале 1913 года, в связи с 300-летием дома Романовых, в России была объявлена политическая амнистия и Мария Федоровна вернулась на Родину.
Горький вернулся в Россию в 1914 году, они снова попробовали жить вместе, и Андреева занялась его издательскими делами, но совместная жизнь все больше давала трещину.
После революции 1917 года она была назначена «комиссаром театров и зрелищ союза коммун Северной области» - то есть Петрограда и окрестностей.
Тут-то Мария Федоровна развернулась: она без устали организовывала фронтовые труппы и агитбригады, устраивала театрализованные представления, формировала революционные театры и выбивала для них средства и репертуар. Ее самое главное детище этого времени – Большой драматический театр, в создании которого Андреева принимала самое деятельное участие. На его сцене комиссар Андреева сыграла свои последние, великие роли – леди Макбет и Дездемону.
Окончательный разрыв с Горьким произошёл в 1921 году.
Расставшись с "буревестником революции", Мария Федоровна получила новое назначение. Она стала заведующей художественно-промышленным отделом Советского Союза в Германии, а затем и уполномоченным Наркомвнешторга по делам кинематографии за границей.
После возвращения в СССР с 1931 до конца жизни была директором московского Дома ученых на Кропоткинской. Скончалась замечательная актриса и пламенная революционерка 8 декабря 1953 года.
Похоронена на 1-м участке Новодевичьего кладбища.
Кренкель Эрнст Теодорович (1903-1971)
Легендарный полярник, профессиональный радист. Участник нескольких полярных экспедиций. Герой Советского Союза. Видный общественный деятель. Первый председатель Совета Центрального радиоклуба (ЦРК) СССР, председатель Федерации радиоспорта СССР (1959—1971). Первый председатель Всесоюзного общества филателистов (1966—1971).
Родился в Белостоке, ныне Польша. В 1910 году переехал с семьей в Москву. В 1921 году с отличием окончил курсы радиотелеграфистов. В 1925 году был призван в РККА. Его сослуживцами были будущий легендарный разведчик Вильям Фишер (Рудольф Абель) и будущий Народный артист СССР Михаил Иванович Царев.
После увольнения в запас работал в заполярье на Новой земле, Северной земле, Земле Франца Иосифа.
Участник арктических экспедиций на ледокольном пароходе «Георгий Седов» (1929), на дирижабле «Граф Цеппелин» (1931), пароходах «Сибиряков» (1932), «Челюскин» (1933—1934). После гибели «Челюскина» обеспечивал радиосвязь ледового лагеря О. Ю. Шмидта с материком. Позывной радиостанции «Челюскина» RAEM впоследствии был закреплён за Кренкелем в качестве его личного радиолюбительского позывного.
В 1935 году назначен начальником полярной станции на мысе Оловянном острова Октябрьской Революции архипелага Северной Земли (в составе четырёх человек).
С 6 июня 1937 года по 15 марта 1938 года был радистом первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс».
За этот подвиг так же, как и остальные участники экспедиции был удостоен звания Герой Советского Союза и научной степени доктор географических наук без защиты диссертации.
В дальнейшем Эрнст Теодорович Кренкель работал начальником связи Главсевморпути.
В годы Великой Отечественной войны отвечал за связь с самолетами, перегоняемыми по Ленд лизу с Аляски в СССР.
В 1946 году после снятия запрета на любительские радиопередатчики получил первую в СССР лицензию радиолюбителя. Установил несколько мировых рекордов по дальности радиосвязи. С 1948 по 1951 был директором московского радиозавода «Волна».
С 15 ноября 1968 по 15 марта 1969 года был начальником рейса научно-исследовательского судна «Профессор Зубов» из Ленинграда в Антарктиду.
Скончался Э.Т. Кренкель 8 декабря 1971 года. Похоронен на седьмом участке Новодевичьего кладбища (ряд №18 место №1) на могиле символизирует его известный всему миру позывной Памятник RAEM облетающий земной шар.
Гриценко Николай Олимпиевич (1912–1979)
Известный советский актер театра и кино, Народный артист СССР, лауреат Сталинской и государственных премий. Старший брат Народной артистки РСФСР Гриценко Лилии Олимпиевны (1917–1989)
Родился 11(24) июля 1912 года на станции Ясиноватой Бахмутского уезда Екатеринославской губернии Российской империи в семье железнодорожника. После окончания школы – семилетки учился в Днепропетровском политехникуме железнодорожного транспорта, по окончании которого работал техником на железнодорожной станции Мушкетово.
В 1934—1935 годах учился в Киевском драматическом техникуме при Музыкально-драматическом институте имени Н. В. Лысенко, а затем отправился в Москву, где поступил в театральное училище имени Б. В. Щукина при Театре имени Е. Вахтангова, на сцене которого играл с 1937 года и до конца жизни. В 1941 году ушёл добровольцем на фронт, демобилизован после тяжёлого ранения в 1942.
В кино начал сниматься в том же 1942, но по-настоящему прославился ролью председателя колхоза Алексея Степановича Артомашова в фильме 1950 года «Кавалер Золотой Звезды», за которую был удостоен Сталинской премии первой степени.
Затем были роли в таких известных фильмах как:
1. «Большая семья» - завклубом Вениамин Семёнович
2. «Хождение по мукам» - Вадим Рощин
3. «Анна Каренина» - Алексей Александрович Каренин
4. «Адъютант его превосходительства» - Викентий Павлович Сперанский
5. «Два капитана» Николай Антонович Татаринов
Всего фильмография замечательного актера насчитывает более 60 работ в кино.
Народный артист СССР Николай Олимпиевич Гриценко скончался 8 декабря 1979. Похоронен на втором участке Новодевичьего кладбища. Позже рядом с ним упокоилась сестра и другие родственники.
Челомей Владимир Николаевич (1914–1984)
Генеральный конструктор авиационной и ракетно-космической техники, академик, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий. Под его руководством созданы первый в СССР пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, ряд ракетных комплексов и образцов ракетно-космической техники, в том числе ИСЗ "Протон", "Полет", орбитальные станции "Салют-2, -3, -5".
Родился 30 июня 1914 года в семье учителей народной школы города Седлеце Привислинского края Российской империи (ныне территория Польши).
В 1937 году с отличием окончил Киевский авиационный институт (КАИ) и получил приглашение остаться преподавать в родном ВУЗе. Совмещал преподавательскую деятельность с работой в Институте математики АН УССР старшим научным сотрудником. В 1939 году блестяще защитил кандидатскую диссертацию и был принят в докторантуру АН СССР.
В июне 1941 был направлен в Центральный институт авиационного моторостроения в Москве. В 1944 году возглавил ОКБ-51, перед которым была поставлена задача разработать первую советскую крылатую ракету по типу немецких «ФАУ».
В 1946 году в составе правительственной комиссии выезжал в Германию, где занимался вопросами, связанными с вывозом в СССР трофейного оборудования с предприятия, производившего ракеты «ФАУ»
В 1951 году защитил докторскую диссертацию, с 1952 профессор МВТУ имени Баумана. В 1960 году там же основал кафедру «Динамика машин» которую возглавлял до конца жизни. С 1958 года член-корреспондент, а с 1962 академик АН СССР.
В 1961 году возглавил Совет главных конструкторов, коллегиальный орган управления космической отраслью в СССР, сильно утративший свои позиции после отставки Хрущёва и фактически прекративший своё существование после смерти С. П. Королева.
Владимир Николаевич Челомей внёс неоценимый вклад в развитие советской космонавтики и работал до конца своих дней.
Скоропостижно скончался 8 декабря 1984 года. Причиной смерти стал оторвавшийся тромб.
Дважды Герой Социалистического труда, академик Владимир Николаевич Челомей похоронен на седьмом участке Новодевичьего кладбища
Жжёнов Георгий Степанович (1915-2005)
Один из самых популярных и всенародно любимых актеров советского кино 60-х – 80-х годов прошлого века. Народный артист СССР прошедший через тяжелейшие испытания, но не сломавшийся и сумевший сохранить свой талант.
Родился 9 (22) марта 1915 года в Петрограде. В 1930 году поступил на акробатическое отделение Ленинградского эстрадно-циркового техникума. Еще во время учебы вместе с сокурсником Жоржем Смирновым выступал в Ленинградском цирке с акробатическим номером «Китайский стол».
В цирке его заметили и начали приглашать сниматься в кино в эпизодических ролях. Оставив цирк, поступил в Ленинградский кинотехникум, успел сняться в таких культовых довоенных фильмах, как «Путевка в жизнь», «Чапаев», «Наследный принц республики», «Комсомольск». Во время съемок в фильме «Комсомольск» в поезде Москва — Владивосток познакомился с военным атташе США Филиппом Рейсом Файмонвиллом, с которым в дальнейшем поддерживал контакты в Москве.
В июле 1938 года был арестован и осужден по обвинению в шпионаже. Находился в заключении в Магадане до марта 1945 года.
После освобождения был направлен в Свердловск, где работал на местной киностудии. После закрытия студии в 1948 году, был повторно арестован и осужден. В 1955 полностью реабилитирован.
Вернулся в Ленинград, где служил в «Театре имени Ленсовета» и снимался на «Ленфильме».
В 1966 Эльдар Рязанов пригласил его на эпизодическую роль инспектора ГАИ в свой фильм «Берегись автомобиля».
Жженов был настолько убедителен, что Рязанова потом часто спрашивали: «А милиционер настоящий или артист?», на что Эльдар Александрович неизменно отвечал «Настоящий артист». С 1968 года Георгий Степанович перебрался в Москву и вскоре стал одним из самых популярных киноактеров.
Наиболее запомнившиеся зрителям кинороли Г. С. Жженова это:
1. Разведчик Тульев в четырех фильмах о резиденте
2. Генерал Тимерин «Путь в Сатурн» и «Конец Сатурна»
3. Вилли Старк. «Вся королевская рать»
4. Генерал Бессонов. «Горячий снег».
Наряду с этими фильмами, вошедшими в золотой фонд советского кинематографа, Георгий Степанович снялся еще в огромном количестве картин.
Между прочим, в 1978 году, за год до выхода на экраны незабываемого сериала «Место встречи изменить нельзя» Георгий Жжёнов снялся в фильме «Лекарство против страха» по повести братьев Вайнеров, где сыграл генерал – майора милиции Владимира Ивановича Шарапова.
Да, это был тот самый Шарапов, за которого через год будет переживать вся страна. Возможно, если бы «Лекарство» вышло позже « Места встречи», резонанс у фильма был бы совсем другой. Впрочем, Георгию Степановичу зрительской любви и популярности хватило с лихвой. Наверное, если бы он не сыграл ни одной роли кроме командира воздушного судна Андрея Васильевича Тимченко в фильме «Экипаж», то все равно вошел бы в историю нашего кино.
Кроме работы в кино Георгий Степанович более 30 лет служил в Театре имени Моссовета.
Первой ролью, сыгранной им на Моссоветовской сцене, стал Василий Павлович Забродин из пьесы И. Штока «Ленинградский проспект». Спектакль шёл в театре с 1962 года и первым исполнителем роли главы семьи Забродиных был замечательный актер Николай Дмитриевич Мордвинов, скончавшийся в 1966 году.
Георгий Жженов много лет был одним из ведущих актеров Театра имени Моссовета. В 1992 году когда жизнь в нашей стране стала, мягко говоря, не радостной, особенно для людей старшего поколения, в театре выпустили спектакль по пьесе Эрнеста Томпсона «На Золотом озере»
Эта очень светлая и одновременно грустная лирическая комедия, герои которой - пожилая пара - муж и жена, сохранившие почти юношескую влюбленность друг в друга. Да, они понимают, что жизнь клонится к закату, но они счастливы, от того, что не замкнулись каждый в своих проблемах и от того, что им так хорошо быть рядом. На фоне всеобщей чернухи, свалившейся тогда на головы людей, этот спектакль был, как луч света.
Народный артист СССР Георгий Степанович Жженов скончался 8 декабря 2005 года успев отметить свой девяностолетний юбилей. Похоронен на 10-м участке Новодевичьего кладбища.
На этом уважаемые читатели и подписчики моего канала позвольте сегодня прерваться. Спасибо всем, кто меня читает.
Возможно вам будет также интересна статья опубликованная несколькими часами ранее
Ну а пока всего вам доброго и до скорой встречи.