Найти в Дзене
Сергей Рязанцев

Как протопоп Аввакум с патриархами дрался

Читаю интереснейший "Русский биографический словарь". Ещё дореволюционное издание, без участия советских историков, которые всё соотносили с "политикой партии". И протопоп Аввакум у них - кругом молодец. Ведь он ругал царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, т.е. боролся с "проклятым царизмом", чуть ли не революционер. Потому советские школьники читали "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное". Хотя самоназначенный святой, сам пишущий своё житие, в котором хвастается своими же чудесами - это "прелесть" - прельщение то есть. Страшное духовное состояние. Но в условиях тотальной религиозной безграмотности, когда большинство даже не знало терминов "ересь", "раскол", "прелесть" - всё это прокатывало. Житие, конечно, удивляет: Потом иной начальник в иное время на меня рассвирепел: прибежав ко мне в дом, бил меня и на руке, как пес, покусал персты; когда же наполнилась гортань его крови, тогда выпустил из зубов своих мою руку и, меня оставив, пошел в дом свой. Или: Потом другой на

Читаю интереснейший "Русский биографический словарь".

Ещё дореволюционное издание, без участия советских историков, которые всё соотносили с "политикой партии".

И протопоп Аввакум у них - кругом молодец.

Ведь он ругал царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, т.е. боролся с "проклятым царизмом", чуть ли не революционер.

Потому советские школьники читали "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное".

Хотя самоназначенный святой, сам пишущий своё житие, в котором хвастается своими же чудесами - это "прелесть" - прельщение то есть.

Страшное духовное состояние.

Но в условиях тотальной религиозной безграмотности, когда большинство даже не знало терминов "ересь", "раскол", "прелесть" - всё это прокатывало.

Житие, конечно, удивляет:

Потом иной начальник в иное время на меня рассвирепел: прибежав ко мне в дом, бил меня и на руке, как пес, покусал персты; когда же наполнилась гортань его крови, тогда выпустил из зубов своих мою руку и, меня оставив, пошел в дом свой.

Или:

Потом другой начальник, на меня рассвирепев, приехал с людьми ко двору моему и, идя как на приступ, стрелял из луков и из пищалей.

Вот ещё:

Да и всегда-таки я, окаянный, когда рассержусь, драться лихой.

В дореволюционном словаре статья про лихого драчуна называется

Аввакум Петрович, расколоучитель

Не протопоп.

Потому что он расстрижен (извержен из священного сана) и анафематствован.

Фото: памятник Аввакуму в Боровске
Фото: памятник Аввакуму в Боровске

Аввакум сам был ходячим расколом.

Против его ревности не по разуму восставали целые города (!) и сёла - случай небывалый в церковной истории.

Затем в Москве нашёлся ещё один предлог для ругани, "книжная справа", то есть исправление ошибок в старых рукописях:

В богослужебных книгах были найдены погрешности и искажения смысла.

Вместо сознания в своих недосмотрах, допущенных по неведению греческого языка, справщики отнесли свою отставку к безвинному гонению.

Вступившись за них, Аввакум не признавал и возможности ошибок при ревнивом охранении старого текста.

Он думал и открыто заявлял, что «в церкви Христос царствует и не дает ей погрешать не только в вере и догматах веры, но ни в малейшей чертице догматов, канонов и песней».

Патриарх и царь терпели Аввакума годами.

Обращались по-человечески:

При представлении возвращенного из ссылки государь обратил к нему милостивое слово:

«Здорово ли протопоп живешь; еще привел Бог свидеться!» – и приказал дать ему помещение в Кремле, на подворье Новодевичьего монастыря.

В первое время государь часто встречался с Аввакумом и говаривал:

«Благослови меня и помолись о мне!»

Но неукротимый нрав Аввакума скоро опять сказался.

Как уже говорилось, его расстригли:

И за то он, Аввакум (1666 г. 13 мая), в соборной церкви священного сана извержен и проклят.

Вот характерный эпизод:

Затем Аввакума еще раз привезли в Москву к бывшим там патриархам Александрийскому и Антиохийскому, которые через переводчика архимандрита Дионисия тщетно уговаривали смириться.

Аввакум, присоединяя к резкому отрицанию упреки, так разгневал, наконец, патриархов, что сами они и свита их принялись бить его.

Времена были суровые и закончилось всё так:

Сожгли Аввакума за дерзкое послание к царю Федору Алексеевичу, в котором он, между прочим, просил позволения перебить иерархов, уподобляя себя пророку Илии, а их жрецам – царя Ахава.

О царе Алексее Михайловиче Аввакум поместил в послании оскорбительную укоризну, что он на том свете «в муках сидит» за непринятие мнений протопопа.

Несколько веков про расколоучителя мало что знали.

Сочинения Аввакума (XVII век) были впервые изданы через столетия, профессором Субботиным, в 1879 году в «Материалах для истории раскола».

Узкоспециальной книге, интересной немногим богословам и церковным историкам.

Популяризация Аввакума, изучение в школах, началось только в СССР.

До революции раскол как-то не пропагандировали.

И правильно делали.

---------------------------------------

"Великая Отечественная Спецоперация"

Автору важна обратная связь, комментарии приветствуются

"Жертвоприношения наших дней"

---------------------------------------