Режиссер Квентин Тарантино представил собственный рейтинг 20 лучших фильмов XXI века. Свой выбор он озвучил в подкасте The Bret Easton Ellis Podcast.
На вершине оказались военные драмы, авторское кино, студийные хиты и жанровые эксперименты. Тарантино подчеркнул, что ориентировался не на кассовые сборы и не на фестивальные награды, а исключительно на силу режиссерского высказывания и собственное зрительское переживание. В его двадцатку вошли работы Ридли Скотта, Софии Копполы, Кристофера Нолана, Пола Томаса Андерсона, Вуди Аллена, Дэвида Финчера, Стивена Спилберга и других.
1. «Падение черного ястреба» (2001 год), режиссер Ридли Скотт
«Он мне понравился еще при первом просмотре, но, честно говоря, фильм был настолько интенсивным, что в какой-то момент перестал для меня работать, и я не носил его в голове так, как должен был […] С тех пор я пересмотрел его пару раз — не много раз, но я считаю, что это шедевр. И одна из причин, по которой я так его люблю, в том, что это единственный фильм, который по-настоящему идет до конца в попытке добиться ощущения, визуального эффекта и настроения „Апокалипсиса сегодня“. И, на мой взгляд, он этого достигает. Он держит уровень интенсивности на протяжении 2 часов 45 минут или сколько там, и когда я смотрел его недавно, мое сердце колотилось весь хронометраж. Фильм схватил меня и не отпускал, а до этого я его давно не пересматривал. Режиссерский подвиг здесь просто за пределами экстраординарного».
2. «История игрушек 3: Большой побег» (2010 год), режиссер Ли Анкрич
«Последние пять минут просто вырвали мое гребанное сердце. И если я даже попробую описать финал, я начну плакать и захлебываться словами […] Это просто поразительно. Это почти идеальный фильм. И мы даже не будем говорить о великолепных комедийных эпизодах, которых там бесконечное множество. Мне кажется, почти никогда никому не удается третья часть трилогии. Для меня другой случай — это „Хороший, плохой, злой“, и вот это — „Хороший, плохой, злой“ в анимации. Это величайший финал трилогии».
3. «Трудности перевода» (2003 год), режиссер София Коппола
«Я настолько влюбился в „Трудности перевода“, что влюбился в Софию Копполу и сделал ее своей девушкой [смеется]… Я говорил об этом с Педро Альмодоваром, и мы оба согласились, что это настолько „девичий“ фильм — в самом хорошем смысле… я очень давно не видел такого „девичьего“ кино и уж точно не видел, чтобы „девичий“ фильм такого типа был сделан настолько хорошо».
4. «Дюнкерк» (2017 год), режиссер Кристофер Нолан
«Еще один фильм, который мне поначалу не понравился […] Сейчас мне в нем нравится то, что я ощущаю подлинное мастерство… а на третий и четвертый раз фильм просто снес мне крышу».
5. «Нефть» (2007 год), режиссер Пол Томас Андерсон
«Дэниел Дэй-Льюис. Мастерство старой школы… Фильм целиком про работу с повествованием… „Нефть“ имела бы все шансы оказаться у меня на первом или втором месте, если бы в ней не было одной огромной, гигантской проблемы… И проблема — Пол Дано… Он — пустышка, чувак… Самый слабый, мать его, актер в Гильдии киноактеров США [смеется]».
6. «Зодиак» (2007 год), режиссер Дэвид Финчер
«Раз в шесть–семь лет я ловлю себя на том, что снова его пересматриваю, и это роскошный опыт, которому я себя охотно отдаю […] Завораживающий шедевр».
7. «Неуправляемый» (2010 год), режиссер Тони Скотт
«Это одна из самых чистых реализаций экшен-эстетики Тони… Поезд — это монстр… Сильнее Годзиллы».
8. «Безумный Макс: Дорога ярости» (2015 год), режиссер Джордж Миллер
«Я вообще-то не собирался его смотреть по одной простой причине: в мире существует Мэл Гибсон, и Макса играет не он? Проходили недели, и люди все твердили, какой это обалденный фильм, и мой монтажер говорил: "Серьезно, тебе нужно это посмотреть". И я все-таки посмотрел. Величайшие моменты там настолько велики… у режиссера были все деньги мира и все время мира, чтобы сделать фильм именно таким, каким он его видел».
9. «Зомби по имени Шон» (2004 год), режиссер Эдгар Райт
«Это не пародия на зомби-фильмы, это настоящий зомби-фильм, и я очень ценю эту разницу».
10. «Полночь в Париже» (2011 год), режиссер Вуди Аллен
«Я вообще не перевариваю Оуэна Уилсона… А на третий просмотр я поймал себя на том, что смотрю только на него».
11. «Королевская битва» (2000 год), режиссер Киндзи Фукасаку
«Я не понимаю, как японский писатель Таками не подал в суд на [автора „Голодных игр“] Сьюзен Коллинз и не отсудил у нее все, что есть. Глупые книжные критики не пойдут смотреть японский фильм под названием „Королевская битва“, так что эти тупицы не прижали ее к стенке — они несли, что это „самое оригинальное, что они когда-либо читали“. Но как только киношные критики посмотрели японский фильм, они сказали: „Какого хрена, [„Голодные игры“] это же просто „Королевская битва“, только с рейтингом PG!“».
12. «Очень плохие парни» (2013 год), режиссер Аарон Кешалес, Навот Папушадо
«Здесь потрясающий сценарий и сюжетная линия… американский фильм на такое бы не пошел».
13. «Чудаки» (2002 год), режиссер Джефф Треймейн
«Это самый смешной фильм, который я видел за последние 20 лет… мы просто сдохли со смеху».
14. «Школа рока» (2003 год), режиссер Ричард Линклейтер
«Это было по-настоящему веселое время в кинотеатре… все сложилось благодаря взрывному эффекту Джека Блэка».
15. «Страсти Христовы» (2004 год), режиссер Мел Гибсон
«Экстремальное насилие по природе своей смешно для меня… Мел проделал колоссальную режиссерскую работу».
16. «Изгнанные дьяволом» (2005 год), режиссер Роб Зомби
«Теперь ты можешь узнать эту манеру издалека, но раньше этого не было».
17. «Шоколад» (2008 год), режиссер Прачья Пинкаев
«Это одни из лучших кунг-фу-драк, которые я когда-либо видел в кино».
18. «Человек, который изменил все» (2011 год), режиссер Беннетт Миллер
«Игра Брэда Питта там — одно из моих любимых звездных исполнений за последние 20 лет».
19. «Лихорадка» (2002 год), режиссер Илай Рот
«Возможно, „Хостел“ — его лучший фильм, но этот — мой любимый».
20. «Вестсайдская история» (2021 год), режиссер Стивен Спилберг
«Фильм, в котором Стивен показывает, что он все еще в игре… Этот фильм его реанимировал».
PS: Ставьте лайк и подписывайтесь на «Ведомости» в Telegram и MAX