Попасть под грузовик и очнуться в другом мире с читерскими способностями! Сегодня это звучит как типичный день из жизни главного героя аниме. Жанр, который сейчас занимает чуть ли не половину всех сезонных тайтлов, когда-то был редким экспериментом.
Первый настоящий исекай в привычном для нас понимании — это воин в другом мире (японское ранобэ.)
Там уже была ключевая фишка: обычный парень из нашего мира попадает в фэнтезийный мир и должен победить древнее зло. Но тогда это было настолько ново, что продолжать особо никто не спешил.
Прошло почти 5 лет, и только в 1983 году выходит аниме
Святой воин Данбайн
Там тоже парень с Земли, тоже другой мир, только это меха. На тот момент меха была на пике популярности (хотя лично я её ненавижу), поэтому сериал зашёл аудитории.
Но именно исекайная часть там не преобладала. Связь с родным миром почти не показывали. Всё действие происходило уже там, в новом мире. Если вырезать первые 5 минут и пару флешбеков, то это обычная фэнтези с роботами. То есть жанр только-только формировался.
Дальше пошли эксперименты. В конце восьмидесятых и начале девяностых авторы начали играться с концепцией. В 1988 году выходят Маленькие спасатели .
Там другой мир сделан как классическая RPG-игра: подземелья, артефакты, квесты, боссы по уровням и финальный демон в конце. Зрители уже почувствовали, как это круто, когда RPG-механики накладываются на аниме.
Далее выходят аниме Рыцари Рамунэ,
где главный герой вообще попадает прямо внутрь видеоигры. Связь с реальным миром стала сильнее. Герои скучают по дому, вспоминают прошлую жизнь, пытаются вернуться. Жанр начал обретать привычные нам очертания.
В 1992 году выходит ранобэ 12 королевств, а в 2002 уже аниме-адаптация.
Это был уже совсем другой уровень. Глубокая история, серьёзная драма, красивая рисовка. Нету классики Я самый сильный, потому что с Японии. После вышел Удивительный мир Эль-Хазарт (1995 года).
Тут в другой мир попали сразу четверо, а один из них встал на сторону зла. Одноклассник-хулиган, теперь генерал армии демонов, аниме все ближе и ближе к современным аналогам.
Здесь и сейчас (с 1999 года).
Там герой попадает в постапокалиптический мир, где кругом насилие, рабство, противостояния и никаких читерских сил. Мир максимально жестокий, и герои ведут себя как реальные люди, а не как типичные спасатели мира. После этого наступило затишье.
Унесённые призраками Хаяо Миядзаки.
Там тоже девочка попадает в мир духов и работает на ведьму. По сути, исекай просто без привычных штампов. Эти два хита точно оставили след в жанре, хотя тогда никто особо не акцентировал на этом внимание.
Шедевры потом пошли
Мастера меча онлайн
Тут сюжет прост но интересен если кто не видел это аниме советую глянуть.
Для миллионов людей это стало первым исекаем. Кирито, Асуна. Смерть в игре, смерть в реальности. Всё это выглядело невероятно свежо. Сериал моментально стал феноменом. Ранобэ SAO ворвались в топы продаж.
Тут вы скажете: «SAO не исекай». Хорошо, обратимся к независимому источнику, в котором всегда верная информация. Ведь там же никто не может самостоятельно писать статьи, правильно? Итак, исекай — это поджанр художественной литературы. Сюда входят романы, лайт-новеллы, фильмы, манга, випуни, аниме и видеоигры, в которых рассказывается о человеке или людях, перенесённых в другой мир: например, фэнтезийный мир, игровой мир или параллельную вселенную с возможностью или без возможности вернуться в свой изначальный мир. Игровой мир — в SAO есть, главный герой там застрял. Застрял. Всё, значит, исекай.
После SAO у зрителей появился голод. Хочется ещё такого же. Старые тайтлы уже не заходят. Картинка устаревшая, а новых почти нет. И тут в 2012–2014 годах выходит целый урожай из ранобэ: Повелитель: нет игры — нет жизни, Этот замечательный мир: жизнь с нуля в альтернативном мире, Покорение горизонта онлайн, О моём перерождении в слизь, Реинкарнация безработного. Все из них получат аниме позже, но фундамент уже был заложен. В 2013 выходит Покорение горизонта онлайн, который показал, что можно не просто выживать в игре, а строить общество: политику и экономику. Очень думчивый тайтл.
А потом в 2014 и 2016 годы началась массовая экранизация. Исекай прут как с пулемёта. Проблемные дети из другого мира первыми показали сверхмобовую компанию главных героев. Нет игры — нет жизни заменили бои на интеллектуальные игры и тонны фан-сервиса. Повелитель ответил на вопрос: а что, если в другой мир попадёт не герой, а злодей уровня финального босса. Перерождение безработного в свою очередь показал, что мир может быть совсем недружелюбным, и смерть — это не конец, а лишь начало новых страданий. А Этот замечательный мир начал стебаться над всеми штампами жанра и сделал это весьма неплохо.
Тогда ещё исекай использовали как инструмент для крутой истории, а не как самоцель. Авторы придумывали интересные миры, персонажей и конфликты, а потом жанр стал брендом. Все поняли: «Напиши в названии «перерождение в…» или «реинкарнация в качестве». Добавь гооя. Читёрские способности и фан-сервис — можно продавать посредственный продукт. Начался конвейер. Каждый сезон 5–7 исекаев, из которых реально хороших 1–2, а остальные просто ещё один горец с имбовым главным героем.
Авторы начали выдумывать крошечные отличия и вносить их в название: О моём перерождении в меч(да кстати классное аниме советую), Я переродился в торговый автомат, Каким-то образом я стал сильнейшим, прокачивая фермерские навыки...
Что нас ждёт дальше? Жанр живее всех живых. Каждый день появляются десятки новых веб-новел, манги, ранобэ, аниме. Всё это будет продолжаться. Плохо только то, что 90% из них — посредственность уровня посмотрел и выкинул. Хорошие исекай продолжат выходить. Просто их будет ещё сложнее откопать в этом море однотипных тайтлов. Вот такая вот история жанра: от первых робких экспериментов в семидесятых до нынешнего конвейера.