Найти в Дзене

"Нет сомнения, что большинство людей как влачило, так и продолжает влачить жалкое существование..." Из заметок Алексея Машевского

Алексей Машевский - поэт, писатель, историк культуры Об истине и скотстве Человек – уникальное существо, целиком пребывающее в природной среде, но руководствующееся при этом внеприродными критериями и принципами, а значит, не способное никогда полностью соответствовать себе самому. С этой точки зрения феномен человека лучше всего объясняет Библия, говорящая о первородном грехе и проклятии. Животное – невинно. Человек – греховен. Грех – в несоответствии природно-естественного, «скотского», бессмысленного образа жизни собственным, неприродным представлениям о нравственности и долге, о красоте и истине. Фабрика - объективна. Совесть - субъективна Есть макиавеллиевский дискурс: если мы не желаем быть мечтательными дураками, надо ориентироваться на жизненный прецедент. А он свидетельствует: история весьма мало считается с религиозными и моральными истинами. Отсюда следует вывод: если придерживаться истины жизни, а не мечты, надо отбросить прекраснодушные человеческие представления. В реальн
Оглавление
Алексей Машевский - поэт, писатель, историк культуры
Алексей Машевский - поэт, писатель, историк культуры

Об истине и скотстве

Человек – уникальное существо, целиком пребывающее в природной среде, но руководствующееся при этом внеприродными критериями и принципами, а значит, не способное никогда полностью соответствовать себе самому. С этой точки зрения феномен человека лучше всего объясняет Библия, говорящая о первородном грехе и проклятии.

Животное – невинно. Человек – греховен. Грех – в несоответствии природно-естественного, «скотского», бессмысленного образа жизни собственным, неприродным представлениям о нравственности и долге, о красоте и истине.

Фабрика - объективна. Совесть - субъективна

Есть макиавеллиевский дискурс: если мы не желаем быть мечтательными дураками, надо ориентироваться на жизненный прецедент. А он свидетельствует: история весьма мало считается с религиозными и моральными истинами. Отсюда следует вывод: если придерживаться истины жизни, а не мечты, надо отбросить прекраснодушные человеческие представления. В реальности нет совести, справедливости, воздаяния, духовной любви, бескорыстия и т.д.

Но как понимать саму реальность? Что это – нечто неизменно объективно существующее, не зависящее от нас и механически продолженное во времени и пространстве? Так и понимали, так и называли – объективной действительностью. И пусть это социальная объективная действительность – суть не меняется. Подобный взгляд был у Макиавелли, а уж в позитивистском XIX веке он стал господствующим.

Естественно, что в такой объективной действительности фабричное производство, скажем, есть, а вот совести или любви – нет, мы их просто придумываем.

Моё усилие любить

И тут замечательная вещь открывается. Дело в том, что мораль, совесть, любовь, творчество, вера существуют как-то иначе, чем деревья, стулья, бородавки на носу или налоговая инспекция. Не будучи природными, явления духовного порядка не имеют продолженного во времени самостоятельного существования. Эти явления не жизненны (как жизненна природа), а бытийны. Бытийны в том смысле, как это понимал Мамардашвили: истинное, вечное бытие, возможное только в пространстве смыслов.

Духовные явления для своего реального существования требуют нашего постоянно возобновляемого усилия. Это как порядок в квартире - он есть, хотя и не существует сам по себе, не вытекает из природной данности. Он есть лишь постольку, поскольку я прикладываю усилия, чтобы его поддерживать. И существовать этот порядок будет столь долго, сколь долго я смогу свои усилия прикладывать. Также и любовь существует лишь постольку, поскольку я люблю, и будет существовать до тех пор, пока не иссякнет моё «усилие» любить.

Какую личность трудно использовать

Почему современный человек не может ограничиться уже достигнутыми скоростями передвижения или быстротой обработки информации? Даёт ли то или другое что-то его духовному развитию? Делает ли счастливым?

Нет сомнения, что большинство людей как влачило, так и продолжает влачить жалкое существование – вне понимания самих себя, времени, судьбы, окружающего их мира, вне любви, человечности, нежности, – и телевизионно-компьютерный антураж этой пустоты ничего не меняет. Мы приходим к тупику.

По-настоящему, нужно развивать личность в её духовном горизонте, то есть в горизонте религиозно-культурных поисков, определяемых Любовью. Но это экономически невыгодно, нерентабельно, потому что потом такую личность очень трудно будет использовать в процессе всеобщей производственной амортизации.

Обществу не нужны талантливые и умные люди, разве только в узкой сфере информационно-технического развития, безусловно внедуховной. Обществу не нужны гении, точнее они нужны ему как игрушки, как интересная забава. Гении в духовной сфере экономически невыгодны. Дешевле развлекать с помощью массовой культуры. Но и обратное закономерно: массовая культура, массовое производство всё заполняют именно потому, что нет достаточного числа людей талантливых, которым более материальных благ нужны духовные открытия, смыслы, понимание себя и мира, гармония, любовь.