Дорогой М.М. пишу тебе это письмо только потому, что никакие мои уговоры, и призывы тебя прийти в церковь не оказываются достаточными. Но, быть может, на тебя в какой-то мере повлияет письмо, ведь у тебя есть и любовь и способности к чтению, которыми ты иногда дерзаешь пренебрегать. Письмо это личного характера, так что я его помещаю на Яндекс.Дзене, чтобы ты в любое время мог его прочитать, а чтобы тебе было легче его найти я оставляю ссылку на письмо в сторис; сторис же оставляю открытым, чтобы у тебя была возможность найти его под любым аккаунтом.
1.
Так вот, как ты, возможно догадываешься, а если догадываешься, то – верно: я переживаю о твоём духовном состоянии. Впрочем переживаю не я один. Видел бы ты с какою любовью отзываются о тебе все члены нашей общины. И печаль моя не от того, что ты не посещаешь наши воскресные собрания, а от того, что ты остаешься один, избегая общения с другими, такими же как и ты, святыми. Нет Христиан, сильных по одиночке. Сам Иисус учеников отправлял по-двое, а Апостол Павел говорил, что все мы являемся частями тела Христова, в котором я, по своим ощущениям и мозг и сердце, а по функции – ноги, идущие на новые территории.
Ты всё еще продолжаешь думать, что мы более святые чем ты? Как минимум ты знаешь меня и мои пороки, бегающие за мной, а порой за которыми бегаю я. Уверен, каждый переживает свою борьбу и, возможно, никогда не находится в покое, но при этом остаётся в покое Божьем.
Я вижу твои заблуждения издалека. Я вижу как они наступают тебе на спину, когда ты пытаешься ползти вперед. Человеческая душа чрезмерно отягощается соделанными грехами, и человеческий ум и серде уверенно опускаются на дно. Что так печалит тебя? Что ты снова проигрываешь своей плоти? Что мешает тебе свободно сидеть в обществе святых? Твоя непокорность? Что отдаляет тебя от Христа? Твоя отвратительность?
При том, что я вижу твои заблуждения и раздосадован твоей текущей ситуацией, я, в какой-то степени – рад. Дай мне объясниться. Сейчас я читаю историю Мартина Лютера и хочу провести некоторые параллели с тобой. Общее можно найти у Лютера с любым Христианином, так как в них есть Дух Святой, но в твоём же случае, можно бы сделать тебе комплимент и сказать, что я нахожу общее в вас относительно силы ума, на сколько это возможно для людей твоего пола.
Если ты не видишь себя достаточно святым, то я настоятельно советую тебе поискать то, что сделает тебя святым или что по-настоящему даст тебе спокойствие. Потрать на это немного своего времени. Сегодня я сам проделываю это упражнение и скажу тебе, что не нахожу ничего. Я знаю Писание и знаю Бога (в своей небольшой мере, которую Он мне дал) и понимаю, что не дадут мне святости целование (и прочие ласки) с иконами; свечки выгорают и не дают мне ничего; замаливание грехов только больше меня ввергает в падавленность. Мартин же, видя Бога полным гнева на грешников, удалился в монастырь, - а на тот момент это был самый верный способ войти во спасение,- принял постриг, молился семь раз в день, отягощал себя ночными бдениями, находился во множестве постов; мы бы сегодня, так же как и он, пытались подниматься по Scala Sancta (Священным Ступеням) и отдавали деньги, чтобы увидеть священные реликвии как например: настоящий шип, пронзивший бровь Христа; остаток тернового куста из которого Бог говорил с Моисеем; сам Крест Христов и многое другое.
Сегодня же мы имеем мощи святых, которые передвигаются с такой скоростью, что проще их выждать, чем за ними гоняться. Католическая практика сегодня отдаёт достойное место исповедованию грехов в исповедальне.
Попробуй воспользоваться всеми этими вещами! Собери их все и поставь перед собой, будет ли их достаточно? От себя добавлю, чот вижу хорошее исправление в том, чтобы постоять коленями на горохе... этот метод доводит человека до уровня чистоты монаха. Сколько найдёшь в этих делах силы? Какое из них ты посчитаешь достаточным, чтобы Бог унял Свой гнев на тебя? Уверен тебе не нужно ничего из этого делать, чтобы признать, что ничего из этого тебе не поможет – ты и сам это знаешь.
А что же поможет человеку если нет достаточных средств для спасения? Поищи пути к спасению и не оценишь ни один; посмотри на Христа - спасаются в Нем.
Я увидел как Мартин Лютер перепробовал все возможные способы с огромного шведского католического стола и он не нашёл ничего, что признал бы достаточным. Сегодня, по его образу, я тоже прикидываю на пальцах и рассуждаю: а что бы помогло мне. Это оказывается для меня полезным занятием: правда – я не могу довериться ничему. Что же меня спасает? Как я спасаюсь? Только во Христе, у меня нет других путей.
Поразмысли над этим!
2.
А теперь хочу сказать, что твоё положение не уникально. Недостатком святости страдает много Христиан и на твоём примере я хочу разобрать образ мыслей верующего.
Сейчас, по твоему собственному мнению, ты недостаточно свят, не имеешь добрых дел и от этого считаешь себя недостойным быть принятым в присутствие Божье. А что было бы если, оставив у себя те же представления о спасении, вдруг сейчас ты начал вести праведную жизнь. Ты бы побеждал искушения и делал добрые дела, которые похвально выглядят в твоих глазах и глазах других. Это бы придало тебе уверенности в себе и ты бы, наконец, почувствовал, что ты такой же достойный, как и остальные люди в нашем собрании. Мы бы были рады видеть тебя на воскресном собрании, молитвах по четвергам, ежедневных утренних молитвах и наших вечерах в бистро, которые я всегда назначаю, но, иногда, спрыгиваю. Ты бы чувствовал, что жизнь идет вперед и ты в ней преуспеваешь. Но, спешу тебя огорчить, что тут нет ничего хорошего.
Твоё внешнее состояние и преуспевание стало бы твоей настоящей опорой, а не Христос. Это была бы видимость веры без внутренней опоры. Я так подозреваю, что много служителей, на самом деле, держутся не за спасение во Христе, а твёрдо стоят на том, что они хорошо успевают в жизни. И тем, что, они успевают хорошо – они успокаиваются. А как только они начинают сползать, то сразу оставляют веру, потому что никогда не имели в себе прочного основания, которое есть Христос.
К слову хочу добавить, что при плохом основании недостойные не посещают церковь, а «достойные» строят в ней хорошую карьеру. Ни те, ни те не являются верующими.
Так вот я молюсь и мы все молимся не за то, чтобы у тебя появилось это основание – Христос, а за то, чтобы ты вспомнил какое оно и что только оно у тебя есть.
Поразмысли над этим!
3.
Недавно я шел из бассейна и размышлял о тебе и о твоём положении. Кстати, считаю тебе очень интересно как у меня с плаванием, так что удовлетворю твоё интерес и скажу, что делаю большие успехи: рекорд поставил – проплыл два километра без остановки примерно минут за сорок восемь. Да, как видишь, я оправдываю свою репутацию машины!
Я размышлял о тебе и думал, что я могу сделать и как повлиять на тебя. Я, так складываются обстоятельства и новые для меня мысли, начинаю думать о себе как о пастыре. Что бы я мог дать тебе, как пастырь; как правильно направить тебя или как я могу, без особого насилия, сдвинуть тебя с места? Не будь я сам тысячу раз в луже и не заходи я сотни раз в болото - я бы не искал выхода и не узнал исхода из обволакивающей боли. Одна из самых больших жемчужин, которые я приобрел трудом и учением это: «Переводить взгляд с себя на Христа». Эту жемчужину мне самому нужно еще хорошенько на тереть, чтобы она блестела, но она у меня уже есть. Хочу чтобы и ты преобрел её. И всякий Христианин должен иметь этот навык в запасе.
Вернемся к (the) бассейну. Я осознал, что из состояния, - в котором ты сегодня оказался, - ты можешь выйти только если, наконец, переведешь свой взор с себя на Христа! Не вижу ничего иного. Спасение у тебя уже есть, осталось тебе смотреть в правильную сторону.
Всё же, немного колеблясь в окончательных утверждениях, я решил свериться с Александром. Он же, сейчас вспоминаю, многократно вытаскивал меня из сомнений именно этим способом. Кстати, что касается места Александра в нашей Церкви, так он у нас в печенках сидит! И как печень очищает организм, так и он очищает нас от многих заблуждений.
И – да, я оказалься прав! Он и сам испытывал на мне этот приём и тем самым, - можно ли сказать, что – подсознательно – приучал меня к этому. Сейчас я понимаю почему всё таки однажды начал называть его волшебником.
Человек не может войти в Божью святость, продолжая смотреть и отыскивать в себе согрешения; ты всегда найдешь их. И чем больше ты смотришь на себя, тем бедственнее твоё положение. Помни: «если долго всматриваться в бездну, то бездна начнёт смотреть в тебя». То же самое и о поиске в себе чего либо хорошего или достойного. Идя этим путём ты похож на человека живущего посреди натянутого каната. Ты, скорее рано, чем поздно, с него свалишься. Да и если смотреть в себя, то доброго ты не найдешь и разочеруешься. Всякая концентрация на себе обречена на крах всяких надежд; чем больше мы смотрим на себя, тем ниже отпускаемся.
Переведи взгляд из темной пещеры своей собственной души на свет Христа. Посмотри на Его дело, посмотри на Его жертву. Вспомни Его и начни любоваться Им. Где твоя надежда? В Нём? Что можешь ты найти в себе? Что уже достойного ты нашёл в себе? Ничего, но ты сам заметишь, что глубоко закопался. Тебе жизненно необходимо обратить свой взгляд на могущественного Христа и всё остальное приложится.
Мы вообще очень сильно привыкли концентрироваться на себе и на своих ощущениях. Они царствуют в нашей духовной жизни. Я тебе скажу, что сложно, в молитве перенаправлять взгляд со своих многочисленных, льющихся мыслей и рассматривать Бога, вспоминать каким Он предстаёт в Писании. Рассуждая о причинах своей тревоги я остаюсь в тревоге, а глядя на Господа моя душа получает основание.
Поразмысли над этим!
В заключении.
Слава Богу, что у тебя есть такие друзья, как я! И можно поблагодарить Бога, что у меня есть такой друг как ты. Надеюсь на твоё скорое выздоровление. Думаю каждый найдёт эти мысли полезными для себя ибо они все обращаются ко Христу. Всегда думаю о тебе, как и о всех моих несуразных и упрямых друзьях. Тяжело среди вас нести бремя ума и вечно спорить с вами и внушать вам правильные мысли. Надеюсь рано или поздно это принесет свои плоды и я не зря с вами спорил, кого-то доводил до слёз, кого-то до раздражения. Бить готов вас от любви. Ты же не пренебрегай твоими дарованиями к учению и размышлению. Читай книги... нормальные, а не те, что ты понакупал.
Слава Господу нашему Иисусу Христу!