К 1943 г. Финский залив был полностью перекрыт несколькими противолодочными рубежами, что полностью исключило выход советских подводных лодок в Балтику: (actualno.mirtesen.ru/blog/43538...).
Тем не менее командование Балтийского флота во главе с адмиралом В.Ф. Трибуцем систематически посылало лодки на убой (см. выше карту мест гибели советских подводных лодок в Финском заливе, хотя не все отмеченные на ней лодки погибли в 1943 г.).
Согласно флотской легенде профессор Военно-Морской академии А.В. Томашевич передал неофициальное письмо нескольких командиров подводных лодок Балтийского флота адмиралу И.С. Исакову, благодаря которому о происходящем на Балтике узнал И.В. Сталин, после чего последовало указание Верховного командованию Балтфлота прекратить посылать лодки на убой. (Л.А. КУРНИКОВ. ПОДВОДНИКИ БАЛТИКИ. — Санкт-Петербург, 2012. Часть 31: flot.com/blog/histo...).
Также высказываются сомнения и в том, что подводная лодка Щ 303 под командованием будущего Героя Советского Союза И.В. Травкина в 1943 г. смогла преодолеть противолодочные рубежи в Финском заливе и действовать в Балтике, поскольку предоставленные И.В. Травкиным сведения об этом походе никак не подтверждаются документами третьего рейха, которые стали доступны после завершения второй мировой войны. В книге О. Стрижака «Секреты балтийского подплава» сообщается следующее:
«Если океан счесть раем в рассуждении боевых действий, то Балтика для подводников была адом: тесная, с обилием малых глубин, запертая сетями и чудовищным количеством мин. Они воевали. Топили врага. Гибли. Возвращались с победой. Самым тёмным и путаным делом был счет побед. Победа нуждалась в "подтверждении". В идеале, то бишь по инструкции, надлежало делать так. Командир проводит атаку, поражает цель. Затем приглашает к перископу двух надежных, проверенных свидетелей. Те смотрят в оптику на тонущую цель, оценивают её класс, водоизмещение и подтверждают, что цель затонула... Хорошо, если попадется лодке одинокая беззащитная лайба. Можно всплыть и, покуривая, глядеть с мостика, как она тонет. Но серьезные цели идут под охраной конвоев. Удалось командиру выйти на курс атаки незамеченным — его счастье. Но торпеды пошли — лодка себя обнаружила. Перископ вниз! Крутой дифферент на нос, и отваливать, поглубже и подальше. Корабли охранения сейчас вцепятся в тебя гидролокаторами, перепашут глубину сериями бомб.
И единственное "подтверждение" — слышали взрыв. Или два. Куда попала торпеда — в транспорт? в корабль охранения? в скалу? Это на лодке никому не известно. А если попали в транспорт — утонул он или нет?
А если утопили транспорт — велик ли он был? Один командир знает. Командир его видел в перископ несколько секунд, сквозь дождь, туман или в ночной мгле. И командир по возвращении рапортует: утопил сухогруз, двадцать тысяч тонн.
Матиясевич Алексей Михайлович, знаменитый подводник, рассказывал мне, как он спорил с командирами лодок: "Нет сейчас на Балтике таких больших судов! Ну, четыре, ну пять тысяч тонн. А ты загнул — двадцать!"
Матиясевич до июня 41-го был капитаном в торгфлоте и хорошо знал суда всей Балтики.
Командиры лодок на него обижались. Сам Матиясевич писал в своих донесениях честно: транспорт, примерно две тысячи тонн.
За это на Матиясевича обижалось начальство. Начальство получало ордена за успехи подчиненных, и ему нужны были "весомые" победы.
Неприятности начались в 60-е годы, когда западногерманские историки обработали материал войны на море (вахтенные журналы, карты, схемы и кальки маневрирования, донесения командиров) и стали публиковать в "Марине Рундшау" результаты действий наших подводных лодок. Теперь пришлось потрудиться нашим историкам, приводить историю в порядок. Длилась эта работа почти двадцать лет. Многие "победы" оказались фикцией.
Считали, что попали в цель, а торпеды прошли мимо — “вот выписка из немецкого вахтенного журнала. Считали, что утопили транспорт, а он остался на плаву: вот подтверждение”. Но это все полбеды. Гораздо хуже, что некоторые атаки и победы были заведомой ложью.
С презрением и насмешкой Грищенко и Матиясевич говорили о Травкине. Травкин имел на своем счету одиннадцать побед, носил Золотую Звезду. Оказалось, что победа у него была одна, незначительное судно. Остальное — плод дезинформации.
Экипаж помалкивал. Война дело такое, вякнешь лишнее — и закопают тебя в штрафроте, в Синявинских болотах. Командиры других лодок подозревали, что у Травкина нечисто, но за руку не схватишь… Скандал был бы велик. Но Кремль скандалов не любил. Немецких историков назвали недобитыми фашистами. Нашим историкам велели молчать. Травкин сиял звездой в президиумах и благословлял пионеров.
А журнал "Марине Рундшау" объявили вражеским и сдали в спецхран.
Однако коррективы серьезные в историю войны на Балтике были внесены. Резко сократился (как и предсказывал Матиясевич) тоннаж потопленных судов: числился в боевом донесении транспорт в пятнадцать тысяч тонн, а оказался в полторы тысячи.
Но средь имен Российских подводников вышли в первую строку имена Грищенко и Матиясевича».
Обвинения в фальсификации И.В. Травкиным результатов боевых действий подтвердил и боцман Щ 303 в рассказах своему племяннику о некоторых эпизодах службы под началом И.В. Травкина.
Демонстрации активности Балтфлота перед Верховным командованием
10 декабря10 дек
4 мин
К 1943 г. Финский залив был полностью перекрыт несколькими противолодочными рубежами, что полностью исключило выход советских подводных лодок в Балтику: (actualno.mirtesen.ru/blog/43538...).
Тем не менее командование Балтийского флота во главе с адмиралом В.Ф. Трибуцем систематически посылало лодки на убой (см. выше карту мест гибели советских подводных лодок в Финском заливе, хотя не все отмеченные на ней лодки погибли в 1943 г.).
Согласно флотской легенде профессор Военно-Морской академии А.В. Томашевич передал неофициальное письмо нескольких командиров подводных лодок Балтийского флота адмиралу И.С. Исакову, благодаря которому о происходящем на Балтике узнал И.В. Сталин, после чего последовало указание Верховного командованию Балтфлота прекратить посылать лодки на убой. (Л.А. КУРНИКОВ. ПОДВОДНИКИ БАЛТИКИ. — Санкт-Петербург, 2012. Часть 31: flot.com/blog/histo...).
Также высказываются сомнения и в том, что подводная лодка Щ 303 под командованием будущего Героя Советского Союза И.