Найти в Дзене
Морская коллекция

Эскадренные миноносцы. 7 советских самураев или 13 Лун микадо. «Внезапный»

Вторым полноценным эсминцем из японского трофейного пополнения для советского флота стал «Харуцуки», весьма примечательный представитель военного поколения японских эскадренных миноносцев. Относился он к типу «Акидзуки» или «Акицуки»( 秋月型駆逐艦 Акидзукигата кутикукан), эти эсминцы предназначались для ПВО быстроходных авианосных соединений. Иногда японцы обозначали их как эсминцы типа B (乙型駆逐艦 Оцугата кутикукан). Проектировали их еще до начала войны. При проектировании корабля ориентиром для японских инженеров служил проекты американских лёгких крейсеров типа «Атланта» и английских типа «Уганда» с мощным зенитным вооружением (для того времени). Для сопровождения формирующихся авианосных групп самое то, быстроходные, с приличной дальностью и большими зенитными возможностями. У японцев таких специализированных кораблей не было. Однако для Японии такие крейсера были не по карману, да и подходящих универсальных орудий не было. А 100 мм новое и очень достойное универсальное орудие уже было г
Оглавление

«Акидзуки»
«Акидзуки»

Вторым полноценным эсминцем из японского трофейного пополнения для советского флота стал «Харуцуки», весьма примечательный представитель военного поколения японских эскадренных миноносцев. Относился он к типу «Акидзуки» или «Акицуки»( 秋月型駆逐艦 Акидзукигата кутикукан), эти эсминцы предназначались для ПВО быстроходных авианосных соединений. Иногда японцы обозначали их как эсминцы типа B (乙型駆逐艦 Оцугата кутикукан).

Проектировали их еще до начала войны. При проектировании корабля ориентиром для японских инженеров служил проекты американских лёгких крейсеров типа «Атланта» и английских типа «Уганда» с мощным зенитным вооружением (для того времени). Для сопровождения формирующихся авианосных групп самое то, быстроходные, с приличной дальностью и большими зенитными возможностями. У японцев таких специализированных кораблей не было. Однако для Японии такие крейсера были не по карману, да и подходящих универсальных орудий не было.

А 100 мм новое и очень достойное универсальное орудие уже было готово. Орудие было разработано для эсминцев и в качестве новых кораблей ПВО флота были выбраны именно они. Первый проект (F51) под требования флота (2200 тонн, 35 узлов, 10000 миль) был представлен в июле 1938 года.

Основным и единственным тяжелым вооружением этих зенитных эсминцев должны были стать новейшие 100-мм/65 орудия с весьма совершенной системой управления огнём. Изначально у эсминца торпедных аппаратов не было предусмотрено!

Однако в ходе проектирования сторонникам чистого неба пришлось уступить секте супер-торпед, добившихся установки также одного счетверенного 610 мм торпедного аппарата с системой быстрой перезарядки.

Конструкция проекта основывалась на удачном и отработанном типе «Фубуки». Корпус проекта F51 стал длиннее и шире, что позволило добавить четвёртую орудийную башню и лучше сбалансировать весовые нагрузки. Конструкцию мостика тоже улучшили, чтобы башни имели достаточно широкий угол обстрела с минимальными мёртвыми зонами.

По проекту легкое зенитное вооружение состояло всего из двух спаренных 25-мм автоматов на платформе между трубой и торпедным аппаратом. Также предусмотрели шесть бомбометов с суммарным запасом в 72 глубинные бомбы.

Окончательный и уже сбалансированный вариант проекта утвердили в апреле 1939 года, водоизмещение увеличилось до 2700 тонн, скорость при сохранении мощности силовой установки в 52 000 л.с. и увеличившихся размерах (у «Судзуцуки» на испытаниях 3478 тонн) ожидаемо снизилась до 33 узлов, а дальность до 8000 миль, корабли получили два универсальных бомбомета тип 94 вместо шести.

Схема эсминца типа Akizuki
Схема эсминца типа Akizuki
-3

Шесть кораблей («Акидзуки», «Тэрудзуки», «Судзуцуки», «Хацуцуки», «Ниидзуки», «Вакацуки») были заказаны по программе 1939, а остальные 10 (группа «Симоцуки») по программе 1941 года.

В 1940 году на верфях в Майдзуру и Нагасаки были заложены первые два корабля этой серии «Акидзуки» и «Тэрудзуки», введенные в строй соответственно 11 июня и 31 августа 1942 года.

Первые семь эсминцев (базовый проект F51, подтип «Акидзуки») были построены на верфях Майдзуру и Нагасаки в 1941-1943 годах. Следующие 4 корабля (модифицированный проект F51, подтип «Фуюдзуки») строились с 1943 года до конца войны на верфях Майдзуру, Йокосуки и Сасэбо. По проекту F53 (подтип «Митидзуки») успели заложить всего два эсминца, а достроить смогли только один, «Ханадзуки». Заложенный «Митидзуки» в марте 1945 года приостановлено при 16% готовности, а корпус разделали на слом на стапеле в 1948 году.

Корпус недостроенного Michitsuki на разборке. Его строительство было остановлено в апреле 1945 года при готовности примерно 16%, Он разобран на стапеле в 1948 году
Корпус недостроенного Michitsuki на разборке. Его строительство было остановлено в апреле 1945 года при готовности примерно 16%, Он разобран на стапеле в 1948 году

Ещё три запланированных корабля ( «Киётсуки», «Оцуки» и «Хацуки») даже заложить не успели.

Вторую серию (проект V7) запланировали построить в 16 экземплярах по основной программе 1942 года, но почти сразу отменили и включили заказ уже на 23 единицы в дополнительную программу 1942 года. Но островной экономике хронически не хватало ресурсов. Все запланированные по программе 1942 года корабли были отменены.

Таким образом, с 1941 по 1945 год построено было всего 12 единиц (11 эсминцев проекта F51 с его модификациями и 1 проекта F53).

Эсминец Akizuki («осенняя луна») на ходовых испытаниях, бухта Миядзу, 17 мая 1942 года.
Эсминец Akizuki («осенняя луна») на ходовых испытаниях, бухта Миядзу, 17 мая 1942 года.

Первые эсминцы вводили в строй по проекту, со скромным количеством зенитных автоматов, треногой фок-мачтой и без радара.

С 1943 года начали устанавливать радары типа “21”, под антенны которых пришлось изменить конструкцию фок-мачты. Часть эсминцев получила дополнительные строенные 25-мм автоматы, установленные побортно у трубы. В 1944 году кормовой автоматический прибор выработки данных для стрельбы сняли и заменили строенным автоматом, а два других устанавливались рядом с прожекторной платформой. На палубе дополнительно разместили двенадцать одиночных 25-мм автоматов. Например, на «Хаюцуки» общее число автоматов достигло двадцати семи. Оставшимся в строю эсминцам продолжали усиливать ПВО и в 1945 году. «Судзуцуки» имел шесть строенных (перед торпедным аппаратом, по бокам от трубы и мостика) и тридцать одиночных установок (всего 48 автоматов) без ослабления основного вооружения. На кораблях также устанавливались радары типов “13” и “22”.

Эсминцы типа «Акидзуки» оказались очень ценными и востребованными кораблями Императорского флота. Их считают наиболее совершенными эсминцами японской постройки этого времени. Основное достоинство- прекрасная универсальная артиллерия и большое количество зенитных автоматов (к концу войны), естественно для уровня японского флота.

К тому же вес минутного залпа главного калибра составил более 2000 кг против 1380 кг у новейшего «Югумо» типа А.

После войны 4 уцелевших эсминца были разделены между победителями. Два эсминца, доставшихся Китаю и СССР, служили до 60-х годов.

Советскому Союзу достался «Харуцуки» (春月, «Весенняя Луна» ), построенный по измененному проекту в качестве флагмана эскортного флота.

Корпус корабля был заложен 23 декабря 1943 года на стапеле Морского арсенала в Сасебо, спущен на воду 25 сентября 1944 года. Вступил в строй 28 декабря 1944 года.

После вступления в строй «Харуцуки» был зачислен в состав 11-го дивизиона эскадренных миноносцев. 20 января 1945 года назначен флагманом 103-го эскортного дивизиона. До конца войны не покидал Внутреннего моря, не приняв никакого участия в военных действиях. 5 октября 1945 года корабль был исключён из списков ВМФ Японии, позднее использовался для перевозки репатриантов. В японском флоте за время недолгой службы имел одного командира-капитана 2 ранга (тюса) Сатору Кохама ( 古浜智),20.11.1944 — 5.10.1945.

5 октября 1945 года «Харуцуки» был исключён из списков Японского Императорского флота и разоружен.

1945
1945
декабрь 1944
декабрь 1944
-8

-9

«Харуцуки» ( 春月, «Весенняя Луна»). Морской арсенал, Сасэбо. №362. Заложен 23 декабря 1943. Спущен на воду 3 августа 1944. Вступил в строй 28 декабря 1944. Списан 5 октября 1945 . Передан СССР по репарациям 7 июля 1947 года. 28 августа 1947(?) переименован во «Внимательный». Включён в состав Тихоокеанского флота (5-й флот) под названием «Внезапный» 25 сентября 1947. Учебный корабль «Оскол» с 1949 года, корабль-цель «ЦЛ-64» с 1955 года, позже плавучая казарма «ПКЗ-37». Исключён из списков 4 июня 1969 года

Водоизмещение 2701 длинных тонн (2744 т) стандарт, 3700 длинных тонн (3759 т) при полной загрузке. Длина 134,2 м (440 футов 3 дюйма)(132 по ватерлинии). Ширина 11,6 м (38 футов 1 дюйм). Осадка 4,15 м (13 футов 7 дюймов)
Двигатели- 4 × котла типа «Кампон Ро-Го», 2 × турбины с редуктором Парсонса, 2 вала, 50 000 -52 000л.с. Скорость 33 узла. Запас топлива 1097 тонн. Дальность 8300  морских миль при скорости 18 узлов. Экипаж 263-300 человек
Вооружение- 8 (4 × 2)× 100-мм (4 дюйма)/65 орудий Тип 98, 39 (3×5 + 24x1) или 40 (6 × 3, 12 × 1) × 25-мм (0,98 дюйма) зенитных орудий Тип 96, 4 × 13,2-мм пулемета Тип 93, 1 × 4 × 610-мм (24 дюйма) торпедных аппарата Тип 92 мод.4, 8 × торпед Тип 93, 1 бомбомет Тип 94, 2 бомбосбрасывателя, 54 -72 глубинных бомбы типа 95. РЛС Тип 22 и Тип 13

Изначальный проект зенитного эскортного эсминца для авианосных ударных групп был доработан до эсминца универсального, корабли получили и торпедные аппараты и противолодочные бомбометы. Общая длина корпуса составляла 134,2 метра (440 футов 3 дюйма) , ширина 11,6 метра (38 футов 1 дюйм), а осадка 4,15 метра (13 футов 7 дюймов). Водоизмещение - 2701 длинная тонна (2744  тонны ) при стандартной загрузке и 3420 длинных тонн (3470 тонн) при полной загрузке. Экипаж состоял из 300 офицеров и нижних чинов.

Корпус разделялся водонепроницаемыми переборками, которые шли до нижней двойной палубы. Это значительно повышало живучесть, например, после торпедной атаки «Судзуцуки» потерял нос и корму, но остался на плаву.

Силовая установка эсминца состояла из двух паровых турбин типа «Кампон» (аналогичные тем,что на «Юбари») и трех водотрубных котлов типа «Кампон Ро-Го», работающих на два гребных вала , используя пар, вырабатываемый. Общая мощность турбин составляла 52 000 лошадиных сил, что обеспечивало скорость 33 узла. Запасы мазута (четверть водоизмещения) позволяли пройти 8300 морских миль при скорости 18 узлов.

Основное вооружение кораблей состояло из восьми универсальных 10-см орудий с длиной ствола 65 калибров Тип 98 в четырех двухорудийных башнях «Тип 98 Модель А» с электрогидравлическим приводом, две установки на носу, две в корме. Установка имела угол возвышения +90 градусов и скорострельность до 20 выстрелов в минуту на ствол. Вес снаряда 13,2 кг, он мог поражать цели на высоте до 12 800 м.

Управление стрельбой главного калибра обеспечивалось системой управления огнем “Коса Соти” типа “94”, имевшей по одному центральному автоматическому прибору выработки данных для стрельбы для каждой группы на носовой и кормовой надстройках. Каждая башня имела собственные дальномер и баллистический вычислитель, позже их заменили простым визиром.

При великолепной баллистике и высокой скорострельности орудие имело большой недостаток- живучесть ствола не превышала 350 выстрелов. Первую половину войны орудие служило эффективным средством ПВО, но затем отсутствие боеприпасов с радиовзрывателем и несовершенные РЛС не позволили уверенно противостоять американской авиации.

Артустановка «Тип 98 Модель А» со 100-мм орудиями «Тип 98» на эсминце Haruzuki, 1945 год
Артустановка «Тип 98 Модель А» со 100-мм орудиями «Тип 98» на эсминце Haruzuki, 1945 год
четвертая башня Harutsuki. Майцзуру 1945
четвертая башня Harutsuki. Майцзуру 1945

ПВО ближней зоны было, пожалуй, самой изменчивой характеристикой этих эсминцев. Первоначально проект F51 предусматривал две спаренные установки 25-мм автоматов «Тип 96 мод. 1» ( на основе французских автоматических пушек компании «Гочкис» с пламегасителем «Рейнметалл»). Табличная дальность стрельбы этих орудий составляла 7500 м при скорострельности 220 выстрелов в минуту, на практике 3500 м и 110 выстрелов/мин. Основное ограничение-магазины на 15 снарядов. К 1943 году такие показатели были уже недостаточны для противостояния союзной авиации.

С 1942 года практически на всех кораблях императорского флота началось регулярное усиление ПВО за счет увеличения количества стволов в строенных, спаренных и одиночных установках. В 1944 году большинство эсминцев получили по 6 строенных установок 25-мм автоматов с электроприводом и 30 одинарных установок с ручным наведением.

Для управления их огнём использовались один оптический дальномер с 2,5-метровой базой и два 1,5-метровых.

«Харуцуки» был вооружен 41 25-миллиметровым (1 дюйм) зенитным орудием Тип 96 в семи трехорудийных и двадцати одиночных установках.

Строенная 25-мм зенитная установка «Тип 96 модификация 1», фото сделано во время битвы за Гуадалканал.
Строенная 25-мм зенитная установка «Тип 96 модификация 1», фото сделано во время битвы за Гуадалканал.
-13

Каждый эсминец этого типа также был вооружен четырьмя 610-миллиметровыми (24 дюйма) торпедными аппаратами Тип 92 Модель 4 в одной счетверенной вращающейся установке в средней части корабля для торпед Тип 93 (Ланс) с 8 кислородными торпедами большой мощности. В модификации «Тип 93 модель 3» эта торпеда могла развивать скорость до 48 узлов при максимальной дальности 20 км или пройти 40 км со скоростью 36 узлов. Боевая часть, оснащённая 780 кг взрывчатки, гарантировала уничтожение корабля класса эсминец или нанесение тяжелых повреждений крейсеру.

Эсминец имел двойной комплект торпед (8 штук) и систему автоматизированной перезарядки торпедных аппаратов, применявшуюся в то время только в японском флоте.

Торпеда «Тип 93»,  Long Lance ( «длинное копьё»), выставленная на обозрение у Генштаба ВМФ США в Вашингтоне во времена Второй Мировой Войны.
Торпеда «Тип 93», Long Lance ( «длинное копьё»), выставленная на обозрение у Генштаба ВМФ США в Вашингтоне во времена Второй Мировой Войны.

Последние корабли серии были оснащены двумя бомбосбрасывателями и двумя комплектами рельс, на которых размещались 72 250 кг глубинные бомбы Тип 95. Гидроакустическое вооружение включало в себя два пассивных гидрофона Тип 92. Позднее его усилили ультразвуковым гидролокатором Тип 93 Модель 3 и эхолотом Тип 99 Модель 3.

Радиолокационное вооружение не было сильной стороной японского флота, первые три корабля вошли в строй по проекту без радаров. На вступившем в строй в конце 1942 года четвёртом корабле серии («Хацудзуки») изначально установили РЛС Тип 21 решётчатой конструкции на специально переделанную фок-мачту.

Затем несколько эсминцев получили вместо неё РЛС Тип 22 с двумя антеннами в виде рогов. РЛС типов 21 и 22 были универсальными, способными обнаружить одиночный самолёт или надводный корабль размеров эсминца и более на дальности порядка 20 км. РЛС Тип 22 пытались приспособить для управления артогнём, но неудачно из-за её низкой точности.

Новая РЛС обнаружения воздушных целей Тип 13 была принята на вооружение в марте 1943 года и была установлена на пятом («Ниидзуки») и последующих эсминцах. Это была трёхгранная ферма с четырьмя парами приёмо-передающих антенн, установленная на грот-мачту эсминцев, а позже дополнительно и на фок-мачту (над РЛС типов 21 или 22). Данная РЛС позволяла обнаружить отдельный самолёт на дальности 50 км, а их группу — со 100 км.

«Харуцуки» был оснащен радаром дальнего обнаружения Тип 13 на грот-мачте и радаром обнаружения надводных целей Тип 22 на фок-мачте.

22-GO и 13-GO радары на мачте Harutsuki
22-GO и 13-GO радары на мачте Harutsuki

Основными отличиями более позднего проекта F53 являлись упрощенная конструкция корпуса (в том числе форштевня), гораздо большее количество зенитных автоматов и штатно установленные РЛС обнаружения.

Японские корабли в Куре
Японские корабли в Куре
Harutsuki in December 1944
Harutsuki in December 1944
Harutsuki 1945
Harutsuki 1945

7 июля 1947 года корабль был передан по репарациям СССР (с демонтированным вооружением, но исправными механизмами). 28 августа 1947 года в Находке эсминец был принят советским экипажем и поднял советский флаг.

Первоначально корабль был назван «Внимательный», но 25 сентября 1947 года переименован во «Внезапный». Эсминец был зачислен в 63-й дивизион отряда лёгких сил Тихоокеанского флота. Вооружения корабль так и не получил. Планировалось установить восемь 102-миллиметровых (4 дюйма) орудий, пятнадцать 25-миллиметровых зениток и четыре 533-миллиметровых (21 дюйм) торпедных аппарата.

15 апреля 1948 года «Внезапный» был законсервирован, а 28 апреля 1949 года переклассифицирован в учебный корабль «Оскол». На нём было установлено советское радиоэлектронное оборудование, вооружение из 21-го 37-мм зенитного автомата 61К, часть помещений была переоборудована под учебные классы. В 1951 году «Оскол» был поставлен на средний ремонт (планировалось при ремонте установить полноценное вооружение) на судоремонтном заводе № 202. Но ремонт начался только осенью 1953 года, полностью его закончить не удалось.

12 марта 1955 года бывший эсминец переклассифицировали в плавучую казарму «ПКЗ-65», а 2 июня того же года в корабль-цель «ЦЛ-64». Мишенью корабль прослужил более 10 лет, потом 27 августа 1965 года он вновь стал плавучей казармой «ПКЗ-37».

Корабль-мишень ВМФ СССР ЦЛ-64
Корабль-мишень ВМФ СССР ЦЛ-64

4 июня 1969 года корабль был исключён из списков ВМФ СССР и сдан на слом.

«Акидзуки».
«Акидзуки».
«Акидзуки».
«Акидзуки».
«Акидзуки».
«Акидзуки».
«Акидзуки».
«Акидзуки».
«Акидзуки».
«Акидзуки».

«Акидзуки».1942
«Акидзуки».1942

Teruzuki. 1942
Teruzuki. 1942
Suzutsuki
Suzutsuki
Suzutsuki . апрель 1945
Suzutsuki . апрель 1945
Suzutsuki
Suzutsuki
 Shimozuki . октябрь 1944
Shimozuki . октябрь 1944
Hanatsuki
Hanatsuki
Hanatsuki . 1943
Hanatsuki . 1943
Fuyutsuki
Fuyutsuki
Fuyutsuki
Fuyutsuki
Fuyutsuki . 1944
Fuyutsuki . 1944
-36

Из заложенных 13 эсминцев типа «Акидзуки» достроено было 12. 6 из них погибло в 1942-1944 годах, один разобран на стапеле в 1948 году, два получили тяжелые повреждения и на момент окончания войны находились в доках на ремонте, они были после войны разобраны на металл, 4 уцелевших эсминца были переданы по репарациям США, Великобритании, СССР и Китаю.

Еще 26 запланированных кораблей были отменены после заказа ( 8- 14 декабря 1944, 18-9 июня 1944).

Проект F51 (подтип «Акидзуки»). Закладка,спуск, вступление в строй.

«Акидзуки»( 秋月, «Осенняя Луна»)Морской арсенал, Майдзуру, №104.30 июля 1940,2 июля 1941,11 июня 1942. Затонул в результате торпедного попадания 25 октября 1944 года

«Тэрудзуки» ( 照月, «Сияющая Луна»)Верфь «Мицубиси», Нагасаки, №105.13 ноября 1940,21 ноября 1941,31 августа 1942. Потоплен американскими торпедными катерами 11 декабря 1942 года

«Судзуцуки» (涼月, «Прохладная Луна»)Верфь «Мицубиси», Нагасаки, №106. 15 марта 1941, 4 марта 1942, 29 декабря 1942. Разобран в 1948 году

«Хацуцуки»( 初月, «Новая Луна»)Морской арсенал, Майдзуру, №107. 25 июля 1941, 3 апреля 1942, 29 декабря 1942. Потоплен американскими крейсерами и эсминцами в ходе сражения в заливе Лейте 25 октября 1944 года

«Ниидзуки» (新月, «Новая Луна»). Верфь «Мицубиси», Нагасаки, №108. 8 декабря 1941, 29 июня 1942, 31 марта 1943. Потоплен американскими крейсерами и эсминцами 6 июля 1943 года

«Вакацуки» (яп. 若月, «Луна в первой четверти»)Верфь «Мицубиси», Нагасаки, №109. 9 марта 1942, 24 ноября 1942,31 мая 1943. Потоплен американской палубной авиацией 11 ноября 1944 года

«Симоцуки» (яп. 霜月, «Инеистая Луна»)Верфь «Мицубиси», Нагасаки, №360. 6 июля 1942, 7 апреля 1943, 31 марта 1944. Потоплен американской подводной лодкой «Кавэлла» 25 ноября 1944 года

Модифицированный проект F51 (подтип «Фуюдзуки»)

«Фуюцуки» ( 冬月, «Зимняя Луна»)Морской арсенал, Майдзуру, №361. 8 мая 1943, 20 января 1944, 25 мая 1944.Тяжело повреждён при подрыве на мине 20 августа 1945 года, разобран в 1948 году

«Харуцуки»-см. выше «Внезапный».

«Ёидзуки»(宵月, «Сумеречная Луна»), с 1947-«Фэнь Ян». Верфь «Урага», Йокосука, №363. 25 августа 1943, 25 сентября 1944, 31 января 1945. Передан Китаю по репарациям 29 августа 1947 года. В 1949 году уведён сторонниками Чан Кайши на Тайвань. Разобран в 1963 году

«Нацудзуки» ( 夏月, «Летняя Луна»)Морской арсенал, Сасэбо, №364. 1 мая 1944, 2 декабря 1944, 8 апреля 1945. Передан Великобритании 25 августа 1947 года, после изучения пущен на слом в Японии в 1948 году

Проект F53 (подтип «Митидзуки»)

«Митидзуки» ( 夏月, «Полнолуние»)Морской арсенал, Сасэбо, №365. 3 января 1945. Строительство остановлено в апреле 1945 года, разобран на стапеле в 1948 году

«Ханацуки» (花月, «Луна поры цветения»)DD-934Морской арсенал, Майдзуру, №366. 10 февраля 1944,10 октября 1944,26 декабря 1944. Передан США в июне 1947 года, потоплен в качестве цели 3 февраля 1948 года

«Киётсуки» ( 清月, «Чистая Луна»)Морской арсенал, Майдзуру, №367. Заказ на строительство аннулирован 14 декабря 1944 года

«Оцуки» ( 大月, «Большая Луна»)Морской арсенал, Сасэбо, №368. Заказ на строительство аннулирован 14 декабря 1944 года

«Хацуки» ( 葉月, «Луна листопада»)Морской арсенал, Майдзуру, №369. Заказ на строительство аннулирован 14 декабря 1944 года

Построенные эсминцы прошли ряд модернизаций:

1943- «Акидзуки» : сняты 2 х 2 — 25мм/60; установлены 4 х 3 - 25мм/60 тип 96, 2 РЛС тип 1

1944 -
«Акидзуки», «Судзуцуки», «Хацуцуки», «Вакацуки» : добавлены 1 х 3 - 25 мм/60 тип 96, 12 х 1 - 25мм/60 тип 96, 4 х 1 - 13,2мм/76, радар тип 3

1945 -
«Судзуцуки», «Фуюцуки», «Ханацуки», «Ёидзуки», «Харуцуки» : сняты радар тип 2; установлены 2 x 3 - 25мм/60 тип 96, 18 x 1 - 25 мм/60 тип 96, радары тип 2 2-go, тип 31-go радары, комплект E-27.

-37

На 16 запланированных эсминцев второй серии (2980 тонн) по основной программе 1942 года заказ был отменен: “Arashikari”, “Asahikari”, “Chugao”, “Hikugumo”, “Hikushio”, “Hitonozi”, “Kaosame”, “Karuiyuki”,”Kitakaze”, “Natsukaze”, “Nishikaze”, “Nobikaze”, “Shimushio”, “Soragumo”, “Yugachio”, “Yugao”.

Перезаказ по Проекту V7 (подтип «Ямадзуки»)

Ямадзуки 5061 ( 山月, «Луна над горной вершиной»). Урадзуки 5062 ( 浦月, «Луна над заливом»). Аокумо 5063( 青雲, «Голубое облако»). Бэнигумо 5064(紅雲, «Алое облако»). Харугумо 5065( 春雲, «Весеннее облако»)- Заказ на строительство 5 эсминцев аннулирован 14 декабря 1944 года.

Амагумо 5066 ( 天雲, «Небесное облако»). Яэгумо 5067 ( 八重雲, «Махровое облако»). Фуюгумо 5068( 冬雲, «Зимнее облако»). Юкигумо 5069 ( 雪雲, «Снежное облако»). Окицукадзэ 5070 ( 沖津風, «Ветер над дальней гаванью»). Симокадзэ 5071( 霜風, «Инеистый ветер»). Асаготи 5072( 朝東風, «Утренний восточный ветер»). Окадзэ 5073( 大風, «Ураган»). Коти 5074( 東風, «Восточный ветер»). Нисикадзэ 5075( 西風, «Западный ветер»). Минамикадзэ 5076( 南風, «Южный ветер»). Китакадзэ 5077( 北風, «Северный ветер»). Минамикадзэ 5078( 南風, «Южный ветер»). Хаякадзэ 5079( 早風, «Ранний ветер»). Фуюкадзэ 5080(冬風, «Зимний ветер»). Хацунацу 5081( 初夏, «Раннее лето»). Хацуаки 5082( 初秋, «Ранняя осень»). Хаяхару 5083( 早春, «Ранняя весна»)- Заказ на строительство 18 эсминцев аннулирован 9 июня 1944 года.

Указанные в большинстве справочников 55 запланированных к постройке эсминцев этого типа, скорее всего, ошибка двойного счета из-за учета 16 отмененных кораблей, которые были перезаказаны под другими номерами и именами в рамках дополнительной программы 1942 года.

«Фуюцуки»
«Фуюцуки»
IJN_Hatsuzuki_1942
IJN_Hatsuzuki_1942
IJN_Hatsuzuki_1944
IJN_Hatsuzuki_1944
Natsuzuki
Natsuzuki
«Фуюцуки» в 1948.
«Фуюцуки» в 1948.

Все эсминцы первой серии приняли активное участие в боевых действиях. «Акидзуки» вступил в строй летом 1942 года, к концу года были готовы еще три корабля этой серии. «Акидзуки» и «Тэрудзуки» приняли участие в боях за Гуадалканал осенью 1942 года в составе 61-го дивизиона эсминцев. Потерян «Тэрудзуки».

Весной и летом 1943 года 61-й («Акидзуки», «Судзуцуки» и «Хацудзуки») и только сформированный 11-й («Ниидзуки» и «Вакацуки») дивизионы приняли участие в боях за Соломоновы острова. Потерян «Ниидзуки».

В сражении у Марианских островов 20 июня 1944 года приняло участие сразу 4 эсминца этого типа из 6 имевшихся в наличии («Акидзуки», «Хацудзуки», «Вакацуки» и «Симоцуки», в ремонте- «Судзуцуки» и «Фуюдзуки»).

В сражении в заливе Лейте те же 4 эсминца вошли в состав соединения адмирала Одзава. Все четыре потеряны за месяц боев в октябре-ноябре 1944 года.

Эсминец Akizuki во время налета американских бомбардировщиков B-17.
Эсминец Akizuki во время налета американских бомбардировщиков B-17.
«Фуюдзуки» во время операции «Тэн-Го» 7 апреля 1945 года. На заднем плане виден горящий линкор «Ямато»
«Фуюдзуки» во время операции «Тэн-Го» 7 апреля 1945 года. На заднем плане виден горящий линкор «Ямато»
Последние минуты эсминца Wakatsuki. Потоплен американской палубной авиацией 11 ноября 1944 года.
Последние минуты эсминца Wakatsuki. Потоплен американской палубной авиацией 11 ноября 1944 года.
Столб пара над эсминцем Akizuki после попадания авиационной торпеды незадолго до гибели
Столб пара над эсминцем Akizuki после попадания авиационной торпеды незадолго до гибели
«Судзуцуки» повреждения
«Судзуцуки» повреждения

«Акидзуки» в октябре был поврежден авиационной торпедой. 19 января 1943 года на противолодочном патрулировании в районе Соломоновых островов он подорвался на мине(по другим данным, поврежден торпедой с американской подводной лодки Nautilus ), носовые отсеки и одно из котельных отделений затопило. Ремонт на Труке закончился неудачно, в море "швы разошлись". Пришлось отрезать нос по самый мостик и буксировать в Сасебо. До июля 43-го он проходил ремонт на верфи “Мицубиси” в Нагасаки. 25 октября 1944 года эсминец был потоплен к северо-востоку от Энгано американской авианосной авиацией TF.38(по другим данным, американской подводной лодкой Halibut ).

«Тэрудзуки» 26 октября 1942 года у мыса Санта-Крус был поврежден авиаторпедой с "Каталины". 13 ноября 1942 года добил торпедами эсминец USS Laffey (DD-459) близ острова Гуадалканал. 12 декабря 1942 года при возвращении «Токийского экспресса» эсминец был потоплен у мыса Эсперансу (Коломбангары) двумя торпедами Mk-8 американских торпедных катеров ( «РТ-45»,“РТ 37” и “РТ 40”).

«Ниидзуки» 6 июля 1943 года потопили к востоку от Коломбангары во время сражения в заливе Кула американские крейсера (Helena, Honolulu, St. Louis) и эсминцы.

«Хацуцуки» 25 октября 1944 года был потоплен к северу от мыса Энгано (Лусон) артиллерией и торпедами американских крейсеров Mobile, New Orleans, Santa Fe, Wichita и 12 эсминцев.

«Вакацуки» 11 ноября 1944 года был потоплен во время сражения в Ормокском заливе американской авианосной авиацией.

«Симоцуки» 25 ноября 1944 года при сопровождении конвоя потопила к северо-востоку от Сингапура американская подводная лодка Cavalla .

«Судзуцуки» 16 января 1944 года была тяжело повреждена (нос и корма) в проливе Бунго торпедами американской подводной лодки Sturgeon, ремонтировался 3 месяца. 2-я эскадра эсминцев, в состав которой входили «Фуюцуки» и «Судзуцуки», сопровождала «Ямато» в его последнем походе (операции «Тэн-Го»), при этом 7 апреля 1945 года «Судзуцуки» тяжело повредила американская авиация южнее Кюсю. Конец войны эсминец встретил в ремонтном доке в Сасебо.

«Фуюцуки» 12 октября 1944 был атакован и поврежден американской подводной лодкой Trepang . 20 августа 1945 эсминец получил тяжёлые повреждения от мины во Внутреннем Японском море (потеряна носовая оконечность).

«Фуюцуки» и «Судзуцуки» после войны затопили в качестве волноломов в гавани Такамацу, но затем разобрали на металл.

Shimozuki с линкором "Исе" у мыса Энгано.1944
Shimozuki с линкором "Исе" у мыса Энгано.1944
Suzutsuki_November_1945
Suzutsuki_November_1945
Yoizuki
Yoizuki

4 последних эсминца («Харуцуки», «Ёидзуки», «Ханадзуки» и «Нацудзуки») вступили в строй в конце 1944 — весной 1945 года и практически никакого участия в боевых действиях принять не успели.

«Нацудзуки» 16 июня 1945 уже в ходе сдаточных испытаний возле Сасебо подорвался на мине и был тяжело поврежден. Его восстановили и укомплектовали уже перед самой капитуляцией. После войны его разоружили. При разделе союзниками он достался Великобритании. Японию он не покидал. Здесь же его сдали на слом в Йокосуке в 1948 году.

«Ханацуки» 24 июля 1945 получил повреждения во время налета американской авианосной авиации на Куре. После войны был разоружен и в августе 1947 года передан США по репарации. Корабль получил американский номер DD-934 и после изучения был потоплен в качестве учебной цели 3 февраля 1948 года в Восточно-Китайском море.

«Ёидзуки» 5 июня 1945 года подорвался на мине и получил тяжелые повреждения. 24 июля 1945 года при налете американской авиации на Куре получил дополнительные повреждения. После войны разоружен. При разделе достался Китаю. 29 августа 1947 года был передан гоминьдановцам, переименован в ROCS Fen Yang («Фэнь Ян»). В 1949 году уведён сторонниками Чан Кайши на Тайвань. Разобран в 1963 году

В ВМС Тайваня
В ВМС Тайваня
ROCS_FenYang
ROCS_FenYang
IJN_Yoizuki-апрель 1945
IJN_Yoizuki-апрель 1945
IJN_Yoizuki-октябрь 1945
IJN_Yoizuki-октябрь 1945

Большая просьба не забывать ставить лайки, алгоритмы платформы их учитывают при продвижении канала.

Теперь и телеграмм-канал !

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник

Флоты холодной войны. 1946-1991. Справочник

Флоты однополярного мира. 1991-2036. Справочник

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам