В моём детстве помню заслуши-вался аудиосказками "Происше-ствия страны Мульти-Пульти" (вначале на бобинной ленте, по-том, на пластинках фирмы "Мело-дия") которые завораживающим голосом рассказывала Клара Румя-нова. Она же пела многие песни из советской анимации так, что герои казались живыми, а сама актриса напоминала художника, рисовав-шего голосом образы персонажей. Сегодня голосу детства советских времён исполнилось бы 96.
Её голос знала вся страна, но в лицо — почти никто. Хрупкая женщина с невероятно звонким тембром, кото-рая подарила речь сотням мультяш-ных героев. Снегурочка, Заяц из "Ну, погоди!", Чебурашка — все они гово-рили её голосом. Но за этим узнава-емым, почти детским тембром скры-валась непростая судьба: любовные драмы, утраты, борьба и одиноче-ство.
Актриса советского кинематографа Клара Румянова родилась в 1929-м в Ленинграде. В детстве идеалом для маленькой Клары была Л. Орло-ва, поэтому, когда встал вопрос о выборе места учебы, она ни минуты не колебалась. Пережив войну и блокаду, в конце 40-х девушка от-правилась в Москву для поступле-ния в кинематографический ин-ститут.
Конкурс был большим, абитуриенты приехали из разных уголков страны. Но красивая и целеустремленная Клара дошла до конца, выдержав испытания. Правда, почти сразу у неё украли все сбережения, и де-вушка была вынуждена голодать. От этого на третьем туре она прямо во время выступления потеряла созна-ние, после чего Сергей Герасимов, к которому она поступала, напоил её горячим чаем с шоколадом.
В детстве Клара говорила низким, почти мужским голосом — могла за-просто спеть песню басом, чем ве-селила окружающих, но жизнь все-гда вносит свои коррективы. Во вре-мя учёбы во ВГИКе (во время пое-здки в колхоз) она тяжело заболе-ла: крупозное воспаление лёгких едва не убило её. Когда кризис про-шёл, голос пропал совсем.
Врачи советовали не паниковать: "Пробуйте шептать, связки восстано-вятся". И они действительно вос-становились — но зазвучали совсем по-другому. Вместо прежнего альта появился тот самый высокий, хру-стальный голос, который позже сде-лает её королевой мультипликации.
Клара была невероятно обаятель-ной — миниатюрная брюнетка с ог-ромными выразительными глазами. Её обожали сокурсники, включая бу-дущую звезду советского кино Ни-колая Рыбникова.
"Рыбников с первого курса был без ума от Клары, — вспоминала их однокурсница Евгения Житомерко. — А свою будущую жену, Аллу Ла-рионову, он тогда в упор не заме-чал. Помню, как мы сидели у Румя-новой, обсуждали книги, а он те-рпеливо ждал её под окнами. Но Клара лишь смеялась: «Как можно столько времени тратить на такую ерунду? Нет уж, с этим дураком встречаться точно не стану!»"
На самом деле, причина её холо-дности была куда глубже. В 16 лет она вышла замуж за пианиста, но брак быстро распался: муж кате-горически запретил ей поступать в театральный. После болезненного развода Клара узнала, что береме-нна, но решилась на аборт — ре-бёнок не вписывался в её планы. Позже она горько пожалеет об этом.
Уже в первом фильме, в котором снялась Клара Михайловна, про-явились её удивительные голосовые способности. В сцене драмы «Сель-ский врач», где героиня Румяновой становится матерью, младенец до-лжен был громко заплакать. Но к моменту дубля он уснул крепким сном. Чтобы спасти ситуацию, ак-триса сама сымитировала детский крик, который и вошёл впослед-ствии в фильм.
Несмотря на неожиданно проявив-шийся талант, исполнительница еще долгое время не решалась на озву-чивание сказочных персонажей. Она считала себя исключительно драма-тической актрисой.
В начале карьеры предложения от режиссёров действительно поступа-ли Кларе со всех сторон, но она бы-ла очень избирательна и однажды совершила ошибку, которая, по пре-дположениям, стоила ей кинокарь-еры. В 1954-м руководитель «Мос-фильма» Иван предложил молодой артистке ведущую роль в своей ки-ноленте «Испытание верности». Но, едва прочитав сценарий, Клара ка-тегорически отказалась от предло-жения, резко высказавшись на этот счёт в кабинете у начальника.
Считается, что именно поэтому у Румяновой так и не получилось стать настоящей звездой экрана. 3 года исполнительнице не предла-гали никаких ролей. В интервью Клара Михайловна рассказывала, что Пырьев незадолго до своей смерти встретил ее во дворе «Мо-сфильма» и извинился за то, что помешал её карьере.
Однажды, когда Ивана Александро-вича не было в столице, молодой режиссёр Юрий Егоров, увидев фото Румяновой в картотеке, позвал её в свой фильм «Они были первыми». Егоров искал актрису для второсте-пенной роли и был уверен, что Кла-ра Михайловна идеально попадёт в образ. Когда готовую работу увиде-ла мама Румяновой, то разрыдалась и долго не могла успокоиться.
Вплоть до 1969-го актриса осторо-жничала, чтобы Пырьев не узнал о тех небольших ролях, которые ей предлагали. Но, когда его наконец сняли с должности, вздохнула с облегчением.
Несмотря на неожиданно прояви-вшийся талант, исполнительница ещё долгое время не решалась на озвучивание сказочных персонажей. Она считала себя исключительно драматической актрисой.
Годы брежневской эпохи ознамено-вались для Клары Михайловны по-дъёмом в творческой жизни. Она наконец нашла себя в сфере оз-вучивания. Благодаря её голосу ро-дились образы героев мультфиль-мов «Чебурашка», «Ну, погоди», «Малыш и Карлсон», «Рики-тики-тави»: всего более 300 киноролей. За 30 лет работы на студии при уча-стии артистки снято более 300 му-льтфильмов. Параллельно она иг-рала в Театре киноактёра, но на-стоящая слава пришла к ней именно благодаря мультфильмам (думается, если бы Клара работала где-ни-будь на киностудии "Дисней" её уникальный тембр приносил бы миллионы).
Кларе Румяновой повезло работать в компании других звезд, даривших голоса мультгероям: А.Папанова, Г. Вицина, В. Ливанова, Ф. Раневской. И актриса очень ценила такое со-трудничество.
Второй муж Клары, актёр Анатолий Чемодуров, был красив, талантлив и успешен — во многом благодаря дружбе с Сергеем Бондарчуком. Они мечтали о детях, но после юно-шеского аборта Клара не могла за-беременеть. Долгие лечения, две неудачные беременности, выкидыш (вот как за аборты наказывает впо-следствии Всевышний)… А потом карьера Чемодурова пошла под от-кос.
Он запил, устраивал скандалы, од-нажды даже продал семейные ве-щи ради бутылки. Клара терпела, пыталась его спасти, но в 1973-м подала на развод.
Третий брак, уже в зрелом возра-сте, тоже не принёс счастья. Муж оказался патологически ревнивым — её популярность и внимание по-клонников сводили его с ума. Через пять лет она снова осталась одна.
Мне нравились многие — Чкалов, Магомаев, Высоцкий… — призна-валась она позже. — А теперь я со-всем одна. И детей нет. Но я не жа-лею. Так сложилась жизнь."
90-е стали для неё чёрной полосой. Мультфильмов почти не снимали, из Театра киноактёра её уволили. Она жила на сбережения, разбирала ар-хивы "Мосфильма" за бесплатно. А потом умерла мать — последний близкий человек.
Депрессия, онкология, стремите-льное угасание… Денег на лечение не хватало, иногда помогала Гильдия киноактёров. В последние месяцы за ней ухаживали монахини — бывшая актриса Ольга Гобзева, принявшая постриг, прислала сиделок.
18 декабря 2004 года Клары Ру-мяновой не стало. На похоронах, организованных Гильдией актёров, из коллег присутствовал лишь Ни-колай Бурляев. В последний путь легенду советской мультипликации провожали почти в одиночестве.