Монах Моисей Святогорец (1952–2014) из Афин обладал многогранными талантами, проявив себя в качестве иконописца, поэта, литературного критика и духовного писателя. Более тридцати пяти лет он посвятил монашескому подвигу на Святой Горе, за которые его литературное наследие пополнилось 52 изданными книгами и свыше тысячей статей. Его произведения переведены на многие языки и опубликованы в различных странах.
Старец Моисей выступил основателем и занимал пост главного редактора афонского журнала «Протат», а также исполнял обязанности старшего секретаря в Священном Киноте Святой Горы.
В течение двадцати пяти лет он нес послушание старца каливы святителя Иоанна Златоуста, относящейся к скиту великомученика Пантелеимона монастыря Кутлумуш. Старец Моисей признан одним из наиболее выдающихся афонских подвижников и писателей современности.
Старец был уверен, что события, о которых говорили первые святые, исполняются сегодня на наших глазах.
Он считал, что все мы сегодня оказались в эпицентре хаоса: мир охвачен смятением, кризисом и переоценкой ценностей, а моральные устои рушатся на глазах. Нам навязывают чуждые идеалы и отвратительную распущенность, подтверждая древнее пророчество Антония Великого: «Настанет время, когда безумцы будут считать здравомыслящих безумцами, и наоборот».
Он утверждал, говоря:
– Как ни парадоксально, в эпоху безграничных коммуникаций человек как никогда остро ощущает свое одиночество. Несмотря на лавину информации, мы все отчетливее осознаем, как много нам еще неизвестно. Наше одиночество и наше незнание — две стороны одной медали, заключенные в нашей индивидуальности. Научное знание, стремясь к всеобъемлющей власти, пытается вытеснить Бога из картины мира, внушая нам, что мы способны двигаться вперед без Его силы, присутствия и помощи.
На православном Востоке вопрос о существовании Бога никогда не стоял. Люди могли грешить, но сама мысль о том, что Бога нет, казалась им абсурдной. Именно поэтому ни один из великих святых отцов не оставил после себя трактата, доказывающего Его бытие. Этот вопрос волновал лишь рационалистический Запад.
Православное Предание, вера и образ жизни всегда исходили не из доказательств, а из живого ощущения Его несомненного присутствия. Бог не поддается научному доказательству, ведь если бы это было возможно, вера потеряла бы всякий смысл. Это был бы напрасный труд. Бог существует и являет Себя нам, но Его нельзя обнаружить или доказать, как теорему. Лишь приобщение к Сущему Богу наполняет жизнь творения подлинной радостью.
Бог открывает Себя истинно смиренным и скрывается от гордецов. Его обитель — в кротости и смирении. Однако смирение стремительно превращается в нечто неизвестное, бесполезное и невыгодное. Сегодня талантом, силой и могуществом считается самодовольное превозношение. Как говорил святой Паисий Святогорец:
«Бог открывается людям, щедрым душой».
Увы, именно этой духовной щедрости так не хватает современным христианам. Даже в церковной среде порой царит дух поверхностности, теплохладности, малодушия и страха. Радость, доступная людям в миру, несравненно мала по сравнению с той, что дарует Христос Своим ученикам. Не зря старец Паисий утверждал:
«Если на одну чашу весов положить всю радость мира, а на другую — лишь половину моей радости, моя чаша перевесит!»
Бог открыт для каждого — не для горстки избранных, а абсолютно для всех. Но, как уже было сказано, Он является смиренным. Он отдаляется от эгоистов, рационалистов и высокомерных, вероятно, потому что они сами не желают видеть Его в своей жизни. Они чувствуют, что Его присутствие их тревожит и мешает им.
Бог — это не призрак, не идея и не плод человеческого воображения или нужды. Он не равнодушен, не жесток, не далек, не архаичен, не чужд и не обременителен. Он — живой, близкий, любящий, прощающий и дарующий благодать. Мы сможем ощутить Его таким, если приблизимся к Нему с верой.
Своим чудесным воплощением Христос вошел в историю человечества, взвалил на Свои плечи всю нашу тяжесть, уныние, скорби, унижения и грехи, чтобы даровать нам свободу и счастье.
Научится благодарить
Старец считал, что нынешнему поколению важно научиться благодарить Бога:
Некоторые люди говорят иногда:
– Я так доволен, слава Богу: чего мы ни попросим, Он всё дает нам!
Этот Бог, дающий нам всё, добр, но если наступит час, когда Он не даст нам того, чего мы хотим, тогда Он уже не будет добрым! И тогда мы начнем попрекать Его, говорить: «Боже, как Тебе не стыдно? Мы ходим в церковь, мы такие хорошие люди, столько добрых дел сделали, а Ты вместо того чтобы быть добрым к нам, добр к грешникам и хулителям, а к нам, праведным, относишься плохо?!» Потому что мы, по сути дела, считаем, что наши добрые дела обязывают Бога, и это чувство наличия добрых дел реально портит всякого человека, особенно нас, ходящих в церковь.
Поэтому Христос произнес те слова, которые нам не по нраву, но они истинны: Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие (Мф.21:31)! Почему? Не ради их дел, не из-за них, а вопреки им. Ради их смирения.
Я видел ад!
Еще старец приводил следующий пример.
Авва Тихон, русский, говорил:
– Я видел рай и ад, и ох, что же там происходит! Ад полон святых, но горделивых, а рай полон грешников, но смиренных грешников!
Это важно, а именно то, что ад полон горделивых святых, людей, совершающих добрые дела, но никогда не каявшихся, потому что они всегда были хорошими людьми. Они никогда даже не подозревали, что им чего-то не хватает.
Хотите проверить себя? Это очень легко: пусть каждый из вас посмотрит, кается ли он пред Богом. Обратите внимание: я не сказал, чтобы мы ходили в церковь, рвали на себе волосы и плакали, – я не сказал этого. Это даже перед духовником может быть трудно и не получаться. А мы сами перед Богом – плачем ли мы об утрате своего спасения? Плачем ли о своем удалении от Бога? Реально ли является духовная жизнь для нас плачем, скорбью, болью и почти отчаянием из-за того, что мы не можем спастись, и это произойдет только по Божией милости? Если мы делаем так и плачем в своей молитве, ища Божией милости и прощения, тогда у нас есть надежда. Но если мы никогда не чувствовали боли, не плачем и не рыдаем из-за этого, это значит, что существует нечто такое, что, к сожалению, обременяет нашу душу и не дает ей жить правильно.
С чего начать, чтобы найти Бога?
Хочется поделиться одной историей из «Патерика». В одном монастыре среди множества монахов жил простой человек. Братия не придавала ему значения и держала при себе лишь для того, чтобы он подбрасывал дрова в котел на кухне. Его считали ничтожным, не удостоив даже монашеского пострига. Одетый в ветхую одежду, он жил там словно из милости. Он приходил на церковные службы, но основная его работа была на кухне — следить, чтобы не погас огонь, из-за чего он вечно ходил перепачканный сажей, незаметный для всех.
Как-то раз во время святой литургии, стоя в храме, он был так захвачен службой и ангельским пением монахов, что совершенно забыл обо всем. А на кухне в это время выкипело варево, и начался пожар. Услышав крики: «Горим!», человек этот понял, что виноват он.
«Пресвятая Богородица, это все из-за меня! Нужно срочно тушить, иначе сгорит вся обитель!»
— подумал он.
Он бесстрашно бросился прямо в пламя, стал раскидывать горящие поленья и мешать варево в котле, пока огонь не утих и, наконец, не погас.
Монахи были поражены, ведь они своими глазами видели, как он невредимым стоял посреди огня. Тогда игумен монастыря сказал:
– Братья, Бог сегодня был на кухне, а не в храме! Мы, такие благочестивые, даже не смогли приблизиться к огню! А этот человек столько лет приходил сюда, чтобы услышать хотя бы слово из наших молитв и песнопений. Вечно в саже, чумазый, мы и в монахи-то его не постригли, держали просто как работника. Но оказалось, что Бог был именно с ним, а не с нами.
Господь пребывает там, где есть смирение. Он рядом с тем, кто никогда не думает, будто Бог ему что-то должен за его молитвы, посты, милостыню и другие добрые дела. Нам часто кажется, что наши поступки уже делают нас особенными и спасают от гибели.
«Я ведь чего-то сто́ю!»
— думаем мы.
Но Бог никогда не бывает рядом с человеком, в котором живет гордость, тщеславие и высокое мнение о себе.
Именно поэтому, друзья, святые отцы положили в основу духовного пути во Христе смирение и внутренний настрой мытаря. Не его дела, а именно его душевное состояние. Это показывает нам, с чего нужно начинать свой путь, чтобы найти Бога и обрести вечную жизнь.
Из бесед со старцем Моисеем Святогорцем.
Слава Богу за всё!