Сегодня во «вьетнамской теме» хотел бы поговорить о не самом очевидном аспекте той войны. Индивидуальное стрелковое оружие — вот что во многом решало исход сражения, и именно оно стало слабым местом, подорвавшим репутацию армии США. Речь пойдет о соревновании АК-47 и М-16 на рисовых полях Юго-Восточной Азии. Многие наверняка слышали, что главным преимуществом АК было то, что в руках плохо обученных крестьян, при минимальном уходе, в грязи, песке и воде, когда большинство М-16 попросту заклинивало, он обеспечивал надежную автоматическую стрельбу. Стоит остановится на этом поподробнее.
Признание врагов
Автомат АК-47, где цифры соответствуют году выпуска опытного образца, был изобретен группой советских конструкторов под руководством сержанта Михаила Калашникова, который начал войну командиром танка, в 1941 г. получил тяжелое ранение, после чего занялся разработкой стрелкового оружия. Калашников и его коллеги сконструировали простую штурмовую винтовку, позаимствовав некоторые особенности ударно-спускового механизма у американской М-1[1] (другая версия говорит, что ударно-спусковой механизм АК был взят с чехословацкой винтовки Холека. Он же был взят за основу ударно-спускового механизма М-16.). Надежность автомата обеспечивалась тем, что вся его конструкция состояла всего из восьми массивных подвижных частей, собранных с такими большими зазорами, что им не мешал даже попавший между ними песок. Хромирование канала ствола, газовой камеры и поршня значительно увеличивало срок службы.
Неточность АК-47 не имела большого значения; его безотказная способность стрелять в любых условиях зачастую обеспечивала перевес над более совершенным оружием. Начиная с 1947 г. в странах соцлагеря было выпущено 100 млн единиц АК в различных модификациях. Автомат Калашникова стал самым популярным огнестрельным оружием в истории — любимым оружием революционеров по всему миру от Анголы до Филиппин, мгновенно узнаваемым по характерному изогнутому магазину. В 1963 г. Китай начал поставлять в Северный Вьетнам свою модификацию АК-47 — Норинко-56, из которого было убито и ранено больше американских и южновьетнамских солдат, чем из любого другого вида оружия, использовавшегося во Вьетнаме.
Во времена Корейской войны американские военные с презрением смотрели на АК-47. В 1953 г. Пентагон отклонил предложение британцев вооружить НАТО аналогичным легким штурмовым оружием калибра .280, отдав предпочтение собственной дальнобойной полуавтоматической винтовке М-14 длиной больше 1,1 м и весом свыше 5 кг. Однако в октябре 1962 г. министр обороны Макнамара написал секретарю Сухопутных войск Сайрусу Вэнсу: «У меня имеются весомые доказательства... относительно винтовки М-14... свидетельствующие о том, что мы экипируем нашу армию оружием, определенно уступающим в огневых качествах и боевой эффективности штурмовой винтовке, которой Советы вооружают собственную армию и силы своих сателлитов по всему миру с 1950 г.»
Разработка М-16
У американской армии не было никаких запасных вариантов, чтобы ответить на этот вызов. Компания Colt, на тот момент активно продвигавшая свою малокалиберную винтовку AR-15, поняла, что настал ее звездный час. Оригинальная конструкция винтовки была разработана в голливудском гараже Джорджа Салливана, инженера аэрокосмической компании Lockheed, влюбленного в стрелковое оружие. В свое время Салливан основал небольшую оружейную компанию ArmaLiteи нанял конструктора-самоучку Юджина Стоунера, бывшего морского пехотинца, имевшего практический опыт обращения с оружием. Вскоре компания была выкуплена Fairchild Aviation и в составе новой корпорации разработала несколько образцов винтовки AR, которые, хотя и не были запущены в серийное производство, заинтересовали военных. В конце концов Стоунер превратил AR-15 в удобное оружие калибра 5,56 мм, весом меньше 3кг (без патронов), длиной меньше метра, с покрытием из черного пластика. В 1959 г. Fairchild продала лицензии на АР-10 и АР-15 Colt, которая запустила AR-15 в производство на своем заводе в Хартфорде, Коннектикут, и занялась ее продвижением.
Первые полевые испытания винтовки во Вьетнаме вызвали энтузиазм, особенно из-за ее точности и легкости. На испытательном полигоне Армии США в Абердине были проведены жуткие секретные эксперименты с использованием живых ангорских коз, отрубленных человеческих голов и конечностей, привезенных из Индии. Выводы были благоприятными: пули AR-15 наносили не более серьезные повреждения, в том числе при попадании в черепную коробку, чем пули АК-47 или М-14. В январе 1963 г. Эрл Уилер заявил, что новое американское оружие намного превосходит автомат Калашникова. Он признал, что существует небольшая проблема с надежностью, но она может быть «легко устранена». В декабре Пентагон разместил первый крупный заказ на 104000 винтовок, получившей новый индекс М-16.
Лучше неприхотливое, чем точное
Вот что о винтвовке пишет Макс Хейстингс в уже многократно упоминаемом мною труде «Вьетнам. Итосрия трагедии»: «в 1965 г. М-16 все еще проходила полевые испытания, с неоднозначными результатами. В конце концов восторженные отзывы подполковника Хэла Мура, чей 7-го кавалерийский полк использовал винтовку в битве в долине Йа-Дранг, убедили Уэстморленда дать свое одобрение (фильм Мела Гибсона «Мы были солдатами» также отчаянно пытается это демонстрировать). Со своей стороны, компания Coltне сидела сложа руки и развернула на Капитолийском холме активное лоббирование, ссылаясь на эмоциональные репортажи в СМИ о том, что американские солдаты во Вьетнаме с устаревшей М-14 вооружены хуже коммунистов. 7 декабря влиятельный сенатор Ричард Рассел позвонил Макнамаре и лаконично сказал: «Либо вы сегодня же закупаете 100 ооо винтовок, либо я рассказываю эту историю прессе». Вот это я понимаю, лоббирование интересов оружейных компаний. В итоге в компании Colt, которая в 1963 г. объявила о финансовых убытках, снова наступил золотой век: в общей сложности она поставила Пентагону 8 млн винтовок М-16.
Но, как только боевые части начали в массовом порядке переходить на новую винтовку, стали очевидны ее недостатки. Поскольку военные настаивали на том, чтобы новое оружие было дальнобойным, с эффективной дальностью стрельбы не менее 500 м, это подвергало подвижные части легкой автоматической винтовки огромной нагрузке, особенно при использовании патронов с так называемым сферическим порохом, который вызывал более сильную детонацию и образовывал больше нагара в стволе и затворном блоке. Журнал Shooting Times, провел собственное тестирование М-16 и столкнулся с многократными заклиниваниями и отказами. Как заметил журналист К. Дж. Чивере, «Пентагон и Colt запустили в серийное производство фактически сырой прототип и, когда тот не прошел испытания в руках солдат, принялись его дорабатывать».
На протяжении всего 1966 г. солдаты во Вьетнаме мучились с новой винтовкой, которая, помимо всего прочего, быстро ржавела в тропических условиях. После выстрела стреляная гильза часто застревала в патроннике. Ее приходилось выталкивать с помощью шомпола — если солдат был достаточно предусмотрителен, чтобы взять его с собой, — зачастую во время боя под интенсивным огнем. Поскольку изначально к винтовке не прилагался набор для чистки, солдаты использовали телефонный провод или капроновый шнур, который протягивали через ствол вместе с ветошью. Некоторые писали домой и просили родных купить и прислать им шомпола. Из первых 2000 М-16, протестированных оружейными экспертами, разного рода проблемы возникли с 384 экземплярами.»
Скандал в Пентагоне
В конце концов начал разгораться скандал. Пентагон в течение нескольких месяцев пытался скрыть кризис, отказываясь признать, что он вооружает свою пехоту винтовкой, непригодной для применения в боевых условиях. Во всех проблемах обвиняли солдат, которые якобы плохо ухаживали за своим оружием. Полковник Ричард Хэллокс из Управления перспективных исследовательских проектов Минобороны (Advanced Research Development Agency, DARPA) поставил штамп «СТРОГО СЕКРЕТНО» на отчете об испытаниях винтовки и возглавил усилия по сокрытию недостатков М-16, в первую очередь от конгресса. Была организована целая кампания институционального замалчивания, чтобы обеспечить беспрепятственное внедрение М-16. Жалобы и протесты морпехов не возымели эффекта. На пресс-конференции в Дананге генерал-лейтенант Лью Уолт заявил, что его люди «на 100 % в восторге» от М-16.
Но разгневанные морпехи и солдаты принялись писать домой. 26 марта 1967 г. вашингтонская газета Daily Newsопубликовала сенсационную статью о превосходстве старого коммунистического АК над новой американской винтовкой. В прессу начали просачиваться шокирующие истории о том, как в ходе столкновений с врагом многие американские солдаты оказывались безоружными из-за заклинивших М-16. Местная газета Asbury Park Evening Newsцитировала морского пехотинца, который после одного ожесточенного сражения сказал: «Знаете, что убило больше всего наших парней? Их собственные винтовки... Почти рядом с каждым погибшим мы нашли заклинившую М-16, которую он пытался починить прямо во время боя». Проблема привлекла внимание конгресса. 20 мая 1967 г. конгрессмен от Нью-Джерси отправил вырезку вышеупомянутой статьи Роберту Макнамаре, чтобы министр обороны не мог ссылаться на незнание.
В июле 2-й батальон 3-й дивизии морской пехоты понес тяжелые потери на фоне продолжающихся проблем с М-16. Капитан Джерри Терли описал переход своего батальона на новое оружие как «катастрофу... Нам просто приказали: "Положите свои М-14 в эту кучу и возьмите М-16 из этой кучи”. Случаев отказа оружия стало на 75% больше. Мы жаловались, а они только пожимали плечами: "Вы плохо их чистите”». Когда батальон потерял всех пятерых ротных командиров за 30 дней интенсивных сражений, некоторые офицеры открыто обвиняли в высоких потерях новую винтовку.
23-летний лейтенант Майкл Черневак в письме домой подробно описал одно из сражений, в ходе которого в их роте отказало 40 винтовок. Он также отправил копии письма своему конгрессмену Роберту Кеннеди и в газеты, включая The Washington Post, которая опубликовала его 29 октября. В ответ на это Корпус морской пехоты начал расследование, но не дефектов винтовки, а предполагаемого преступления автора письма — в результате Черневак получил официальный выговор. Между тем представитель компании Coltв Азии Канемицу Ито пришел к выводу, что претензии к «их продукту» были вполне обоснованными. Когда он решил встретиться с морскими пехотинцами, чтобы узнать их мнение, он словно попал в «логово злых, разъяренных львов». Большинство из них, сообщил Ито своему работодателю, ненавидели новую винтовку «и имели для этого причины». Однако ни заключение собственного сотрудника, ни лавина жалоб не заставили компанию Coltоткрыто признать проблему.
В конце концов американские солдаты и морпехи привыкли к М-16 и приучились к более бережному обращению с оружием. За следующие два года некоторые проблемы, выявленные в 1966 г., были устранены: с новым буфером отдачи, хромированным каналом ствола и рядом других конструктивных доработок новая модификация вызывала меньше нареканий. Тем не менее факт оставался фактом: более продвинутая и современная М-16 уступала в надежности АК-47. Еще один спорный момент касался того, насколько полезно было снабжать винтовку такой высокой скорострельностью, которая позволяла испуганным солдатам расстреливать целый магазин за три секунды в режиме «в белый свет как в копеечку».
По большому счету, история противостояния между М-16 и АК-47 хорошо иллюстрирует фундаментальное превосходство вьетнамской армии над американской – простота и надежность победила мнимую технологичность. Американским военным было от чего впасть в уныние и по другим причинам, поэтом армия США под конец Вьетнамской компании представляла жалкое зрелище. Но об этом – в следующей статье.
Может быть интересно