Найти в Дзене

От Маковского до скетчей: ГМПИР поздравляет с Днем художника и вспоминает яркие события 2025 года

8 декабря отмечается Международный день художника. Музей политической истории России, не являясь музеем художественным, тем не менее собрал за 106 лет своей работы солидную коллекцию полотен известных и не самых известных живописцев прошлого. Имеются в ней и настоящие жемчужины, которыми музей особенно гордится. О самых ярких экспонатах рассказывает хранитель фонда ИЗО и авторская графика ГМПИР Екатерина Костина: «Художественная коллекция Музея политической истории России насчитывает более пяти тысяч произведений художников из разных стран и разных периодов, начиная с середины XIX века и заканчивая нашими современниками. Эта коллекция отличается тематическим разнообразием. Большая часть, около одной пятой коллекции живописи и графики посвящена революционным событиям и выдающимся революционерам. Есть у нас и коллекция ленинской графики – первые изображения Владимира Ильича в карандаше и пастели. Например, это рисунки известного авангардиста Натана Альтмана и выдающегося художника по ф

8 декабря отмечается Международный день художника.

Музей политической истории России, не являясь музеем художественным, тем не менее собрал за 106 лет своей работы солидную коллекцию полотен известных и не самых известных живописцев прошлого. Имеются в ней и настоящие жемчужины, которыми музей особенно гордится.

О самых ярких экспонатах рассказывает хранитель фонда ИЗО и авторская графика ГМПИР Екатерина Костина:

«Художественная коллекция Музея политической истории России насчитывает более пяти тысяч произведений художников из разных стран и разных периодов, начиная с середины XIX века и заканчивая нашими современниками. Эта коллекция отличается тематическим разнообразием.

Большая часть, около одной пятой коллекции живописи и графики посвящена революционным событиям и выдающимся революционерам. Есть у нас и коллекция ленинской графики – первые изображения Владимира Ильича в карандаше и пастели. Например, это рисунки известного авангардиста Натана Альтмана и выдающегося художника по фарфору Сергея Чехонина. Кроме того, в нашем музее хранится много работ Николая Муратова и других художников, отражающих подвиг жителей блокадного Ленинграда и советских воинов.

Хранитель фонда ИЗО и авторская графика ГМПИР Екатерина Костина показывает журналистам экспонат из коллекции графических изображений В. И. Ленина. В руках – работа художника по фарфору Сергея Чехонина, в папке на столе – рисунок известного авангардиста Натана Альтмана. Фото: пресс-служба ГМПИР, апрель 2025 г.
Хранитель фонда ИЗО и авторская графика ГМПИР Екатерина Костина показывает журналистам экспонат из коллекции графических изображений В. И. Ленина. В руках – работа художника по фарфору Сергея Чехонина, в папке на столе – рисунок известного авангардиста Натана Альтмана. Фото: пресс-служба ГМПИР, апрель 2025 г.

Самую заметную роль в художественной коллекции музея занимают произведения художников еще царской России – Франца Крюгера, Константина и Владимира Маковских. Например, монументальное полотно «9 января 1905 года на Васильевском острове». Это не характерное, но безусловно знаковое произведение известного художника-жанриста Владимира Маковского.

Дополняют дореволюционную коллекцию работы замечательных художников-баталистов Ивана Владимирова, Николая Кравченко и в особенности Василия Верещагина. Выдающееся полотно из его знаменитой серии «Трилогия казней» посвящено казни народовольцев, участников покушения на императора Александра II 1 марта 1881 года. Эта картина находится в постоянной экспозиции музея – так же, как и вышеупомянутая работа Владимира Маковского.

«Казнь заговорщиков в России». В. Верещагин. ГМПИР, Фонд ИЗО и авторская графика
«Казнь заговорщиков в России». В. Верещагин. ГМПИР, Фонд ИЗО и авторская графика

На основе коллекции можно сказать, что художники на протяжении всего времени активно участвовали в художественной жизни страны и стремились в своих произведениях отразить знаменательные факты отечественной истории. При этом они старались не только показать выдающихся исторических личностей, но и отразить судьбы русского народа в условиях важнейших исторических событий».

Несмотря на то, что Музей политической истории России ограничен в выставочных пространствах, выставки живописи в ГМПИР – добрая традиция. Так, в Атриуме музея в этом году выставлялись наши современники: заслуженный художник и график, сотрудник крупнейших ленинградских печатных изданий Валерий Базунов, а также известный художник и скульптор Вячеслав Чеботарь, который именно в нашем музее впервые презентовал публике написанную 45 лет назад картину «Мечта о триумфе Золотого звена».

В мае отдельным событием выставки «Битва за Ленинград» стала демонстрация возвратившейся из реставрации эпической батальной картины «Встреча Волховского и Ленинградского фронтов», которая является совместной работой художников-блокадников Владимира Серова, Анатолия Казанцева и Иосифа Серебряного.

Картина «Встреча Волховского и Ленинградского фронтов в районе Петропоселка». В. Серов, А. Казанцев, И. Серебряный. ГМПИР, Фонд ИЗО и авторская графика
Картина «Встреча Волховского и Ленинградского фронтов в районе Петропоселка». В. Серов, А. Казанцев, И. Серебряный. ГМПИР, Фонд ИЗО и авторская графика

Другим знаковым живописным произведением, в 2025 году вернувшимся в музей после реставрации, стало упоминавшееся выше масштабное полотно художника Константина Маковского «9 января 1905 года на Васильевском острове».

Картина «9 января 1905 года на Васильевском острове». К. Маковский. ГМПИР, Фонд ИЗО и авторская графика. Фото: пресс-служба ГМПИР, ноябрь 2025 г.
Картина «9 января 1905 года на Васильевском острове». К. Маковский. ГМПИР, Фонд ИЗО и авторская графика. Фото: пресс-служба ГМПИР, ноябрь 2025 г.

Данное полотно стало частью постоянной музейной экспозиции, а сейчас оно демонстрируется еще и в рамках масштабного выставочного проекта, посвященного революционным событиям 1905–1917 годов, отразившихся в творчестве художников – как современников тех событий, так и тех, кто жил позже и создавал свои работы на основании воспоминаний участников вкупе с собственной фантазией.

Сам Музей политической истории России, расположенный в исторических особняках балерины Матильды Кшесинской и промышленника Василия Бранта, представляет интерес не только яркими полотнами из своих фондов, но и привлекает современных художников, желающих запечатлеть его подлинные интерьеры. Так, в 2025 году ГМПИР принимал у себя в гостях участников петербургского отделения международного клуба «Urban Sketchers».

Члены арт-сообщества «Urban Sketchers» рисуют Дубовую лестницу в особняке Бранта. Фото: пресс-служба ГМПИР, апрель 2025 г.
Члены арт-сообщества «Urban Sketchers» рисуют Дубовую лестницу в особняке Бранта. Фото: пресс-служба ГМПИР, апрель 2025 г.

Художники разошлись по экспозиционным залам и интерьерам музея, где устроились для создания скетчей. Одних авторов привлекли детали обстановки наподобие резной вазы, венчающей тумбу дубовой лестницы, других заинтересовал столик балерины Кшесинской...

Члены арт-сообщества «Urban Sketchers» делают наброски Дубовой лестницы в особняке Бранта. Фото: пресс-служба ГМПИР, апрель 2025 г.
Члены арт-сообщества «Urban Sketchers» делают наброски Дубовой лестницы в особняке Бранта. Фото: пресс-служба ГМПИР, апрель 2025 г.

На рисунках оказались и красноармейская буденовка, и знаменитая тачанка Нестора Махно, и элегантные интерьеры начала прошлого века.

Члены арт-сообщества «Urban Sketchers» рисуют с натуры фрагмент экспозиции «Матильда Кшесинская. Фуэте судьбы» в Музее политической истории России. Фото: пресс-служба ГМПИР, апрель 2025 г.
Члены арт-сообщества «Urban Sketchers» рисуют с натуры фрагмент экспозиции «Матильда Кшесинская. Фуэте судьбы» в Музее политической истории России. Фото: пресс-служба ГМПИР, апрель 2025 г.

Но живопись – это необязательно что-то далекое и покрытое пылью веков. Современные художники и обращаются к истории прошлого, и стараются сохранить для будущих поколений память о современных героях. Недавно открывшаяся на площадке музея выставка «НебоСВОд Донбасса» демонстрирует картины, которые являются частью собрания партнера ГМПИР – Донецкого республиканского художественного музея. Можно увидеть портрет первого Главы ДНР Александра Захарченко; ополченца, основателя и командира батальона «Сомали» Михаила Толстых; основателя и командира батальона «Спарта» Арсена Павлова; первого военнослужащего ДНР, удостоенного звания Героя России (посмертно), Владимира Жоги, который получил смертельные ранения, обеспечивая выход местных жителей из Волновахи, единственной женщины-командира, Героя ДНР и Героя России Ольги Качуры и других героев.

Вспоминая с благодарностью всех, кто писал картины в Музее политической истории России или для него, кто презентовал в его стенах свое творчество, а также тех мастеров, чьи картины находятся в коллекции ГМПИР, хочется пригласить гостей увидеть историю глазами художников — как вчерашних, так и сегодняшних.

Материал подготовлен пресс-службой ГМПИР