8 декабря отмечается Международный день художника.
Музей политической истории России, не являясь музеем художественным, тем не менее собрал за 106 лет своей работы солидную коллекцию полотен известных и не самых известных живописцев прошлого. Имеются в ней и настоящие жемчужины, которыми музей особенно гордится.
О самых ярких экспонатах рассказывает хранитель фонда ИЗО и авторская графика ГМПИР Екатерина Костина:
«Художественная коллекция Музея политической истории России насчитывает более пяти тысяч произведений художников из разных стран и разных периодов, начиная с середины XIX века и заканчивая нашими современниками. Эта коллекция отличается тематическим разнообразием.
Большая часть, около одной пятой коллекции живописи и графики посвящена революционным событиям и выдающимся революционерам. Есть у нас и коллекция ленинской графики – первые изображения Владимира Ильича в карандаше и пастели. Например, это рисунки известного авангардиста Натана Альтмана и выдающегося художника по фарфору Сергея Чехонина. Кроме того, в нашем музее хранится много работ Николая Муратова и других художников, отражающих подвиг жителей блокадного Ленинграда и советских воинов.
Самую заметную роль в художественной коллекции музея занимают произведения художников еще царской России – Франца Крюгера, Константина и Владимира Маковских. Например, монументальное полотно «9 января 1905 года на Васильевском острове». Это не характерное, но безусловно знаковое произведение известного художника-жанриста Владимира Маковского.
Дополняют дореволюционную коллекцию работы замечательных художников-баталистов Ивана Владимирова, Николая Кравченко и в особенности Василия Верещагина. Выдающееся полотно из его знаменитой серии «Трилогия казней» посвящено казни народовольцев, участников покушения на императора Александра II 1 марта 1881 года. Эта картина находится в постоянной экспозиции музея – так же, как и вышеупомянутая работа Владимира Маковского.
На основе коллекции можно сказать, что художники на протяжении всего времени активно участвовали в художественной жизни страны и стремились в своих произведениях отразить знаменательные факты отечественной истории. При этом они старались не только показать выдающихся исторических личностей, но и отразить судьбы русского народа в условиях важнейших исторических событий».
Несмотря на то, что Музей политической истории России ограничен в выставочных пространствах, выставки живописи в ГМПИР – добрая традиция. Так, в Атриуме музея в этом году выставлялись наши современники: заслуженный художник и график, сотрудник крупнейших ленинградских печатных изданий Валерий Базунов, а также известный художник и скульптор Вячеслав Чеботарь, который именно в нашем музее впервые презентовал публике написанную 45 лет назад картину «Мечта о триумфе Золотого звена».
В мае отдельным событием выставки «Битва за Ленинград» стала демонстрация возвратившейся из реставрации эпической батальной картины «Встреча Волховского и Ленинградского фронтов», которая является совместной работой художников-блокадников Владимира Серова, Анатолия Казанцева и Иосифа Серебряного.
Другим знаковым живописным произведением, в 2025 году вернувшимся в музей после реставрации, стало упоминавшееся выше масштабное полотно художника Константина Маковского «9 января 1905 года на Васильевском острове».
Данное полотно стало частью постоянной музейной экспозиции, а сейчас оно демонстрируется еще и в рамках масштабного выставочного проекта, посвященного революционным событиям 1905–1917 годов, отразившихся в творчестве художников – как современников тех событий, так и тех, кто жил позже и создавал свои работы на основании воспоминаний участников вкупе с собственной фантазией.
Сам Музей политической истории России, расположенный в исторических особняках балерины Матильды Кшесинской и промышленника Василия Бранта, представляет интерес не только яркими полотнами из своих фондов, но и привлекает современных художников, желающих запечатлеть его подлинные интерьеры. Так, в 2025 году ГМПИР принимал у себя в гостях участников петербургского отделения международного клуба «Urban Sketchers».
Художники разошлись по экспозиционным залам и интерьерам музея, где устроились для создания скетчей. Одних авторов привлекли детали обстановки наподобие резной вазы, венчающей тумбу дубовой лестницы, других заинтересовал столик балерины Кшесинской...
На рисунках оказались и красноармейская буденовка, и знаменитая тачанка Нестора Махно, и элегантные интерьеры начала прошлого века.
Но живопись – это необязательно что-то далекое и покрытое пылью веков. Современные художники и обращаются к истории прошлого, и стараются сохранить для будущих поколений память о современных героях. Недавно открывшаяся на площадке музея выставка «НебоСВОд Донбасса» демонстрирует картины, которые являются частью собрания партнера ГМПИР – Донецкого республиканского художественного музея. Можно увидеть портрет первого Главы ДНР Александра Захарченко; ополченца, основателя и командира батальона «Сомали» Михаила Толстых; основателя и командира батальона «Спарта» Арсена Павлова; первого военнослужащего ДНР, удостоенного звания Героя России (посмертно), Владимира Жоги, который получил смертельные ранения, обеспечивая выход местных жителей из Волновахи, единственной женщины-командира, Героя ДНР и Героя России Ольги Качуры и других героев.
Вспоминая с благодарностью всех, кто писал картины в Музее политической истории России или для него, кто презентовал в его стенах свое творчество, а также тех мастеров, чьи картины находятся в коллекции ГМПИР, хочется пригласить гостей увидеть историю глазами художников — как вчерашних, так и сегодняшних.
Материал подготовлен пресс-службой ГМПИР