Найти в Дзене
ЭраАвто

Все категории водительских прав в России: полный разбор системы, условия получения и штрафы за неправильное управление

Оглавление

Система водительских категорий в России сегодня представляет собой продуманную и многослойную структуру, которая охватывает почти все возможные типы транспортных средств. Это не всегда было так: еще десять–пятнадцать лет назад водителю достаточно было открыть несколько базовых категорий, тогда как сейчас перечень стал значительно шире и гибче. Масштабная реформа 2014 года полностью изменила подход государства к классификации транспортных средств. На обороте удостоверения появилась сетка из 16 пунктов, где отражены как основные категории, так и подкатегории, уточняющие тип ТС и особенности управления.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Современная система включает 10 основных категорий и 6 подкатегорий, формирующих целостную и детализированную классификацию, позволяющую максимально точно определять уровень подготовки водителя и допустимые виды транспортных средств.

Ниже — полный разбор всех категорий, зачем они нужны, что требуется для их открытия, и какие штрафы предусмотрены за управление транспортом без соответствующей отметки.

Зачем нужны категории прав и почему так важна их точность

Любое транспортное средство — источник повышенной опасности. Управление мотоциклом, автомобилем, автобусом или трамваем требует разных навыков, уровня подготовки и ответственности. Государство не только определяет возрастные ограничения, но и устанавливает требования к обучению, экзаменам и медицинскому допуску.

Чем сложнее и массивнее транспорт, тем жестче критерии для водителя. Поэтому система категорий и подкатегорий — не формальность, а инструмент безопасности.

Если человек садится за руль транспортного средства, категория которого не соответствует его водительскому удостоверению, последствия будут серьезными. Такая езда приравнивается к управлению автомобилем без прав.

По статье 12.7 КоАП РФ за это предусмотрен штраф от 5 000 до 15 000 рублей, а автомобиль будет эвакуирован на спецстоянку. Это не только финансовые потери, но и необходимость тратить время на возврат транспортного средства и уплату дополнительных сборов за хранение.

Основные категории водительских прав

Согласно действующему законодательству, в России выделяют десять базовых категорий — от мопедов до трамваев и троллейбусов.

Категория М

Мопеды, скутеры, легкие квадрициклы (до 50 куб. см, скорость до 50 км/ч)

Эта категория считается начальной и автоматически открывается при получении любой старшей категории: В, А, С и других. Однако при отсутствии других категорий получить М можно отдельно — с 16 лет, после прохождения медкомиссии и обучения.

Категория А

Все мотоциклы, включая мощные свыше 125 куб. см и 11 кВт

Для получения требуется обучение в мотошколе и сдача теории и практики. При открытии А автоматически активируется подкатегория А1.

Доступна с 18 лет.

Категория В

Легковые автомобили до 3,5 т и до 8 пассажирских мест

Это самая массовая категория в России. Позволяет управлять:

  • легковыми автомобилями;
  • внедорожниками;
  • минивэнами;
  • легкими грузовиками;
  • автомобилями с прицепом до 750 кг;
  • автомобилями с прицепом более 750 кг, если суммарная масса не превышает 3,5 т.

На обучение можно пойти с 16 лет, сдавать экзамен — с 18 лет.

Категория В автоматически открывает подкатегорию В1, связанную с трициклами и квадрициклами с автомобильным типом управления (AS).

Категория ВЕ

Легковые автомобили с тяжелым прицепом

Необходима, если прицеп весит более 750 кг и превышает массу автомобиля.

Получить можно с 19 лет при наличии категории В и стаже от года.

Категория С

Грузовики массой более 7,5 т (и от 3,5 т в подкатегории)

Категория открывается с 18 лет. Позволяет управлять грузовыми транспортными средствами с прицепами до 750 кг.

Автоматически открывается подкатегория С1 для автомобилей от 3,5 до 7,5 т.

Категория СЕ

Грузовики с тяжелыми прицепами и полуприцепами

Открывается с 18 лет при наличии годичного стажа по категории С.

Позволяет управлять крупногабаритными составами.

Подкатегория — С1Е (легкие грузовики категории С1 с тяжелыми прицепами).

Категория D

Автобусы с количеством пассажирских мест более 8

Требования:

  • возраст от 21 года;
  • наличие водительских прав категорий В или С.

Включает подкатегорию D1 — автобусы на 8–16 пассажиров.

Категория DE

Автобусы с прицепом массой более 750 кг, включая сочлененные "гармошки"

Самая сложная категория. Требует:

  • возраст 22+ лет;
  • стаж по D не менее 12 месяцев.

Дополнительно открывает подкатегорию D1E.

Категория Тm

Управление трамваями

Специализированная категория для электротранспорта на рельсах.

Доступна с 21 года.

Категория Тb

Управление троллейбусами

Тоже доступна с 21 года. Требует специализированного обучения.

Подкатегории водительских прав

Подкатегории уточняют типы транспорта, находящиеся между основными классами.

А1

Легкие мотоциклы до 125 куб. см.

Доступна с 16 лет.

В1

Трициклы и квадрициклы.

Зависит от типа посадки — мотоциклетная или автомобильная.

С1

Грузовики массой 3,5–7,5 т.

С1Е

Составы категории С1 с тяжелыми прицепами.

D1

Малые автобусы до 16 мест.

D1Е

Малые автобусы с большими прицепами.

Что нужно для открытия категорий

Вне зависимости от выбранного транспорта, порядок действий примерно одинаков:

  1. Медицинская комиссия. Проверяет зрение, психоневрологическое состояние, наличие противопоказаний.
  2. Обучение в лицензированной автошколе или учебном центре
  3. Экзамены в ГИБДД
    Теоретическая часть
    Практика: автодром и город (кроме трамваев и троллейбусов, где экзамен проходит на специализированных маршрутах)
  4. Возрастные ограничения
    М — 16 лет
    А1 — 16 лет
    А, В, С — с 18 лет
    ВE, CE — с 19 лет (при стаже 1 год)
    D — с 21 года
    DE — с 22 лет
    Tm, Tb — с 21 года

Штрафы за управление транспортом без категории

Если водитель сел за руль автомобиля, мотоцикла или другого транспортного средства, категория которого отсутствует в его правах, применяется статья:

Статья 12.7 КоАП РФ

Управление ТС водителем, не имеющим права управления.

Наказание:

  • Штраф 5 000–15 000 рублей
  • Эвакуация автомобиля на штрафстоянку
  • Дополнительные расходы за хранение и доставку машины
  • Возможные проблемы с работодателем, если нарушение произошло на служебном транспорте

Если водитель передал управление лицу без категории — штраф получит и он.

Итог: что нужно помнить о категориях водительских прав

Сегодня система категорий в России охватывает практически все существующие виды транспорта. После реформы 2014 года она стала значительно точнее, что повысило безопасность на дорогах и снизило риск допуска неподготовленных водителей к сложной технике.

Главное, что должен понимать каждый водитель: категория в правах — это не формальность, а обязательное подтверждение квалификации.

И управление транспортом без соответствующей отметки неизбежно приводит к крупным штрафам и эвакуации автомобиля.