Найти в Дзене
Энергознание

Мощный довод ЗА и четыре угрозы для ВИЭ

Фото: АРВЭ Третьего декабря 2025 года в Москве состоялась III ежегодная конференция «Возобновляемая энергетика России: технологии энергоперехода», организованная Ассоциацией развития возобновляемой энергетики (АРВЭ). Как главный лоббист молодой индустрии, АРВЭ обсудила с представителями федеральных органов власти, инфраструктурных организаций, финансовых институтов и ведущих компаний сектора ключевые вопросы, определяющие перспективы развития ВИЭ в нашей стране. В электроэнергетике ускоряются структурные изменения. За последние два года экономика проектов кардинально поменялась. Заёмные деньги сильно подорожали, недаром среди критериев конкурентоспособности проектов на первое место вышла скорость их реализации. Важно, что солнечную или ветровую электростанцию можно построить гораздо быстрее, чем газовую или угольную. Проведенные Системным оператором и Администратором торговой системы отборы проектов строительства объектов новой генерации, показали, что ВЭС и СЭС могут эффективно конкур
Фото: АРВЭ
Фото: АРВЭ

Третьего декабря 2025 года в Москве состоялась III ежегодная конференция «Возобновляемая энергетика России: технологии энергоперехода», организованная Ассоциацией развития возобновляемой энергетики (АРВЭ). Как главный лоббист молодой индустрии, АРВЭ обсудила с представителями федеральных органов власти, инфраструктурных организаций, финансовых институтов и ведущих компаний сектора ключевые вопросы, определяющие перспективы развития ВИЭ в нашей стране.

В электроэнергетике ускоряются структурные изменения. За последние два года экономика проектов кардинально поменялась. Заёмные деньги сильно подорожали, недаром среди критериев конкурентоспособности проектов на первое место вышла скорость их реализации. Важно, что солнечную или ветровую электростанцию можно построить гораздо быстрее, чем газовую или угольную. Проведенные Системным оператором и Администратором торговой системы отборы проектов строительства объектов новой генерации, показали, что ВЭС и СЭС могут эффективно конкурировать с другими видами генерации, выигрывая в цене до 50–70 %.

В 2025 году АРВЭ предложила ввести в условия государственных конкурсов ДПМ ВИЭ установку на объектах электрохимических накопителей энергии. АРВЭ отмечает, что подобные структурные изменения создают мощный импульс для технологий энергоперехода и устойчивого долгосрочного развития российской энергосистемы.

Важно отметить, что ВИЭ получили официальную «прописку», то есть стали равноправными источниками энергии для ЕЭС России наряду с ТЭС, ГЭС и АЭС.

Какие же у отрасли возникли угрозы? Во-первых, это снижение качества оборудования. В условиях перепроизводства солнечных панелей их поставщики вынуждены применять различные удешевляющие решения, такие как тонкие защитные стёкла и несущие рамы, замена фторопластовых защитных покрытий (для односторонних модулей) на полиамидные (подробнее смотрите, щёлкнув здесь) и другие.

Маркетологи склонны к стадному инстинкту. Если раньше они дружно гнались за качественными показателями (долговечность, надёжность, унификация модулей), то сейчас перешли на количественные (мощность модуля, КПД, скорость выпуска на рынок и смены модельного ряда). Для операторов солнечных электростанций это выливается в снижение затрат капитальных и увеличение операционных.

В ветровой энергетике компании-производители гонятся за единичной мощностью ветрогенераторов, объявляя о выпуске всё более грандиозных конструкций. Подходящих участков для их размещения, как вы понимаете, мало – даже на море. Китайские поставщики ветровых турбин вынуждают конкурентов по всему миру снижать цены, внедряя экономичные (читай: не всегда надёжные) решения и элементы.

Во-вторых, померк облик ВИЭ как климатической и экологической палочки-выручалочки. Когда индустрия набрала достаточно большие обороты, во весь рост встали проблемы переработки отработавших своё лопастей ветряков и солнечных модулей, а также электрохимических аккумуляторов, используемых для сглаживания неравномерной выработки. Проблемы эти оказались непростыми.

Скепсис легендарного советского физика Петра Капицы касательно низкой плотности потока возобновляемой энергии был опровергнут резким удешевлением производственных технологий, но нам ещё предстоит создать эффективные способы утилизации отслужившего оборудования.

В-третьих, перспектива трансформации электроэнергетики идёт оттуда, откуда её никак не ждали. Энергия эфира, квантового вакуума и нулевой точки ещё пять лет назад считались псевдонаучными терминами, но сегодня всё меняется. Вскрылась связь ядерного синтеза с квантовым вакуумом и стало ясно, что извлечение энергии из него было под запретом из-за угрозы распространения оружия массового поражения. В 1950-х, когда американские и советские учёные-физики взорвали первые водородные заряды, выяснилось, что выделившаяся энергия более чем в два раза превышает расчётную. «Отец» советской водородной бомбы академик Андрей Сахаров сразу сообразил, что физики зачерпнули энергию квантового вакуума. Кстати, Сахаров – автор теории теорию индуцированной гравитации, тоже связанной с флуктуациями квантового вакуума.

Даже если бы запрета на энергию эфира не было, в прошлом веке это не помогло бы, поскольку технологии просто не были готовы. Например, только недавно появились сверхмощные магниты со сверхпроводящими обмотками и аттосекундные лазеры, способные «вскипятить вакуум», преодолев барьер Швингера.

Сейчас за рубежом идёт гонка за эфирными источниками энергии. Заключены коммерческие договоры на поставку энергии ядерного синтеза уже с 2028 года. А проблема нераспространения оружия массового поражения решается очень просто – генераторы будут размещаться на хорошо охраняемых площадках атомных электростанций, которые зачастую расконсервируются именно для этого.

В-четвёртых, появились принципиально новые подходы к физике, а с ними – и принципиально новые источники энергии. Так, небольшая компания Brilliant Light Power из Пенсильвании под руководством учёного-физика Рэнделла Миллса дорабатывает и готовит к серийному производству прототипы своей оригинальной энергоустановки SunCell. Всепогодный безуглеродный генератор SunCell работает на водороде, но не сжигает его, а переводит в ранее неизвестную науке гидринную форму, получая в двести раз больше энергии, чем выделяется при сжигании водорода или его окислении в топливных элементах. Небольшая часть вырабатываемой энергии тратится на разложение воды, так что можно считать, что SunCell работает на воде. До смешного малая себестоимость киловатт-часа (десять копеек) и мизерные капитальные затраты (менее ста долларов за киловатт установленной мощности) отсекают практически всех конкурентов, в том числе солнечные и ветровые станции. Подробности смотрите, щёлкнув здесь.

На конференции АРВЭ об этом, конечно, не говорили. Дело в том, что отраслей гидринной генерации и ядерного синтеза ещё нет (тем более в нашей стране), а потому нет и потребности в лоббистах для них. Однако ясно, что ВИЭ приближаются к пределам своего распространения, а в 2030-е уже будут клониться к закату.

Теги: АРВЭ, будущее возобновляемой энергетики в России, есть ли пределы у ВИЭ-генерации, что заменит возобновляемые источники энергии, hydrino energy, Randell Mills, электростанции прохладного ядерного синтеза.

______________________________

Спасибо за ваши комментарии и лайки. Нам важно, что вы нас читаете.