Кто не мечтал в детстве сняться в кино? Другое дело, что с возрастом некоторые не будем тыкать пальцем хотя это был слоненок мечтают (а кто-то и не только мечтает) посмотреть, к лицу ли ему кресло режиссёра, или берутся за сценарий. В любом случае, взглянуть хотя бы одним глазком на то, что происходит там, по другую сторону экрана, хотелось бы каждому. И такая возможность есть — экскурсия на Мосфильм.
Маршрут единый, но, как известно, нельзя дважды войти в одну воду. Качество экскурсии будет зависеть от экскурсовода Мосфильма, а наполнение — от того, какие павильоны будут открыты во время экскурсии, а какие закрыты на время съёмок или подготовки к ним.
Расскажу в двух словах, что вам предстоит увидеть. Прежде всего, музей. Зал золотого века Мосфильма, коллекция ретро-автомобилей, элементы декораций к фильмам, изделия гримерного и макетного цехов. Съёмочные павильоны и натурные площадка Старая Москва и Старый Санкт-Петербург. Именно натурная площадка произвела на меня самое большое впечатление и о них я расскажу сегодня.
Это почти целый город, расположенный под открытым небом. Площадь примерно 10 780 м².
Декорации Старой Москвы были возведены в 2003 году и стилизованы под район Москвы рубежа XIX–XX веков. Изначально уличный комплекс общей площадью 10780 кв. м создавался для «Всадника по имени Смерть» Шахназарова.
Брусчатка самая настоящая, а вот дома с колоннами и статуями, резными окнами и дверями, замысловатыми вывесками только кажутся каменными, на самом деле всё выполнено из дерева, фанеры, пенопласта и гипса. Здесь снимали не только Москву, и Санкт-Петербург, но и Лондон, Париж, и даже города в пустыне. Привозили и засыпали песок, а среди «дюн» разгуливал самый настоящий верблюд.
Если же надо поменять один европейский город на другой, часто ограничиваются сменой вывески, штор, добавлением легких деталей. Ну и, конечно, ракурсом съемки. Так, здание музея и или суда может «лёгким движением руки» преобразится в ресторан или даже лавку, а то и жилище знатного сеньора. Если бюджет позволяет, то здания могут перекрасить или даже перестроить, но глобальная перестройка происходит не часто, раз в 10-15 лет, обычно обходятся «малой кровью». Главное, чтобы в кадр не попали выглядывающие из-за старинного города современные высотки.
Нас попросили не заходить в дома, не открывать двери и вести себя осмотрительнее. Оно и понятно, декорации хотя и выглядят внушительно, но предназначены только для фасадных натурных съёмок, съёмки же внутри домов происходят в специальных павильонах.
В павильонах собирается специальная обстановка под сцену фильма, но сначала она рисуется на эскизе. Первоначальный эскиз не обязательно будет совпадать во всех деталях. Если обстановка экзотическая и вряд ли кому-то в ближайшее время понадобится, то после съёмки фильма её разбирают. Если ходовая — к примеру, церковь (в таком павильоне нам как раз удалось побывать), то оставляют для других проектов.
Почему? Нам рассказали, что в реальную церковь попасть на съёмки, получив все разрешения, очень и очень затруднительно, да и опять же — выезд куда-то на место для натурных съёмок — дело дорогое. А на бюджете стараются сэкономить.
Конечно, натурные площадки и съёмочные павильоны — это не всё, что вы увидите. Возможно, вас больше поразят предметы и костюмы из культовых фильмов, их история, секреты нанесения грима, аниматроника и целая витрина заслуженных наград Мосфильма. Но об этом — в следующий раз.