Кукурузина, газовое пламя, парус – как только не называют самое высокое здание Европы и самый северный небоскреб «Лахта Центра».
Лахта Центр – новый квартал современной архитектуры Петербурга уверенно завоевывает любовь Петербуржцев и гостей города.
Любовь сложилась не сразу, ведь изначально строительство планировалось на Охтинском мысу, на месте, где в XVII веке располагалась шведская крепость Ниеншанц, в XVIII в. садовый питомник, а в XIX в. на этой территории существовала Охтинская корабельная верфь (новые археологические раскопки указывают на неоднократное заселение данной территории начиная с эпохи неолита и раннего металла (5–2 тыс. до н.э.).
Проект «Охта-центр» сразу вызвал общественный резонанс. Закрывать обнаруженный культурный слой высотным сооружением, которое вдобавок нарушит панораму городского горизонта своей вертикалью, в историческом районе было нельзя. Долгое время шла борьба между «Газпром нефть» и общественностью, за данную территорию. Возможно поэтому многие Петербуржцы до сих пор не были в новом пространстве, которое в итоге нашло свой приют у берега Финского залива, в Приморском районе.
Изменилась и концепция. Автор проекта, архитектор Тони Кеттл (Tony Kettle, компания RMJM), призывает учиться у природы, заимствовать там геометрические решения для современной архитектуры. Архитектура башни необычная - пять крыльев высотки закручиваются на 90°, в плане похожи на «пятилистник» или языки газового пламени, по роду деятельности компании «Газпром». Но архитектурная концепция достаточно многогранна. На сайте комплекса, например, башня сравнивается с ледяным торосом, а соседнее многофункциональное здание с расколотым айсбергом. «Органичная шпилеобразная форма башни символизирует силу воды, а специфический стеклянный фасад позволяет небоскребу менять цвет в зависимости от положения солнца, создавая впечатление живого объекта.» - говорится на сайте «Лахта центра».
Лахта Центр стал первым российским небоскребом, получившим мировую премию в области высотной архитектуры Emporis Skyscraper Awards — за необычную форму башни, комплекс «зеленых» решений и технологические инновации, обойдя при этом сотни конкурентов! В арсенале уже не один десяток международных и российских наград.
Архитектурная концепция была выполнена компанией ЗАО «Горпроект», совместно с RMJM. Главный конструктор и заместитель генерального директора ЗАО «Горпроект» Владимир Ильич Травуш, известный российский конструктор-строитель, архитектор, академик и вице-президент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), один из проектировщиков конструкций и инженерных систем Останкинской башни, строительство которой было завершено в 1967 г. ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений. Также, «Горпроект» принимал участие в архитектурной концепции башни «Эволюция» в Москве (проектная и рабочая документация).
У каждого века своя архитектура и технологии. При строительстве уникального сооружения были применены и уникальные решения. Например, самый известный факт о непрерывной заливке фундамента в течении 49 часов специально разработанным для этого бетоном. Была выстроена специальная логистика, позволяющая бетоновозам всех имеющихся заводов города беспрепятственно добираться до места строительства. Этот рекорд внесен в Книгу Гиннесса. В качестве основания для фундамента башни используются буронабивные сваи: всего 264 бетонные сваи диаметром два метра и глубиной бурения 72 и 82 метра. Это не только самый высокий небоскреб, но и самый глубокий (шутят экскурсоводы во время посещения башни, ведь для сравнения высота храма Спас на Крови – 81 метр, вот такая же глубина у свай).
Основной элемент конструкции башни – ядро, внизу его диаметр 24,5 метра, к верху оно значительно сужается. Доходит ядро до 86-го этажа. В нем сосредоточены все коммуникации, важные для жизнеобеспечения высотного здания, лифтовые шахты и зоны безопасности. Всего в здании 56 лифтов, из них 54 пассажирских. На одном из них гости поднимаются на смотровую площадку сначала 83, затем 86 этажа. Лифт поднимается на 83 этаж за 1 минуту 15 секунд. До 83 этажа сквозной подъем, поэтому на этаже установлены шлюзовые двери, чтобы исключить обратную тягу. В нашей стране такие двери производит лишь одна компания.
Прорывом в гражданском строительстве было и использование композитных колонн, которые обычно применяются в мостостроении. Состоят они из стального сердечника, залитого бетоном (это, кстати, еще и одно из решений противопожарной безопасности, по опыту трагедии с башнями близнецами, где металлические колонны расплавились и усугубили ситуацию). На последних этажах композитная колонная заменяется на круглые стальные. Всего было задействовано 12 металлургических заводов, 2 из которых зарубежные.
Долгое время горожане обсуждали, почему комплекс не вводят в эксплуатацию и ходили слухи, что высотка не может пройти противопожарную безопасность. Однако, это не так. В здании инновационная система пожаротушения, которая использует тонкораспыленную воду. При ее срабатывании пожар тушит не «дождь», а очень плотный густой туман, который поглощает сажу и угарный газ. Также предусмотрены автоматическое спринклерное орошение фасадного остекления и огнезащитные шторы в интерьерных зонах.
Завершается башня шпилем, его высота 117 метров (для сравнения высота Петропавловского собора со шпилем 122,5 метров, шпиль отдельно – 40 м). На 86 этаже располагается отделение «Почты», откуда совершенно бесплатно можно отправить открытку с видом Петербурга себе или близким людям.
Попасть сейчас на экскурсию в башню и соседнее многофункциональное здание не сложно, билеты продаются на официальном сайте.
Если вы хотите посетить башню с экскурсией только своей семьей или компанией друзей, коллег, могу вам помочь с организацией. Это эксклюзивная возможность, доступная частным гидам, как я.
И напоследок - рекомендация для фотографов. На сайте Лахта Центра проходит фотоконкурс, публикуйте свои фото Лахты в соцсетях с хештегами #лахтацентр или #lakhtacenter лучшие фото появятся в аккаунтах Лахта Центра. Это отличный способ для своего продвижения) всем удачи!