Найти в Дзене
Российские Древности

Древности Марий Эл. Выпуск 6: дом Пчелина

В середине XVIII века на улицах небольшого уездного Царевококшайска – нынешней Йошкар-Олы – появилось здание, которое резко выделялось на фоне привычной деревянной застройки. Двухэтажный каменный особняк с арочными окнами, метровой толщины стенами и глубокими подвалами стал первым капитальным строением в городе. Сегодня дом Пчелина – старейшая из сохранившихся жилых построек Йошкар-Олы. Зданию присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения. Царевококшайское двухклассное городское училище. Фоторепродукция 1901 г. В.А. Мошкова с гравюры А.Б. Шлипера https://olacity.ru/article.php?id=21 Примечательно, что до этого момента кирпич, произведенный на обширной территории Российской империи, предназначался почти исключительно для возведения новой столицы – Санкт-Петербурга. Когда ограничения отменили, местный купец Иван Андреевич Пчелин решился на проект, масштаб которого трудно было представить в захолустном городке с населением в несколько сотен человек. Примечательно, ч

В середине XVIII века на улицах небольшого уездного Царевококшайска – нынешней Йошкар-Олы – появилось здание, которое резко выделялось на фоне привычной деревянной застройки. Двухэтажный каменный особняк с арочными окнами, метровой толщины стенами и глубокими подвалами стал первым капитальным строением в городе. Сегодня дом Пчелина – старейшая из сохранившихся жилых построек Йошкар-Олы. Зданию присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения.

Царевококшайское двухклассное городское училище. Фоторепродукция 1901 г. В.А. Мошкова с гравюры А.Б. Шлипера https://olacity.ru/article.php?id=21

Примечательно, что до этого момента кирпич, произведенный на обширной территории Российской империи, предназначался почти исключительно для возведения новой столицы – Санкт-Петербурга. Когда ограничения отменили, местный купец Иван Андреевич Пчелин решился на проект, масштаб которого трудно было представить в захолустном городке с населением в несколько сотен человек. Примечательно, что в уезде на тот момент практически не существовало кирпичного производства, и его пришлось организовывать специально, в том числе силами самого купца.

-2

Дом Пчелина. 1927–1929 гг. https://historical-baggage.ru/post/dom-kupca-pchelina-449

Современники описывали строительство как «баснословное по финансовым затратам». Однако результат, по общему мнению, оправдал вложения: по свидетельствам очевидцев, дом мог бы «красоваться даже на главных проспектах Петербурга». Разумеется, подобные оценки несут отпечаток провинциального восхищения, но архитектурные достоинства здания признавали и позднейшие исследователи.

-3

Современное состояние. Фото Алексея Паевского, май 2025 года

Купеческая династия Пчелиных

История рода Пчелиных в Царевококшайске охватывает более столетия и три поколения предпринимателей. Основателем династии считается Андрей Иванович Пчелин (1683–1745), заложивший фундамент семейного капитала. Его сын Иван Андреевич (1723–1792) вывел семейное дело на качественно новый уровень: именно при нём были построены оба каменных дома и Вознесенская церковь, а сам он в 1787 году получил звание купца первой гильдии. Третье поколение представлял Ефрем Иванович (1746–1824), который продолжил торгово-промышленную деятельность отца и, в частности, приобрел в 1792 году Тальскую бумажную фабрику в Симбирской губернии.

Деловые интересы Пчелиных отличались разнообразием. Семья занималась торговлей, винокурением, арендой земель. Особое место в их хозяйстве занимало кожевенное производство – принадлежавший им завод выпускал красную юфть, ценившуюся на рынке. Пчелины активно осваивали лесные ресурсы края. На реке Кокшаге работали также их мукомольные мельницы.

Такая разносторонняя деятельность приносила ощутимый доход. По сохранившимся данным, денежный капитал Ивана Андреевича в середине 1780-х годов составлял около 10 050 рублей. Для сравнения: эта сумма превышала совокупное богатство всех остальных восьми купеческих семей Царевококшайска вместе взятых. Современные источники характеризуют его как «самого богатого человека всего Марийского края» того времени.

Финансовое могущество подкреплялось официальным признанием. Иван Андреевич был пожалован почётным званием «именитый гражданин города» – редкой для провинции привилегией, подчеркивавшей его статус. С 1757 по 1762 год он занимал должность городского бургомистра, то есть фактически возглавлял местное самоуправление.

Часть своего состояния купец направлял на благотворительность и храмовое строительство. На его средства были возведены Вознесенская церковь в Царевококшайске (1756) и Спасская церковь в уезде (1765). По мнению краеведа Степана Осиповича Дерюжева, архитектурный замысел этих построек напоминал средневековые комплексы, где «два дома и церковь домовладельца представляли группу каменных зданий, соединенных ходами и обнесенных каменной стеною».

После смерти Ивана Андреевича в 1792 году благополучие семьи начало клониться к упадку. Из всех мужчин рода долгую жизнь прожил только Ефрем Иванович, скончавшийся в возрасте 78 лет. Остальные представители мужской линии, согласно имеющимся сведениям, умирали молодыми от чахотки. К 1830 году род «именитого гражданина» прекратил существование.

В 1825 году вдова последнего владельца Е. М. Пчелина начала сдавать фамильный особняк в аренду, а в 1837 году продала его казне. Так завершилась история дома как частного владения — и началась его новая жизнь в качестве государственного учреждения.

Архитектура дома: провинциальное барокко

Даже на фоне современной застройки дом Пчелина остаётся заметным ориентиром, а для середины XVIII века его размеры и облик были по-настоящему необычны для уездного города.

Согласно расчётам Дерюжева, здание вытянуто в длину примерно на 42–43 метра при ширине около 13 метров. Наружные и большинство внутренних стен имеют толщину около метра. Для частного жилого дома это скорее характеристики небольшого укрепления, чем «обычных» городских палат. Толстые стены обеспечивали хорошую теплоизоляцию и устойчивость. Именно они, по оценкам исследователей, помогли дому выдержать промышленную нагрузку в годы войны и дожить до наших дней в относительной сохранности.

-4
-5

Чертеж здания Царевококшайского уездного училища. [1822–1825 гг.] https://historical-baggage.ru/post/dom-kupca-pchelina-449

Нижний этаж воспринимается более тяжёлым: его фасады подчеркнуты крупной каменной кладкой, придающей основанию визуальный вес. Верхний, напротив, кажется легче: здесь больше света, гладкие плоскости стен и стройный ряд арочных окон. По главному фасаду окна расположены ритмично, но отличаются размерами: крупные и более высокие чередуются с меньшими. Такое решение для провинциального города середины XVIII века было крайне нетипичным и воспринималось как признак «столичной» архитектурной культуры.

Внутреннее убранство дома, по свидетельствам дореволюционных авторов, было не менее впечатляющим, чем фасады. Нижний этаж занимали сравнительно небольшие комнаты с простыми сводчатыми перекрытиями. Там могли находиться хозяйственные помещения, кладовые и, возможно, часть служебных комнат.

-6

Дом Пчелина. 1927–1929 гг. https://historical-baggage.ru/post/dom-kupca-pchelina-449

Главное богатство скрывал второй этаж. Потолки в жилых комнатах представляли собой сложные своды в форме усеченной четырехгранной «пирамиды» с плавно изогнутыми ребрами. Такие формы характерны для позднего барокко и раннего классицизма: они создавали игру света и тени и позволяли разместить лепной орнамент вдоль линий свода.

Сохранившиеся описания интерьеров упоминают:

  • своды верхнего этажа, декорированные лепниной в стиле барокко;
  • настенные росписи, в том числе масляными красками;
  • многоцветные изразцы (по найденным фрагментам – белые с зеленой росписью), вероятнее всего – облицовку печей;
  • наличие парадных и черных лестниц;
  • глубокие подвалы под домом.

К началу XX века значительная часть первоначального декора была утрачена или закрашена в ходе многочисленных ремонтов. Однако при реставрационных работах находили фрагменты старых росписей и изразцов, что подтверждает богатство интерьеров в XVIII веке.

Архитектурные загадки

Именно планировка верхнего этажа породила одну из главных тайн дома. Этнограф Валентин Мошков, обследовавший здание в конце XIX века, обратил внимание: в комнатах, соответствующих малым окнам фасада, своды заметно ниже, чем в помещениях с большими окнами. При этом со стороны чердака поверхность перекрытий казалась практически горизонтальной.

Из этого исследователи сделали вывод: над частью помещений должны существовать пустоты, своеобразный «второй этаж» между сводами комнат и настилом чердака. Входов в эти объёмы обнаружено не было. Отсюда и родились многочисленные предположения: от скрытых кладовых до потайных комнат.

-7

Первый этаж. Фото Алексея Паевского, май 2025 года

-8

Охранная табличка. Фото Алексея Паевского, май 2025 года

Еще один спорный элемент – ниши в стенах нижнего этажа. Они имели небольшую высоту (порядка 70–80 см) и уходили в толщу стены примерно на половину ее ширины. Назначение этих ниш до сих пор не установлено. Сам Мошков предполагал, что это могли быть заложенные проемы, ведущие в подземелья или дополнительные подвалы. Современных инженерных обследований с вскрытием конструкций не проводилось, поэтому говорить об их истинной функции можно только в форме гипотез.

-9
-10

Верхний этаж. Фото Алексея Паевского, май 2025 года

Легенды о подземных ходах

Рассказы о подземных тоннелях, ведущих от дома Пчелина в разные части города и далеко за его пределы, относятся к числу наиболее живучих городских легенд.

Согласно фольклорным преданиям (источников, подтверждающих это документально, не выявлено), из подвалов особняка якобы можно было попасть:

  • к колокольне соседней Вознесенской церкви;
  • к мельнице, стоявшей «под дном» Кокшаги;
  • к кожевенным заводам Пчелиных;
  • к сосновому бору за городом;
  • к некоему пункту на расстоянии около 30–35 вёрст, между рекой Кундыш и деревней Потапкино.

Ни один из таких маршрутов в настоящее время археологически не подтверждён; их следует рассматривать как элемент местного фольклора, отражающий впечатление горожан от масштабов богатства Пчелиных и необычной архитектуры дома.

Косвенные подтверждения существования подземных сооружений под центральной частью старого города всё же есть. В 1950‑е годы на перекрёстке улиц Карла Маркса и Красноармейской произошел обвал грунта. Спустившиеся в образовавшийся провал сотрудники музея и археологи увидели сводчатый коридор. Часть свода была сложена из кирпича, часть – усилена деревянными балками. По их описаниям, тоннель больше напоминал пешеходный ход, чем дренажный канал. Исследовать его полноценно не успели: из вышестоящих инстанций поступило распоряжение немедленно засыпать провал.

Фото Алексея Паевского, май 2025 года

В 1996 году археологическая экспедиция под руководством Валерия Патрушева зафиксировала кирпичный подземный канал на территории Ленинского сада (нынешнего Воскресенского собора), ориентированный в сторону Троицкой церкви. Его конструкция отличалась от типичных ливневых коллекторов, что дало повод говорить о «городских подземельях» уже в научной литературе. Однако прямой связи этого объекта с домом Пчелина никто не установил.

Суммируя, можно сказать: наличие подземных тоннелей в историческом центре Йошкар-Олы подтверждается отдельными находками, но их назначение и протяжённость пока не изучены. Связь этих сооружений именно с домом Пчелина остаётся предметом предположений, а не доказанным фактом.

Мифология дома: чернокнижник, призраки и «проклятие рода»

Чем заметнее дом и богаче его владелец, тем охотнее городская память обрастает легендами. Истории, связанные с Иваном Андреевичем Пчелиным и его особняком, были зафиксированы в начале XX века Валентином Мошковым. Он честно отмечал, что пересказывает именно народные слухи, а не проверенные факты.

Согласно этим рассказам, часть богатства Пчелин якобы получил за счет связей с разбойничьими шайками и изготовления фальшивых денег. В другой версии он выступает как «чернокнижник», продавший душу дьяволу. Ни в делопроизводстве местных органов, ни в судебных архивах подобных обвинений в XVIII веке не обнаружено. В историографии эти сюжеты рассматриваются как показатель недоверия части горожан к чрезмерно богатому и влиятельному человеку, а не как сведения о реальных преступлениях.

Не менее характерен мотив «проклятого дома». Факт ранней смерти многих мужчин рода (за исключением Ефрема Ивановича, прожившего до 78 лет) действительно отмечен в источниках. В городской молве это превратилось в историю о родовом проклятии, якобы связанном с грехами основателя династии.

От купеческого особняка до епархиального управления

После продажи дома казне в 1837 году его история становится значительно лучше документированной. На протяжении почти двух столетий здание служит в основном общественным и государственным нуждам, многократно меняя профиль, но сохраняя основные архитектурные черты.

В XIX – начале XX века здесь работало одно из ключевых учебных заведений уезда. Сначала – Царевококшайское уездное училище, затем различные типы городских училищ, включая трехклассное и высшее начальное. Для небольшого города это был важный образовательный центр. Среди его выпускников краеведы называют академика Алексея Билярского, профессора-лингвиста Богородицкого, чувашского поэта Михаила Фёдорова. Тем самым дом, выросший из купеческой инициативы, оказался вовлечен в формирование региональной интеллигенции.

После революции 1917 года здание закономерно заняли новые органы власти. Здесь поочерёдно размещались ревком Марийской автономной области, обком партии, облисполком, совпартшкола. Позднее в дом въехали индустриальный техникум, а затем (с 1934 года) – Марийский техникум искусств, преобразованный в музыкально-театральное училище. К началу 1940‑х годов особняк окончательно утратил черты частной резиденции.

Война радикально изменила его судьбу. В августе 1941 года училище закрыли, а в здание переселили эвакуированный с Украины завод. В ряде источников речь идет о киевском предприятии «XIII лет Октября», выпускавшем артиллерийские боеприпасы; в других упоминается завод торгового машиностроения. Не исключено, что речь идёт о разных этапах размещения эвакуированных производств. В любом случае, для дома это было серьёзное испытание: в исторические стены завели тяжелое оборудование, организовали цеха, склады.

Толстые несущие конструкции выдержали эту нагрузку, но после войны здание потребовало масштабного ремонта. Затем здесь некоторое время продолжал работать завод торгового машиностроения, а с 1960‑х до 1980‑х годов располагалась республиканская агрохимическая лаборатория Министерства сельского хозяйства МАССР. Постоянные перепланировки и переоборудования, характерные для советского периода, существенно изменили внутреннее пространство, но основной объем и фасады сохранились.

В 1990‑е годы дом был передан Йошкар-Олинской и Марийской епархии Русской православной церкви. Проводилась реставрация с целью вернуть зданию исторический облик, насколько это возможно в условиях многократных переделок. Сегодня здесь размещаются епархиальные структуры. Для широкой публики дом в основном доступен для внешнего осмотра.

Каменный ансамбль Пчелиных

Особняк на Вознесенской улице не был единственным каменным проектом Ивана Пчелина. В середине XVIII века вокруг него формируется целый ансамбль, хорошо заметный и сегодня.

Рядом возвышается Вознесенская церковь, построенная на средства купца в 1756 году. Это была вторая по времени каменная церковь Царевококшайска. Храм и дом образовывали единый композиционный узел: богослужебное здание и «мирские» палаты, объединенные фигурой заказчика.

Через дорогу, на углу Вознесенской и Красноармейской улиц, стоит второй дом Пчелина – более скромный по масштабу, но не менее интересный. Он был построен примерно в те же годы, что и главный особняк, и первоначально имел два этажа. По данным краеведов, здание выполняло в основном хозяйственные функции. О его «возрасте» напоминают толстые стены, рустованные углы и глубокие полукруглые окна.

-11

Второй дом Пчелина

В первой половине XIX века этот дом, как и главный, был выкуплен казной. В 1840‑е годы здесь разместили так называемые «присутственные места»: на втором этаже – уездное казначейство, на первом – полицейскую управу. В советское время надстройка третьего этажа изменила силуэт здания, внутри поочерёдно работали краеведческий музей, региональные организации оборонного общества, артелей художников. В наши дни здесь располагаются структуры Роскадастра по республике Марий Эл.

Третий важный объект, связанный с фамилией, но уже следующей эпохи, – дом Анны Пчелиной (1916 год). Его построила вдова мещанина Николая Пчелина, родственника купеческого рода, на месте сгоревшего деревянного жилья. Каменный дом на берегу Малой Кокшаги стал для семьи серьезным финансовым испытанием: часть помещений пришлось сдавать внаём. После революции здание было реквизировано, на первом этаже разместилась продовольственная управа, затем дом передали Госбанку. Лишь позднее его вновь перевели в жилой фонд. Сейчас дом Анны Пчелиной имеет статус объекта культурного наследия и в целом сохранил исторический облик.

Дом Анны Пчелиной https://olacity.ru/details.php?image_id=1316

Дом купца Ивана Пчелина – редкий для российского провинциального города пример хорошо сохранившегося жилого здания XVIII века в стиле провинциального барокко. Он интересен не только архитектурой, но и тем, как в одной точке пересеклись экономическая история края, эволюция местного самоуправления, развитие образования и промышленности.

Вокруг него сложился обширный фольклорный слой: истории о подземных ходах, сокровищах, привидениях, проклятии рода. С научной точки зрения эти сюжеты остаются неподтвержденными. Однако и как мифологический пласт городской памяти они представляют ценность: показывают, как жители осмысляли появление «чуждого» по масштабу и стилю здания среди деревянной застройки.

Несмотря на многочисленные переделки и смену функций, дом Пчелина продолжает выполнять свою роль носителя исторической памяти. Его появление в XVIII веке обозначило переход Царевококшайска от полностью деревянной застройки к каменной архитектуре.

Текст: Мария Буклаева

Следите за нашими публикациями во ВКонтактеТelegramОдноклассникахЖивом Журнале и Яндекс.Дзен

Предыдущие выпуски:

Выпуск 1. Стрелецкая часовня в Козьмодемьянске

Выпуск 2: Мироносицкий монастырь в Ежово

Выпуск 3: Тихвинская церковь в Йошкар-Оле

Выпуск 4: Троицкая церковь в Йошкар-Оле

Выпуск 5: Церковь Владимирской иконы Божией Матери в селе Владимирское