Найти в Дзене
Алексей Котов

Кинопрокат СССР 1972 года (ТВ). Фильм "Последнее дело комиссара Берлаха". Одесская киностудия 1971г.

Постер фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Постер фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.

Фильм по произведению Фридриха Дюрренматта "Подозрение".

Режиссер фильма: Василий Левин.

Композиторы: Александр Зацепин, Александр Двоскин.

В первый год проката (1974г.) фильм посмотрели 8,7 миллионов зрителей.

Актеры: Николай Симонов, Андрей Попов, Николай Волков (старший), Светлана Коркошко, Николай Гринько, Иева Мурниеце, Александр Бениаминов, Людмила Войнова-Крутикова, Артурс Димитерс.

Последняя главная роль народного артиста СССР Николая Симонова.

О сюжете:

Комисар полиции Берлах (Николай Симонов) в послевоенной Швейцарии разыскивает скрывающихся нацистских преступников.

Узнав, что под вымышленным именем одной из клиник руководит бывший врач-нацист, тяжело больной Берлах определяется туда на лечение...

Интересный и сегодня актуальный фильм.

Отзывы:

…. К этому фильму, ИМХО, есть по меньшей два непересекающихся подхода. C одной стороны –прекрасная лента с прекрасными актерами. Николай Симонов - с его палитрой ролей, хотя в каждой из них он играл исключительно себя -- Николая Симонова. Кстати, “Последнее дело комиссара Берлаха” оказалось последней ролью народного артиста Николая Симонова….И Андрей Попов - его палитра не хуже., а еще прекрасный Николай Волков-ст, молодая и красивая Светлана Коркошко и целый лист прибалтийских актеров, по обыкновению игравших в те времена всяких разных европейцев ... Не могу утверждать, что он выдержит конкуренцию с современными экш-фильмами, но поднятые в нем морально-этические проблемы,по мнению авторов, актуальны всегда. А именно - борьба добра и зла... Фильм мрачноватый, но от этого он не проигрывает...Этакое, зрелище про человека и его дело, которое необходимо ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ довести до конца . Где, главный герой смертельно болен, но он все-таки успевает и умудряется разоблачить некоего негодяя.... Теперь, c другой стороны. …. Повесть Фридриха Дюрренматта "Подозрение"/ "Der Verdacht" появилась в 1953, когда весь мир после Нюренберга только создавал систему поиска и наказания нацистских преступников, а фильм Василия Левина был снят уже в 1971, в несколько иную “историко-географическую ” эпоху, когда в СССР непрерывно шельмовали «западно-германских реваншистов и поджигателей войны"… Вот фильм и вышел весь насквозь идеологизированный , не допускавший минимальнейших разномнений….

DNIPRO19 (Detroit) 01.04.2019

Много раз просмотренный фильм "Последнее дело комиссара Берлаха", странное дело, не перестает быть интересным. Однако со временем пришел другой взгляд на персонажей и суть событий. Берлах справедливо наказывает преступного врача-изувера. Торжествует справедливость. Но вот какой возникает вопрос... А как же пациенты клиники Эменбергера? Они ведь безнадежно больны. И что теперь будет с ними? Им придется доживать последние дни в жутких мучениях... Никто теперь не даст им обезболивающих, которые они получали в клинике. Скорее всего, они понимали, что дни их сочтены, прибывая в эту клинику. Их цель была одна - дожить без мучений. А теперь им придется доживать в мучениях. Вот и получается, что Берлах своим разоблачением обрек невинных на страдания. Он, конечно, не хотел этого. Но он это сделал. Странные коллизии и парадоксы этого мира.

IGMIK 28.10.2018

Мой любимый фильм.Какой сюжет,актёры великолепны.Когда этот фильм показывали по телевизору всегда смотрел.Недавно после долгого перерыва смотрел в сети,а потом на канале" Культура".Несмотря на то,что фильм хорошо помню смотрел с интересом.Как сейчас актуален этот фильм,когда фашизм снова поднимает голову.

Протвень (Москва) 21.09.2018

Отмечу три художественные особенности этого прекрасного фильма, которые привлекли мое внимание.

Первая (символы смерти).

Умирающий комиссар Ганс Берлах требует повесить в палате, которую он занимает в клинике доктора Эменбергера, репродукцию гравюры немецкого художника Альбрехта Дюрера (дата создания гравюры: 1513 год). На гравюре изображен облачённый в доспехи христианский рыцарь, в узком ущелье, в сопровождении дьявола со свиным рылом и Смерти — верхом на коне. Это любимая гравюра комиссара. Мрачный сюжет и стилистика самой гравюры служат символической основой киноповествования, ее образы воплощены в персонажах фильма, использованы в визуальном решении его кадра, расшифровывают смысл истории.

Рыцарь (это, безусловно, - бескомпромиссный комиссар) демонстрирует абсолютное презрение к опасности и сомнениям, символизирует честь и мужество.

Вторая (запахи смерти).

На двадцать четвертой минуте фильма (00:23:57) Гулливер рассказывает историю своего спасения от неминуемой гибели. Он говорит, что «заполз в кусты цветущей сирени» и тем спасся от эсесовцев.

В тексте произведения Фридриха Дюрренматта "Подозрение" (1953, экранизацией которого является фильм) Гулливер сообщает комиссару: «Я умер, — отвечал великан. — Меня расстреляли фашисты…

В один прекрасный, погожий день сорок пятого года я вспоминаю еще маленькое белое облачко, наши друзья-эсэсовцы не заметили, как я, окровавленный, выбрался из кучи пятидесяти расстрелянных арестантов и заполз в сирень. С этого дня я жил в темноте усыпальниц и погребов, и только ночь видела мое лицо и этот бедный, изорванный сюртук. Это так. Немцы убили меня, и я прочел у моей бывшей арийской жены, она уже умерла, извещение о моей смерти, полученное по почте. Оно было написано по всем правилам школ, в которых воспитывается этот цивилизованный народ. Мертвый есть мертвый, кто бы он ни был. А мертвецам, комиссар, не нужны документы. Давай лучше выпьем. Выпьем за наше здоровье.»

Сцена с сиренью, на мой взгляд, творчески переработана в фильме Марлена Хуциева "Июльский дождь" (1966).

Алик (персонаж Юрия Визбора) рассказывает сидящей вокруг костра компании молодых людей: "Я — нет. Я не прививал себе… яд кураре. Мне приходилось иметь дело с более приятными вещами. Например, с сиренью. Однажды я пролежал четыре дня в кустах сирени. Было только одно маленькое "неудобство": вокруг были их танки, а впереди было наше минное поле. А сирень была крупная… Во-о-от такие гроздья болтались в прицеле. С тех пор я не люблю запах сирени. А заодно и черемухи."

Третья (музыка смерти).

Прелестная, тонкая работа.

Эпизод финальной разоблачительной беседы комиссара с доктором Смерть. Доктор Неле-Эменбергер, расположившись за музыкальным инструментом, берет несколько первых нот, тут же отвлекаясь на разговор со своим обреченным пациентом, - собеседники вспоминают живого свидетеля зверств доктора - узника концлагеря Штутхоффа, «который умер», а в фильме носит имя Гулливера.

Первая музыкальная фраза, небрежно оборванная доктором, - легко узнаваемая мелодия австрийской народной песни "Ah, du lieber Augustin". Считается, что она была написана в Вене во время эпидемии чумы 1678—1679 годов. Авторство этой песни приписывается некоему Августину Н.

Согласно преданию, однажды Августин Н. вышел ночью из кабака в состоянии сильного опьянения и упал в яму, куда сбрасывали приготовленные для захоронения трупы умерших от чумы горожан, и в ней и заснул. Проснувшись утром, он выбрался из ямы. Благодаря "внутренней дезинфекции" он умудрился не только не заболеть чумой, но даже не подхватить насморка. По другой версии, проснувшись, Августин испугался, стал звать на помощь и, чтобы доказать горожанам свою принадлежность к миру живых, стал петь песни. По иронии судьбы, Августин умер 11 марта 1685 года от отравления алкоголем в возрасте 35 лет, о чём свидетельствует запись в церковной книге.

Гулливер – это Августин. Он выжил, выбрался из импровизированной братской могилы - кучи пятидесяти расстрелянных арестантов и заполз в сирень. Он противостоял чуме, - коричневой.

А к комиссару в палату Гулливер явился с огромной фляжкой водки.

И еще слышится мне "гоп-стоп" в словах доктора Неле: "господин комиссар, взгляните на солнце, на голубое небо, вы видите это в последний раз".

larisssa 22.05.2019

Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Кадр из фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.

Постер фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Постер фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Постер фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.
Постер фильма "Последнее дело комиссара Берлаха" взят для иллюстрации из Яндекс Картинки.

Ссылка:

Последнее дело комиссара Берлаха (1971)..... – смотреть видео онлайн в Моем Мире | Илья Горюнов