Найти в Дзене
Добрый сказочник

Компоненты глазами судей на Кубке Первого канала 2025г.

КПК 2025 юниоры Итак, юниорский Кубок Первого канала завершился и поставил точку в баталиях в этом году. У каждого юного фигуриста/ки к этому моменту уже сформировался устойчивый уровень компонентности, надежно протестированный на этапах и увеличенный на КПК . Довольно интересно окунуться поподробнее в компонентные оценки трех наиболее взрослых фигуристок, завершающих в этом году свой юниорский период. Это Лидия Плескачева из штаба Пановой в команде Саши Трусовой, занявшая 4 место с баллами за компоненты в 62.08. София Дзепка из штаба Моисеевой в команде Алены Косторной с баллами за компоненты в 64.08. И Агата Петрова из штаба Мишина в команде Ани Щербаковой с баллами за компоненты в 59.41. Наибольшие компоненты, выросшие на КПК до 64.08 баллов , принадлежат Софии Дзепке. На этапах с падениями на одном из двух квадов в Красноярске и Омске они достигали 62.74 и 62.34 соответственно. Прокат на КПК без падения поднял компоненты на 1.3 и 1.7 баллов соот
Оглавление

КПК 2025 юниоры
КПК 2025 юниоры

Итак, юниорский Кубок Первого канала завершился и поставил точку в баталиях в этом году. У каждого юного фигуриста/ки к этому моменту уже сформировался устойчивый уровень компонентности, надежно протестированный на этапах и увеличенный на КПК . Довольно интересно окунуться поподробнее в компонентные оценки трех наиболее взрослых фигуристок, завершающих в этом году свой юниорский период. Это Лидия Плескачева из штаба Пановой в команде Саши Трусовой, занявшая 4 место с баллами за компоненты в 62.08.

-2

София Дзепка из штаба Моисеевой в команде Алены Косторной с баллами за компоненты в 64.08.

-3

И Агата Петрова из штаба Мишина в команде Ани Щербаковой с баллами за компоненты в 59.41.

-4

Наибольшие компоненты, выросшие на КПК до 64.08 баллов , принадлежат Софии Дзепке. На этапах с падениями на одном из двух квадов в Красноярске и Омске они достигали 62.74 и 62.34 соответственно. Прокат на КПК без падения поднял компоненты на 1.3 и 1.7 баллов соответственно, что вполне адекватно.

Вторые компоненты, также подросшие на КПК до 62.08 баллов, достались Лидии Плескачевой. На двух этапах в Москве и Омске они достигали 59.55 и 61.01 соответственно. На этапе в Москве прокат в самом начале сезона получился у Лиды с большим количеством недокрутов q. В Омске протокол чист за исключением ( ! ) на лутце. Рост компонентов на КПК на 2.53 и на 1.07 также вполне адекватный.

Третьи компоненты, подросшие на величину меньше балла, но тем не менее вплотную подошедшие к уровню в 60 баллов ( 59.41 ), принадлежат Агате Петровой. На этапе в Магнитогорске они остановились на отметке в 59.27 при одном недокруте. В Омске недокрутов уже стало целых 3 и компоненты снизились до 58.60 баллов. Удачный прокат произвольной программы на КПК подтянул компоненты на 0,14 и на 0,81 балл соответственно, что также вполне адекватно.

Самое время вспомнить, как же оценивают компоненты судьи. Оказывается судьи находятся в перманентном режиме изучения компонентов, что можно понять из интересного интервью рефери, судьи и технического контролера ISU Моны Адольфсен ( Норвегия). Мона Адольфсен – бывшая фигуристка, сейчас – редактор в информационно-аналитическом агентстве Europower. В июне 2017 года она была назначена на должность президента Федерации шорт-трека, конькобежного спорта и фигурного катания Норвегии.

Интересно, что Мона решительно опровергает миф о не влиянии прыжков на компоненты. Оказывается, они влияют и даже в первую очередь. “Очень непросто кратко ответить на вопрос, каким образом оцениваются компоненты. Мы, судьи, проходим семинары в течение 4-х дней, чтобы получить новую информацию по компонентам. Компоненты относятся к исполнению всей программы, включая все элементы. Плохое исполнение элементов, в т.ч. прыжков (с плохим приземлением, выездом и т.д.), и наоборот - исполнение элементов на отличном уровне - в первую очередь будет влиять на оценку за представление, а также другие компоненты", - объясняет Мона.

Мона Адольфсен
Мона Адольфсен

Давайте вспомним все критерии компонентов в Правилах оценивания ИСУ. На период 2025/2026 они выглядят без изменений.

-6

Если обобщить и укрупнить критерии композиции, то это главным образом, наполненность связками и музыкальность, представление - зрелищность, мастерство катания - уровень скольжения.

Попробуем с помощью таблицы обобщить и структурировать наполненность программ связками. Связки это все, что находится между элементами - коньковая хореография, хореоэлементы с "именем" - кораблик, бауэр, арабеск, слайд и др., легкая хореография - короткие спиральки, подпрыжки, ойлеры и др.

В данной таблице из коньковой хореографии выделены сложные шаги и повороты ( чоктау, петли, крюки, выкрюки ), а также количество беговых в сериях ( от 2-х и более подряд). Этого достаточно для оценки уровня набора скорости фигуристом и степени сложности его коньковой хореографии. Также приведены значимые хореоэлементы и короткие легкие.

-7

Оценки компонентов Агаты ниже 60 не вызывают вопросов, поскольку при отсутствии сложных шагов и поворотов, серийных беговых слишком много ( с учетом разбросанных одиночных их вообще 39), а значимых хореоэлементов всего 3 и они все на хореодорожке - бауэр, спираль "колечко" ходом назад с плавным переходом в фан - спираль флажок ( достаточно сложный комбинированный элемент на баланс) . Много поворотов тройками, смены направлений движения, но мало хореографии, в т. ч. сложной коньковой. Очевидно, приоритет в программе резко сдвинут в сторону прыжков, которые удались.

Что же касается Лиды и Софьи, то здесь уже все не так однозначно. Коньковая хореография с плюсом в пользу Лиды, беговые минимизированы ( всего 17 серийных). Учитывая 7 прыжковых элементов в программе , на большинство из них приходится не более 2-х беговых подряд, очевидно, Лида вполне легко набирает скорость. У Софьи заметно больше серийных беговых ( 24) , но у нее и два уси против одного Лиды. Если четыре беговых условно списать на уси, то останется 20, что все равно больше Лидиных, но уже не принципиально. А вот отсутствие у Софьи сложных поворотов и один сложный шаг ( чоктау) это уже значимый минус. Преимущество Лиды в сложных поворотах не только в количестве, но еще и в том, что они у нее достаточно разнообразны и довольно равномерно демонстрируются по ходу программы ( 0:53, 1:09, 1:21, 1:31, 2:35 ), в том числе в непосредственных заходах на прыжки ( 3 ритт через крюк). Крюки и выкрюки у Лиды амплитудные, с четким рисунком дуг вьезда и выезда, чоктау с доделанным положением свободной ноги, т.е. сложные шаги и повороты выполняются на хорошем уровне. Преимущество Лиды в скольжении не только в сложных шагах и минимуме перебежек, она вполне владеет еще и скоростными крутыми дугами на глубоких ребрах, а также показывает разнообразие и в " средних" шагах ( кросс-роллы, змейки ).

Что касается хореоэлементов, то их несколько больше у Софии Дзепки в количестве 9, у Лиды 6. Виды хорео, в основном, одинаковые - арабески, кораблики, шпагаты. У Лиды слайд, у Софьи ина-бауэр. У Дзепки есть вращение в другую сторону, но оно без скорости. Итого, по совокупным связкам ( конек+хорео) картина следующая - у Лиды их 12 , у Дзепки - 10. Короткие легкие спиральки у Лиды и Софьи примерно равные и относятся к прочим связкам. Музыкальность у обеих девочек на хорошем уровне, зрелищность можно оценить также, обе презентуют свои программы со смыслом, выразительно встраивая свою энергию в энергию музыки.

Как минимум, компоненты представляются равными , как максимум с преимуществом Лиды, поскольку коньковая хореография должна быть в приоритете, на МС это будет оцениваться выше. Преимущество Плескачевой в коньковой хореографии бросается в глаза, в том числе безусильностью. С динамичной темповой программой Лида справляется лучше и с бОльшим мастерством. Судейские компоненты в +2 балла в пользу Дзепки можно объяснить разве что двумя элементами ультра -си против одного, хотя выезд со второго у Софьи был смазан. Можно сделать вывод, что каждый лишний уси оценивается судьями в компонентах с плюсом примерно в 2 балла, если не упал ).

Но умом нашу ФФКР все равно не понять, не дают развиваться нормальной конкуренции естественным путем, зачем-то ставят ненужные блоки такого вот излишнего фаворитизма, какой -то пережиток прошлого. Равные компоненты, наоборот, стимулировали бы обеих девочек к развитию, Лиде прибавили бы уверенности в том, что она итак заслуживает, а Софье не гарантировали бы уровень, для которого не стоит особо стараться, развивали бы ее и в темповых программах.

Что говорит международное судейство по этому вопросу, можно узнать все из того же интервью норвежской судьи Моны Адольфсен.

"Некоторые фигуристы топ-уровня в конце своего дебютного сезона получают более высокие баллы за компоненты, чем другие. Судья ISU объясняет, с чем связан рост баллов за компоненты. Это может быть потому, что они в целом лучше выступали в течение сезона, смогли лучше выразить музыку, катая свои программы много раз. Причиной также может быть и то, что фигуристы смогли показать больше уверенности как в элементах, так и в программах”, - прокомментировала Адольфсен. Но тут же сама себя и опровергла.

“В соответствии с нашими правилами, о которых нам напоминают перед стартом каждого соревнования, мы должны судить независимо от того, как фигуристы выступали ранее”, - неожиданно подытожила Адольфсен.

“Очень важно, чтобы мы оценивали в фигурном катании так, чтобы это было разумно и логично для тех, кто следит за нашим спортом, не обладая при этом какой-либо особой компетенцией в фигурном катании" - заключила она.

-8

На практике не всегда все понятно даже самим фигуристам и тренерам, не говоря уже о болельщиках без особой компетенции в фигурном катании. Главная мысль Гийома Сизерона на этапе в Финляндии , с которой нельзя не согласиться, судейство должно прежде всего развивать фигуристов и направлять тренеров, а не быть препятствием на их пути с развилкой - поди туда не знаю куда, принеси то, не знаю что. Начитались сказок )).

Ну так и как у нас ? разумно ? логично ? или все еще доколе ?