Найти в Дзене
Репетитор Иванова

Где граница?

Изображение сгенерировано с помощью ИИ В течение недели мы говорили о том, как работает учебная функция и почему дети устают быстрее, чем взрослым кажется. Сегодня мы поговорим о том, где заканчивается естественная школьная утомляемость и начинается состояние, которое уже требует профессиональной помощи. Все дети устают. Все дети могут выключаться. Все дети иногда теряют нить повествования, раздражаются, жалуются на уроки. Это нормальная возрастная физиология. Но есть состояния, которые не относятся к норме. Они не пройдут сами и не выровняются изменением режима за пару недель. В этих случаях ребёнку действительно нужен специалист, который сможет разобрать, где именно находится «узкое место», и почему нервная система не выдерживает даже умеренной нагрузки. Давайте разберём по порядку. 1. Утомляемость проявляется уже утром Если ребёнок садится за первое же задание и сдувается, если он не может удержать внимание в первые десять минут работы, если усталость приходит до начала активной уче
Оглавление
Изображение сгенерировано с помощью ИИ
Изображение сгенерировано с помощью ИИ

В течение недели мы говорили о том, как работает учебная функция и почему дети устают быстрее, чем взрослым кажется. Сегодня мы поговорим о том, где заканчивается естественная школьная утомляемость и начинается состояние, которое уже требует профессиональной помощи.

Все дети устают.

Все дети могут выключаться.

Все дети иногда теряют нить повествования, раздражаются, жалуются на уроки.

Это нормальная возрастная физиология.

Но есть состояния, которые не относятся к норме. Они не пройдут сами и не выровняются изменением режима за пару недель. В этих случаях ребёнку действительно нужен специалист, который сможет разобрать, где именно находится «узкое место», и почему нервная система не выдерживает даже умеренной нагрузки.

Давайте разберём по порядку.

1. Утомляемость проявляется уже утром

Если ребёнок садится за первое же задание и сдувается, если он не может удержать внимание в первые десять минут работы, если усталость приходит до начала активной учебной деятельности — это признак серьёзной истощаемости.

Такое состояние не возникает из-за позднего отхода ко сну или перегрузки вчера. Это означает, что система активации проседает глубже, чем должна в его возрасте.

2. Ребёнок не удерживает даже короткие инструкции

Если ребёнок:

— теряет суть задания после одного предложения,

— не может выполнить простую последовательность из двух шагов,

— забывает начало фразы к моменту её окончания,

то это говорит о выраженной нестабильности рабочей памяти.

Рабочая память не должна рассыпаться при минимальной нагрузке даже у очень активных или тревожных детей.

3. Резкие и глубокие «провалы» происходят каждый день

Если ребёнок работает-работает и внезапно перестаёт понимать очевидное, если он «выпадает» из задачи в никуда, если эти состояния случаются регулярно, то это не просто усталость.

Так проявляется истощение регуляторных функций.

Они включаются слишком поздно и выключаются слишком рано.

4. Невозможно начать действие без внешнего запуска

Ребёнок сидит, смотрит на тетрадь, но не начинает заниматься. Он долго не может открыть учебник и ждёт побуждения к каждому шагу. Это признак дефицита функции программирования действий.

И без поддержки она сама не поднимется.

5. Постоянные соматические симптомы на фоне учёбы

Головные боли. Тошнота. Боли в животе. Слабость. Ощущение «плохого самочувствия» при виде домашки или перед школой.

Это сигнал о чрезмерной нагрузке на нервную систему, и у детей соматика часто появляется раньше, чем жалоба.

6. Учебная функция не восстанавливается даже при правильном режиме

Если:

— сон налажен,

— вечерняя нагрузка убрана,

— ритм соблюдается,

— сенсорная нагрузка снижена,

но через 6–8 недель нет динамики — это почти всегда означает наличие глубинного узкого места: слабая активационная система, выраженная истощаемость, несформированная регуляция, недоработанные этапы учебных действий.

В таких случаях ребёнок не «ленится» и не «не старается». Он не способен поднять функцию без внешней помощи.

7. Появляется школьная тревога или избегание

Если ребёнок боится уроков, боится ошибок, плачет вечером, отказывается идти в школу, говорит «я тупой», «у меня всё плохо» — это уже не усталость, а следствие перегрузки, которая длится слишком долго.

И если в этот момент ничего не менять, состояние будет ухудшаться.

Где проходит граница?

Граница проходит там, где утомляемость перестаёт быть ситуационной и становится стабильной и глубокой, даже при корректных условиях. Если у ребёнка проседает хотя бы два из перечисленных пунктов, то самостоятельно семья справится в редких случаях.

Это сигнал: учебная функция работает на пределе, и ей нужна тонкая настройка. Если вы узнали своего ребёнка и видите похожие признаки, напишите мне. Я провожу бесплатную первичную диагностику, где мы спокойно разберёмся, что происходит и какие шаги будут правильными в вашей ситуации.

Завершая эту неделю, можно сказать главное.

Когда родитель видит только поведение, он часто чувствует вину или раздражение. Когда он видит механизм, появляется ясность и путь вперёд.