Найти в Дзене

Усталость ребёнка глазами ребёнка

Изображение сгенерировано с помощью ИИ Вчера мы смотрели на ситуацию глазами родителя. А сегодня давайте попробуем посмотреть на неё так, как видит её сам ребёнок. Он не скажет вам: «моя рабочая память перегружена» или «у меня истощилась активационная система». Он просто живёт внутри того, что с ним происходит. И часто это очень тяжёлое место. Представьте третьеклассника, который утром ещё держится. Он идёт в школу, разговаривает с друзьями, смеётся над какой-нибудь дурацкой шуткой, какие бывают у третьеклассников. Он может быть шумным, а может быть мечтательным. Но к первому уроку он ещё в ресурсе. А потом начинается учебный день. И всё, что кажется взрослому мелочью, для ребёнка становится толстыми слоями нагрузки, которые ложатся один на другой. Учитель говорит что-то быстро. Класс шумит. Сосед по парте стучит карандашом. Кто-то смеётся на задней парте. На доске уже третье задание. Он не успел записать первое. Внутри у него всё плывёт. И его голова начинает уставать ещё до того моме
Изображение сгенерировано с помощью ИИ
Изображение сгенерировано с помощью ИИ

Вчера мы смотрели на ситуацию глазами родителя. А сегодня давайте попробуем посмотреть на неё так, как видит её сам ребёнок. Он не скажет вам: «моя рабочая память перегружена» или «у меня истощилась активационная система». Он просто живёт внутри того, что с ним происходит. И часто это очень тяжёлое место.

Представьте третьеклассника, который утром ещё держится. Он идёт в школу, разговаривает с друзьями, смеётся над какой-нибудь дурацкой шуткой, какие бывают у третьеклассников. Он может быть шумным, а может быть мечтательным. Но к первому уроку он ещё в ресурсе. А потом начинается учебный день. И всё, что кажется взрослому мелочью, для ребёнка становится толстыми слоями нагрузки, которые ложатся один на другой.

Учитель говорит что-то быстро. Класс шумит. Сосед по парте стучит карандашом. Кто-то смеётся на задней парте. На доске уже третье задание. Он не успел записать первое. Внутри у него всё плывёт. И его голова начинает уставать ещё до того момента, как он успевает понять, что происходит.

И вот наступает русский.

Это самый тяжёлый момент. Русский требует внимания, сосредоточенности, способности удерживать мысль от слова к слову. Ребёнок смотрит на строку и видит не строку, а какое-то движение. Буквы чуть дрожат. Слова распадаются. Мысль исчезает так же быстро, как появилась. И в тот момент, когда нужно начать работать, его мозг выключается.

Если бы вы могли в этот момент услышать его мысли, они звучали бы примерно так.

«Я устал».

«Слишком тяжело».

«Не понимаю, что надо делать».

«Хочу домой».

«Хочу лечь».

«Не могу думать».

И нет там ни слова про лень.

И ни слова про нежелание учиться. Просто в какой-то момент учебная задача становится для него непосильной. И мозг делает то, что делает любой детский мозг при перегрузке. Чтобы сохранить силы, он отключает энергоёмкие функции. Зачем? Чтобы пережить урок и просто дожить до перемены.

Помните того мальчика, который засыпает на русском? Он не играет в актёра. Он не проверяет вас на прочность. Он не делает ничего вам назло. Он и правда устает так сильно, что голова падает на руки сама. А когда вы говорите с ним о чём-то лёгком, не связанном с учёбой, он оживает. Потому что это не нагрузка, это легко.

Многие дети живут в этом ощущении каждый учебный день. Они уже знают, что к вечеру будет тяжело. Они знают, что дома их ждёт домашка. Они знают, что они снова не смогут. И каждый вечер становится для них очередным испытанием. И это потому, что в какой-то момент у них просто заканчивается ресурс.

Если ребёнок говорит «я устал», то он говорит правду. Только он не знает, как именно устал. Он не знает, что у него падает уровень активации. Что его внимания хватает на первые пятнадцать минут. Что рабочая память не удерживает длинные инструкции. Он не может рассказать вам этого. Он может только лечь на стол и закрыть глаза.

Это его способ сказать: «я больше не могу».

Когда мы смотрим на ребёнка сверху, нам кажется, что он перегибает палку. Но если попытаться на секунду занять его место, всё складывается в куда более простую картину. Он не справляется с нагрузкой. И у него нет инструментов, чтобы справиться. Его мозг честно пытается выживать. А ребёнок честно пытается держаться. Просто его «держаться» выглядит не так, как нам бы хотелось.

Завтра мы поговорим о том, что происходит внутри нервной системы, когда ребёнок устает. Чтобы вы увидели, что это не слабость и не черта характера, а нормальная физиологическая реакция на перегрузку.