Найти в Дзене
Антон Владимиров

Этот актёр переиграл Ливанова в «Собаке Баскервилей», но про него многие забыли

И сегодня у этого актёра день рождения, можно сказать, юбилей. Евгению Стеблову исполняется 80 лет. Не стану пересказывать биографию, отступая от популярного телевизионного формата, который принят здесь — была бы воля, биографии издавали бы целыми книгами в тысячи этажей, упоминая лишь в конце о том, что актёр развёлся с женой за год до своего восьмидесятилетия. Курит незажжённую трубку. Но это неточно. Я — Антон Владимиров, писатель, композитор, кинематографист. Рассказываю о Евгении Стеблове, и о его роли доктора Мортимера в картине «Собака Баскервилей». С прихода доктора Мортимера, по сути, начинается сюжет повести. Он погружает зрителя в таинственную историю собаки Баскервилей, в игровой мир Дартмура, унылых и страшных торфяных болот, полузаброшенных отдалённых населённых пунктов, и их странных обитателей. Именно доктор служит проводником в этот мир и для зрителя, и для самого Шерлока Холмса. А вот и наш герой. Визуальный образ Нелепый, высокий и худой, с пронзительным, почти болез
Оглавление

И сегодня у этого актёра день рождения, можно сказать, юбилей. Евгению Стеблову исполняется 80 лет. Не стану пересказывать биографию, отступая от популярного телевизионного формата, который принят здесь — была бы воля, биографии издавали бы целыми книгами в тысячи этажей, упоминая лишь в конце о том, что актёр развёлся с женой за год до своего восьмидесятилетия.

Курит незажжённую трубку. Но это неточно.
Курит незажжённую трубку. Но это неточно.
Я — Антон Владимиров, писатель, композитор, кинематографист. Рассказываю о Евгении Стеблове, и о его роли доктора Мортимера в картине «Собака Баскервилей».

С прихода доктора Мортимера, по сути, начинается сюжет повести. Он погружает зрителя в таинственную историю собаки Баскервилей, в игровой мир Дартмура, унылых и страшных торфяных болот, полузаброшенных отдалённых населённых пунктов, и их странных обитателей. Именно доктор служит проводником в этот мир и для зрителя, и для самого Шерлока Холмса.

А вот и наш герой.
А вот и наш герой.

Визуальный образ

Нелепый, высокий и худой, с пронзительным, почти болезненным, но одновременно добрым и честным взглядом — внешность Стеблова идеально соответствует каноническому описанию Конан Дойла. Человек на грани срыва: взволнованная речь, резкие движения — тонкий нерв, тревожный образ, зритель видит, что сейчас начнутся какие-то необъяснимые события. И он, этот молодой человек с интеллигентной внешностью, выходит из таинственной тьмы, где бродит ужасная собака, и появляется у Холмса и Ватсона, сидящих у камина в тёплом и уютном доме. Это первое появление Мортимера, и каждое его появление неслучайно, но тщательно увязано с ходом истории.

Характер

Конан Дойл не рисует прямо характер доктора, а оставляет читателю довольствоваться лишь некоторыми событиями, которые его проявляют. Для киносценария лучше не придумаешь — ведь зритель видит только то, что показано на экране, а внутренние переживания героев обычно остаются за кадром. В кино такие события называются «монтажными фразами».

Но доктор не говорит Ватсону, что живёт здесь же.
Но доктор не говорит Ватсону, что живёт здесь же.

В самом начале описание характера доктора вкладывается в теорию Холмса и Ватсона, рассуждающих о нём на уровне «кто-откуда-зачем». Но после появления самого доктора становится понятно, что предположения, высказанные детективами, слишком обтекаемы. Рассеянный доктор Мортимер, забывший у миссис Хадсон трость, единственный замечает следы огромной собаки. Он выясняет, что пепел дважды упал с сигары старого баронета. Он знает о старинной рукописи, хранящейся в библиотеке Баскервиль-холла. Он знает о том, что происходит в соседних поселениях.

Именно он желает выяснить обстоятельства появления древней легенды, поскольку сэр Генри о ней ничего не знает. В этом проявляется «две личности» персонажа — рассеянный сельский врач, и внимательный, наблюдательный учёный. Таких персонажей много в разных эпохах: Джон Сильвер, Глеб Жеглов, принцесса Аманет, не счесть их.

Конфликт

У любого персонажа, как известно, есть цель, мотивация, конфликт. Цель доктора Мортимера состоит в том, чтобы выяснить, было ли правдой или вымыслом старинное предание о собаке, и существует ли эта собака на самом деле. Мотивация — привязанность к семье Баскервилей, и дружеское участие в их судьбе. А конфликт ? Тут всё интереснее. Конфликт состоит в борьбе двух начал: научного, где Мортимер врач и исследователь, и мистического, где он свидетель странных и сверхъестественных событий, пытающийся понять их. Доминирующая страсть — мир Дартмура, проводником и сталкером которого, как я уже упоминал, он является.

Славно же.
Славно же.

Кстати, в фильме доктор совершенно одинок, у него нет никого, кроме коккер-спаниеля, и даже тот погибает на болотах. Ибо в кинематографии учёный должен быть отрешён от мира, он своего рода супер-герой, Одинокий Странник по пустошам, и всё такое. Однако, он упоминает, причём в той самой цене, которую я сейчас для вас разберу, что женат. Но о его жене больше не говорится ни слова, и зрители о ней сразу же забывают.

Сцена с Ливановым и Соломиным

Заявочная сцена фильма, а длится она целых 13 минут, и включает диалог Холмса и Ватсона с последующим появлением доктора. Все персонажи, показанные в самом начале, в экспозиции, уже на своих местах. История начинается. И я считаю, что в этой сцене Стеблов переиграл Ливанова и Соломина, оказался ярче, динамичнее, правдивее.

Появление Мортимера.
Появление Мортимера.

Вообще, складывается впечатление, что Ливанов и Соломин к моменту появления Стеблова находятся ещё не в образах, и в это время начинается некая раскачка — мастерство актёров нарастает вместе с драматизмом ситуации. Они дважды принуждённо смеются, а Холмс в своей пассивной роли слишком опереточен для великого детектива. Балаган ещё не полностью воздвигнут для представления.

А это месье Бертильон, который пользуется популярностью у людей с научным складом ума.
А это месье Бертильон, который пользуется популярностью у людей с научным складом ума.

Тем не менее, поскольку доктор находится всё время в фокусе внимания зрителя, остальные персонажи могут быть в тени. И поэтому может казаться, что Стеблов находится в этой сцене на более высоком уровне игры. Но я убеждён, что мне это не кажется, и что Евгения Юрьевича, по крайней мере, в этом фильме, смело можно поставить в один ряд с остальными главными героями.