2025-й оказался годом парадоксальным. Если раньше фанаты жанра открывали шампанское, когда фильм был хотя бы просто сносным, то теперь хоррор нацепил смокинг и уверенно пошел за "Оскарами". Именитые режиссеры, картинка, отполированная до блеска, бюджеты - всё на месте.
Но за всем этим лоском повис главный вопрос: а страшно-то будет? Или мы опять будем смотреть на красивую драму в декорациях ужастика? Я собрал десятку лент этого года, где главным критерием было не качество сценария, а то, как часто ты забываешь сделать вдох.
Грешники (Sinners)
Вампирская атака подарила Warner Bros. один из главных хитов года. Близнецы, Майкл Б. Джордан, Миссисипи, стиль и вампиры - всё звучит круто. Ты ждешь, что сейчас будет жестко, но фильм делает иначе.
Потому что назвать "Грешников" по-настоящему страшным - ну, язык не поворачивается. Перед нами скорее крутая историческая драма, в которую случайно забрели кровососы. Да, уровень постановки запредельный, актеры выкладываются, но сюжет вызывает скорее восхищение, чем желание спрятаться под одеяло. Это важное событие для индустрии, безусловно. Но если ты пришел за чистым адреналином, то, скорее всего, уйдешь с чувством легкого недоумения. Хотя, надо отдать должное, пару раз напрячься всё-таки придется.
Пять ночей с Фредди 2 (Five Nights at Freddy's 2)
А вот Фредди и его плюшевая команда не пытаются строить из себя высокое искусство. Они делают ровно то, что должны: выпрыгивают из самых неожиданных мест. Джош Хатчерсон снова защищает сестру, аниматроники снова сходят с ума, а к вечеринке присоединяется Марионетка, которая дергает за ниточки уже самих роботов.
Тут работает максимально простая формула: это набор скримеров, а не тонкая психологическая игра. Если ты не знаешь лор и не понимаешь, почему все смеются над конкретной пасхалкой, то можешь даже почувствовать себя чужим на этом празднике жизни. Но язык механических монстров, которые пытаются тебя убить, понятен на уровне рефлексов. Критики могут сколько угодно морщить нос и ставить низкие оценки, но фанатам это фиолетово, ведь получили именно то, за чем пришли: знакомые декорации и аттракцион, который работает.
Правило Дженни Пенн (The Rule of Jenny Penn)
Здесь ужас спускается с небес на землю и паркуется в доме престарелых. Джеффри Раш против Джона Литгоу. И Литгоу, который, как мы помним по "Декстеру", умеет играть маньяков так, что кровь стынет, здесь выдает перформанс уровня "психопат-садист".
В фильме нет гор тел или призраков. Но он пугает гораздо сильнее, потому что бьет по больному - по страху старости и беспомощности. Когда твой главный враг - это не монстр под кроватью, а сосед по палате, от которого ты физически не можешь защититься, саспенс выкручивается на максимум. Это дискомфорт в чистом виде, пугающе реалистичный и оттого работающий безотказно.
Всем счастья (Best Wishes to All)
Тот случай, когда описание сюжета намеренно сделано мутным, и это правильно. Студентка приезжает к бабушке с дедушкой, замечает странности, слышит звуки. Классика? Вроде бы. Но как только ты понимаешь природу этих звуков, любопытство сменяется отвращением.
Фильм работает на поле "зловещей долины" семейных отношений. Ты смотришь и понимаешь, что за идиллическим фасадом скрывается что-то гнилое. Это жесткий комментарий о цене, которую мы платим за комфорт, и он заставляет чувствовать себя невозможно неуютно. Шоковая терапия, которую лучше проходить, не зная спойлеров.
Черный телефон 2 (Black Phone 2)
Итан Хоук возвращается, и это само по себе вызывает вопросы. Первая часть была законченной историей, зачем нам сиквел?
Граббер здесь превращается во что-то вроде Фредди Крюгера нового поколения. Теперь он не просто маньяк, он наделяется почти мистической значимостью. Фильм идет чуть дальше паразитирования на оригинале, он расширяет лор и дает историю, о необходимости которой ты даже не подозревал. И да, пугать он тоже не забывает, ну или как минимум удивиться паре особенно графичных моментов. Оказывается, даже когда зло побеждено, его тень может преследовать тебя годами.
28 лет спустя (28 Years Later)
Вирус Ярости вырвался на свободу больше тридцати лет назад, и Дэнни Бойл вернулся, чтобы показать, что время не лечит. Мы привыкли к зомби-апокалипсисам, где герои либо весело крошат черепа, либо уныло бродят по руинам. Здесь же - суровый мир, где шаг за ворота карантинной зоны означает смерть.
Большую часть времени фильм притворяется приключенческой драмой. Мальчик, мама, поиск лекарства - всё по учебнику. Но это ловушка. Длительные моменты спокойствия нужны только для одного: чтобы усыпить твою бдительность. Ты расслабляешься, любуешься пейзажами, а потом смерть несется на полной скорости. И вот этот контраст между тишиной и яростью пугает до чертиков, напоминая, почему оригинал когда-то стал культовым.
Долгая прогулка (The Long Walk)
В год, когда Кинга экранизировали все кому не лень, лучшей из полнометражных оказалась именно эта история. Пятьдесят подростков, одна дорога, один победитель. Правила простые: идешь - живешь, остановился - умер. И награда, которая меняет жизнь, достанется только тому, кто перешагнет через сорок девять трупов.
Весь ужас здесь строится на неизбежности. Ты с самого начала знаешь: почти все эти ребята умрут. И ты смотришь на них не как на героев, а как на ходячих мертвецов. Каждый звуковой сигнал, сообщающий о нарушении темпа, бьет по нервам, как выстрел. Это не скримеры, это монотонный, давящий прессинг, от которого хочется выть. Искреннее сочувствие к идущим на смерть делает просмотр почти физически невыносимым.
Верни ее из мертвых (Bring Her Back)
Смотреть этот фильм тяжело. Не страшно в привычном смысле, а именно тяжело. Брат и сестра, потерявшие отца, попадают в приемную семью, где приемная мать оказывается... скажем так, эксцентричной.
Сюжет эмоционально истощает. Это тот самый тип хоррора, который не пугает тебя монстрами, а медленно вбивает клин между реальностью и безумием. Сцена с ножом врезается в память намертво, а поступки героев вызывают неподдельный страх - не за их жизнь, а за хрупкую детскую психику. Фантастическая история, которая пугает своей приземленностью.
З/Л/О: Хэллоуин (V/H/S/Halloween)
Франшиза V/H/S - это всегда лотерея. Иногда ты выигрываешь шедевр, иногда получаешь набор бессмысленной жестокости. Но в этот раз пазл сложился. Тема Хэллоуина объединила найденные пленки в идеальный коктейль из кэмпа и настоящего ужаса.
Камеры включены у всех: от детей, клянчащих конфеты, до маньяков, ищущих жертв. Сборник балансирует на грани, предлагая одни из лучших короткометражек в серии. Да, некоторые моменты заставят поморщиться даже бывалых фанатов, но именно эта смелость и делает антологию важной для жанра.
Орудия (Weapons)
И вот он, король вечеринки. Семнадцать детей из одного класса исчезают за одну ночь, один остается, и никто не понимает, что происходит. Зак Креггер, который уже удивил всех "Варваром", здесь снова использует свой любимый прием: сначала рассмешить, расслабить, а потом ударить под дых.
"Орудия" работает, потому что постоянно меняет правила. Жуткий закадровый голос, интригующая завязка, таинственная тетя Глэдис, которая моментально стала одним из лучших хоррор-образов года. Ты сидишь и пытаешься собрать этот пазл, а фильм продолжает шокировать тебя вплоть до финала. Это тот редкий случай, когда катарсис смешивается с чувством, что тебя только что переехал каток сценарных приемов. Страшно, умно и абсолютно безжалостно.
Спасибо, что дочитали. Больше таких разборов и актуального в моем Telegram - обязательно подпишитесь! Если было полезно - поддержите лайком и подпиской, ваша оценка важна.
Поддержать канал напрямую можно по ссылке ниже! Спасибо!