Первое произведение Рембрандта появилось в России в 1716 году: по заказу Петра I в Амстердаме купили картину «Давид и Ионафан». На этом полотне два друга прощаются навсегда. В отношениях же Рембрандта и России все только начинается: в 19 веке наша страна будет обладать одним из лучших собраний художника в Европе, для многих поколений российских гениев он станет учителем и источником вдохновения. И речь не только о живописцах: Рембрандт проникнет также в российское кино и литературу. Давайте вспомним яркие моменты путешествия Рембрандта по искусству России.
Живопись: Репин и Серов
Современники называли Илью Репина русским Рембрандтом, а сам он говорил: «Рембрандт и Веласкес — мои боги». Репин внимательно изучал живопись западных мастеров — и в России, и во время путешествий по Европе. Самое значительное влияние на него оказали произведения Рембрандта: в студенческие годы он копировал его картины из эрмитажного собрания, а позже цитировал, соревновался.
Оказавшись в Голландии, на родине Рембрандта, Репин был разочарован. В письме Павлу Третьякову он пишет, что полотна из Эрмитажа лучше, и заключает: «Петербургский Эрмитаж (по мере моего знакомства с европейскими музеями) все растет в моих глазах; такие в нем превосходные образцы почти всех лучших мастеров!»
Дело не в патриотизме. Французский искусствовед Луи Виардо в книге «Музеи Англии, Бельгии, Голландии и России» высказывает ту же мысль: «Ни один город, даже Мюнхен, не может похвастаться такой многочисленной коллекцией Рембрандта, как Эрмитаж». В Эрмитаже тогда было более 40 картин Рембрандта. Некоторые из них окажутся в зарубежных собраниях в результате распродажи 1930-х годов: например, рембрандтовский «Портрет польского шляхтича», вдохновивший Репина на портрет протодиакона, перебрался из Санкт-Петербурга в Вашингтон.
«Серов… по своему художественному складу ближе всех подходил к Рембрандту», — говорил Репин о своем ученике Валентине Серове. Четырнадцатилетний Серов копирует в Эрмитаже одну из рембрандтовских старушек, а позже продолжает знакомство с наследием художника в европейских музеях. После их посещения он пишет своей невесте Ольге Трубниковой: «Видел я… картин массу, и я знаю, чувствую, что через это работать буду смелей и, пожалуй, лучше».
Вероятно, впечатления от того, как Рембрандт работает со светом и тенью, проявились в картине Серова «У окна», на которой изображена Ольга Трубникова: и у голландского мастера, и у русского женщина будто является источником света.
Кино: Тарковский и Рязанов
Одна из самых известных отсылок к живописи в кино — финальная сцена из фильма Андрея Тарковского «Солярис»: Крис Кельвин возвращается на Землю и припадает к ногам отца, как блудный сын с картины Рембрандта. Интересно, что в этом фильме есть еще одна отсылка к Рембрандту и евангельской притче о блудном сыне, но не все ее замечают. В этой сцене на станции внимание к себе привлекают висящие на заднем плане картины Питера Брейгеля Старшего, но на первом плане как раз Рембрандт.
Крис и сидящая у него на коленях Хари вызывают в памяти «Автопортрет с Саскией на коленях» Рембрандта: современные искусствоведы считают, что художник изобразил себя и свою супругу в образе героев притчи о блудном сыне.
В другом фильме Тарковского, «Сталкере», мы видим офорт Рембрандта «Три дерева»: и без того непростой фильм прирастает новыми смыслами, если иметь в виду, что три дерева у Рембрандта трактуют как три креста для распятия.
Рембрандт уместен не только в авторском кино с глубоким философским содержанием. Когда героям комедии Эльдара Рязанова «Старики-разбойники» нужно было украсть из музея очевидный шедевр, они взяли портрет кисти Рембрандта.
Литература: Пушкин, Лермонтов, Бродский
Особенно много размышлений о наследии Рембрандта — в русской поэзии. Осип Мандельштам называет Рембрандта «светотени мученик», а Пушкин в поэме «Домик в Коломне» отмечает реалистичность его портретной живописи:
Старушка (я стократ видал точь-в-точь
В картинах Рембрандта такие лица)
Носила чепчик и очки. Но дочь
Была, ей-ей, прекрасная девица…
Лермонтов посвятил картине «Титус в монашеском платье» из собрания Александра Строганова стихотворение «На картину Рембрандта»:
Ты понимал, о мрачный гений,
Тот грустный безотчётный сон,
Порыв страстей и вдохновений,
Всё то, чем удивил Байрон…
А Иосиф Бродский признавался в интервью, что в его стихотворении «Сретенье» есть «рембрандтовский ход с лучом»:
Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.
И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.
Рембрандт — один из героев выставки «Искусство портрета. Личность и эпоха», открывшейся в Эрмитаже при поддержке ВТБ. Выставка, без преувеличения, грандиозная: на ней собрано более 750 произведений с 20 века до н. э. до 21 века н. э., от античных скульптурных портретов до фотографий Анни Лейбовиц, от Ван Дейка и Рембрандта до Фрэнсиса Бэкона и Энди Уорхола.