Найти в Дзене
ВТБ Страна

Рембрандт — наше все. Как голландский художник вдохновлял русских живописцев, поэтов и кинорежиссеров

Рембрандт ван Рейн. «Давид и Ионафан», 1642 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain Первое произведение Рембрандта появилось в России в 1716 году: по заказу Петра I в Амстердаме купили картину «Давид и Ионафан». На этом полотне два друга прощаются навсегда. В отношениях же Рембрандта и России все только начинается: в 19 веке наша страна будет обладать одним из лучших собраний художника в Европе, для многих поколений российских гениев он станет учителем и источником вдохновения. И речь не только о живописцах: Рембрандт проникнет также в российское кино и литературу. Давайте вспомним яркие моменты путешествия Рембрандта по искусству России. Живопись: Репин и Серов Слева: Рембрандт ван Рейн. «Портрет польского шляхтича», 1637 год, Национальная галерея искусств, Вашингтон © Public domain // Справа: Илья Репин. «Протодиакон», 1877 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Слева: Рембрандт ван Рейн. «Портрет старика-еврея», 1654 год, Государст
Оглавление

Рембрандт ван Рейн. «Давид и Ионафан», 1642 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain
Рембрандт ван Рейн. «Давид и Ионафан», 1642 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain

Первое произведение Рембрандта появилось в России в 1716 году: по заказу Петра I в Амстердаме купили картину «Давид и Ионафан». На этом полотне два друга прощаются навсегда. В отношениях же Рембрандта и России все только начинается: в 19 веке наша страна будет обладать одним из лучших собраний художника в Европе, для многих поколений российских гениев он станет учителем и источником вдохновения. И речь не только о живописцах: Рембрандт проникнет также в российское кино и литературу. Давайте вспомним яркие моменты путешествия Рембрандта по искусству России.

Живопись: Репин и Серов

Слева: Рембрандт ван Рейн. «Портрет польского шляхтича», 1637 год, Национальная галерея искусств, Вашингтон © Public domain // Справа: Илья Репин. «Протодиакон», 1877 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Слева: Рембрандт ван Рейн. «Портрет польского шляхтича», 1637 год, Национальная галерея искусств, Вашингтон © Public domain // Справа: Илья Репин. «Протодиакон», 1877 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Слева: Рембрандт ван Рейн. «Портрет старика-еврея», 1654 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain // Справа: Илья Репин. «Еврей на молитве», 1875 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Слева: Рембрандт ван Рейн. «Портрет старика-еврея», 1654 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain // Справа: Илья Репин. «Еврей на молитве», 1875 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Современники называли Илью Репина русским Рембрандтом, а сам он говорил: «Рембрандт и Веласкес — мои боги». Репин внимательно изучал живопись западных мастеров — и в России, и во время путешествий по Европе. Самое значительное влияние на него оказали произведения Рембрандта: в студенческие годы он копировал его картины из эрмитажного собрания, а позже цитировал, соревновался.

Оказавшись в Голландии, на родине Рембрандта, Репин был разочарован. В письме Павлу Третьякову он пишет, что полотна из Эрмитажа лучше, и заключает:
«Петербургский Эрмитаж (по мере моего знакомства с европейскими музеями) все растет в моих глазах; такие в нем превосходные образцы почти всех лучших мастеров!»

Дело не в патриотизме. Французский искусствовед Луи Виардо в книге «Музеи Англии, Бельгии, Голландии и России» высказывает ту же мысль: «Ни один город, даже Мюнхен, не может похвастаться такой многочисленной коллекцией Рембрандта, как Эрмитаж». В Эрмитаже тогда было более 40 картин Рембрандта. Некоторые из них окажутся в зарубежных собраниях в результате распродажи 1930-х годов: например, рембрандтовский «Портрет польского шляхтича», вдохновивший Репина на портрет протодиакона, перебрался из Санкт-Петербурга в Вашингтон.

Слева: Рембрандт ван Рейн. «Старушка с очками в руках», 1634 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain // Справа: Валентин Серов. «Портрет старушки с очками в руках. Рисунок с портрета работы Рембрандта», 1879 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
Слева: Рембрандт ван Рейн. «Старушка с очками в руках», 1634 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain // Справа: Валентин Серов. «Портрет старушки с очками в руках. Рисунок с портрета работы Рембрандта», 1879 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

«Серов… по своему художественному складу ближе всех подходил к Рембрандту», — говорил Репин о своем ученике Валентине Серове. Четырнадцатилетний Серов копирует в Эрмитаже одну из рембрандтовских старушек, а позже продолжает знакомство с наследием художника в европейских музеях. После их посещения он пишет своей невесте Ольге Трубниковой: «Видел я… картин массу, и я знаю, чувствую, что через это работать буду смелей и, пожалуй, лучше».

Слева: Рембрандт ван Рейн. «Хендрикье у окна», 1656 год, Берлинская картинная галерея © Public domain // Справа: Валентин Серов. «У окна», 1886 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Слева: Рембрандт ван Рейн. «Хендрикье у окна», 1656 год, Берлинская картинная галерея © Public domain // Справа: Валентин Серов. «У окна», 1886 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Вероятно, впечатления от того, как Рембрандт работает со светом и тенью, проявились в картине Серова «У окна», на которой изображена Ольга Трубникова: и у голландского мастера, и у русского женщина будто является источником света.

Кино: Тарковский и Рязанов

Слева: Рембрандт ван Рейн. «Возвращение блудного сына», ок. 1668 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain // Справа: кадр из фильма Андрея Тарковского «Солярис», 1972 год
Слева: Рембрандт ван Рейн. «Возвращение блудного сына», ок. 1668 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain // Справа: кадр из фильма Андрея Тарковского «Солярис», 1972 год

Одна из самых известных отсылок к живописи в кино — финальная сцена из фильма Андрея Тарковского «Солярис»: Крис Кельвин возвращается на Землю и припадает к ногам отца, как блудный сын с картины Рембрандта. Интересно, что в этом фильме есть еще одна отсылка к Рембрандту и евангельской притче о блудном сыне, но не все ее замечают. В этой сцене на станции внимание к себе привлекают висящие на заднем плане картины Питера Брейгеля Старшего, но на первом плане как раз Рембрандт.

Слева: Рембрандт ван Рейн. «Рембрандт и Саския в образе персонажей притчи о блудном сыне», 1635 год, Галерея старых мастеров, Дрезден © Public domain // Справа: кадр из фильма Андрея Тарковского «Солярис», 1972 год
Слева: Рембрандт ван Рейн. «Рембрандт и Саския в образе персонажей притчи о блудном сыне», 1635 год, Галерея старых мастеров, Дрезден © Public domain // Справа: кадр из фильма Андрея Тарковского «Солярис», 1972 год

Крис и сидящая у него на коленях Хари вызывают в памяти «Автопортрет с Саскией на коленях» Рембрандта: современные искусствоведы считают, что художник изобразил себя и свою супругу в образе героев притчи о блудном сыне.

В другом фильме Тарковского, «Сталкере», мы видим офорт Рембрандта «Три дерева»: и без того непростой фильм прирастает новыми смыслами, если иметь в виду, что три дерева у Рембрандта трактуют как три креста для распятия.

Слева: Рембрандт ван Рейн. «Три дерева», 1643 год, Рейксмюсеум, Амстердам © Public domain // Справа: кадр из фильма Андрея Тарковского «Сталкер», 1979 год
Слева: Рембрандт ван Рейн. «Три дерева», 1643 год, Рейксмюсеум, Амстердам © Public domain // Справа: кадр из фильма Андрея Тарковского «Сталкер», 1979 год

Рембрандт уместен не только в авторском кино с глубоким философским содержанием. Когда героям комедии Эльдара Рязанова «Старики-разбойники» нужно было украсть из музея очевидный шедевр, они взяли портрет кисти Рембрандта.

Слева: Рембрандт ван Рейн. «Портрет молодого человека с кружевным воротником», 1634 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain // Справа: кадр из фильма Эльдара Рязанова «Старики-разбойники», 1971 год
Слева: Рембрандт ван Рейн. «Портрет молодого человека с кружевным воротником», 1634 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain // Справа: кадр из фильма Эльдара Рязанова «Старики-разбойники», 1971 год

Литература: Пушкин, Лермонтов, Бродский

Рембрандт ван Рейн. «Портрет старушки», 1654 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain
Рембрандт ван Рейн. «Портрет старушки», 1654 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain
Рембрандт ван Рейн. «Портрет старушки», 1654 год, Государственный музей изобразительных искусств имени Александра Пушкина, Москва © Public domain
Рембрандт ван Рейн. «Портрет старушки», 1654 год, Государственный музей изобразительных искусств имени Александра Пушкина, Москва © Public domain

Особенно много размышлений о наследии Рембрандта — в русской поэзии. Осип Мандельштам называет Рембрандта «светотени мученик», а Пушкин в поэме «Домик в Коломне» отмечает реалистичность его портретной живописи:

Старушка (я стократ видал точь-в-точь

В картинах Рембрандта такие лица)

Носила чепчик и очки. Но дочь

Была, ей-ей, прекрасная девица…

Лермонтов посвятил картине «Титус в монашеском платье» из собрания Александра Строганова стихотворение «На картину Рембрандта»:

Ты понимал, о мрачный гений,

Тот грустный безотчётный сон,

Порыв страстей и вдохновений,

Всё то, чем удивил Байрон…

Рембрандт ван Рейн. «Портрет Титуса в монашеском одеянии», 1660 год, Рейксмюсеум, Амстердам © Public domain
Рембрандт ван Рейн. «Портрет Титуса в монашеском одеянии», 1660 год, Рейксмюсеум, Амстердам © Public domain

А Иосиф Бродский признавался в интервью, что в его стихотворении «Сретенье» есть «рембрандтовский ход с лучом»:

Тот храм обступал их, как замерший лес.

От взглядов людей и от взоров небес

вершины скрывали, сумев распластаться,

в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом

свет падал Младенцу; но Он ни о чем

не ведал еще и посапывал сонно,

покоясь на крепких руках Симеона.

Рембрандт ван Рейн. «Песнь Симеона Богоприимца», 1631 год, Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага © Public domain
Рембрандт ван Рейн. «Песнь Симеона Богоприимца», 1631 год, Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага © Public domain

Рембрандт — один из героев выставки «Искусство портрета. Личность и эпоха», открывшейся в Эрмитаже при поддержке ВТБ. Выставка, без преувеличения, грандиозная: на ней собрано более 750 произведений с 20 века до н. э. до 21 века н. э., от античных скульптурных портретов до фотографий Анни Лейбовиц, от Ван Дейка и Рембрандта до Фрэнсиса Бэкона и Энди Уорхола.