Предположим, вы работаете в найме. И вдруг узнаете, что у вашей, в смысле где вы работаете, компании - проблемы. Финансовые сложности, акционерные конфликты, какие-то разборки или еще чего похуже с обысками, уголовными делами и прочими допросами. И тут вас вызывают на разговор с начальником, директором или собственником и говорят, что надо сплотиться, потерпеть, переждать, что-то подписать или что-то сказать на допросах как оно было, вроде было или не было вообще. И у вас вопрос - что со всем этим делать, нужно ли искать работу и вообще чем это все закончится.
Глобальный ответ - работу надо искать. Но не потому что сложности, а вообще всегда. Быть классным спецом который знает свое дело и дает результат, светиться, быть публичным, иметь знакомства и не стесняться обновлять резюме, ходить на собеседования и запрашивать повышение зарплаты каждый год. Потому что без этого вы никто и звать вас "один из многих" и жить вы будете плохо.
Относительно других сложностей все проще. И сложнее.
Главное, и это самое простое, что нужно помнить - компания, директора, коллеги, владельцы вам не друзья, не семья и не адвокаты. И они действуют в своих, а не ваших интересах. Если у вас с кем-то нет долгосрочного понятийного договора о взаимных интересах или желания с кем-то двигаться по жизни глобально группой, то все разговоры про то что вы должны поступиться своими интересами ради них - это игра в одну сторону. И если будет вопрос кто сядет - они или вы, они выберут вас, а не их. И даже если вы там все братья по целям или родственники, то обычно это все же серпентарий единомышленников, а не настоящее братство.
Второе что нужно понимать - взятие на себя рисков, убытков, нервяков и неудобство должно оплачиваться. И, с определенного размера, взятые риски превращаются в то самое понятийное партнерство. Поэтому если вы должны вкладываться без гарантий результата - это партнерство, и у вас должна быть доля от будущих прибылей или конкретная компенсация. Если оно вам надо, конечно, и вы готовы с данными ребятами двигаться как с партнерами в делах и далее. Но, если вы один из многих, т.е. вас больше 5 человек, никакой доли не будет и к кормушке вас не пустят. А обещания заплатить или дать что-то, не закрепленное никак юридически - ничего не значит. А даже если и закреплено - если у ребят проблемы, они, конечно, отказываться платить не будут, просто у них денег не будет. Не говоря уже о том, когда люди внезапно уезжают далеко и надолго, или далеко и надолго в другом смысле.
По итогу играть в игры в лояльность, риски и прочие нервные разборки, стоит только в случае, если вы готовы прям реально рискнуть в реальном мире реальными ресурсами, и если у вас есть договоренность с понятными ожидаемыми сроками и результатами со стороны тех, для кого вы это делаете. И да, они могут вас кинуть, и ничего им за это не будет, если, конечно, вы не накопите на них компромата, а они на вас - нет. Но и в таком случае их ущерб лично вам не принесет компенсации ваших убытков и недополученной прибыли. Так, приятно будет, минут 15, а потом вы осознаете, что потратили 2 года жизни на получение навыков и информации, которые больше никогда в жизни не пригодятся.
Остальное несколько сложнее.
Ключевое - отличать слухи/домыслы/угрозы/черный пиар от реальных проблем. А временные трудности - от постоянных. Рассказы что в компании все плохо - это просто рассказы. Даже обыски в больших компаниях - это часть работы. Сокращения бывают у всех. И проблемы. И увольнения ключевых людей. Отличить когда проблемы накопились и корабль реально тонет без опыта и доступа к информации достаточно сложно, и простых признаков тут нет. А иногда все тонет вообще мгновенно и без предупреждающих сигналов, буквально одним днем.
В остальном:
1. Вам нужен адвокат и отраслевой юрист.
Ваш личный, которому вы лично платите. Чтобы иногда, пока еще попа не случилась, обсуждать что происходит и ваши риски. Да, это нужно с должностей, когда начинается ответственность, особенно материальная или уголовная. Т.е. почти всем. Но тем, у кого есть деньги - точно. Потому что с определенного размера бизнеса и должности вы становитесь контролирующим лицом и вообще принимаете решения, и это несет за собой разные юридические и понятийные последствия. Даже если вы все хотели сделать хорошо. Особенно - если хотели, потому что бизнес это не место для наивных идеалистов. Особенно если денег в этом бизнесе или очень мало, или очень много. Ну и трудовое право тоже стоит изучить, на тему, что можно получить при увольнении по закону и контракту.
2. Если вас просят потерпеть - это признаки конца.
В смысле дождаться каких-то изменений после которых наступит рай, и временно посидеть на окладе поменьше. Да, компании иногда выгребают. Но обычно все же нет. Если дошло до того, что вам надо ужаться в зарплатах или потерпеть - значит или пришел песец и деньги закончились, или владельцы неопытные ребята и не умеют сокращать персонал. В любом случае лучше поискать альтернативы. Как минимум потому, что если вы не уникальный спец, с закрытием этого бизнеса на рынке в вашем городе сразу окажется много таких же как вы, и найти работу будет сложнее просто из-за большого предложения аналогичных вам специалистов. Ну или зарплата станет ниже, а оно вам вдвойне не надо.
Точно стоит искать работу если начались задержки зарплаты более 2 раз подряд или больше 4 раз за год - сидеть и ждать чуда можно долго. А если вы готовы терпеть потому что нет запасов или у вас обязательства - это очень-очень хороший повод задуматься на тему не многовато ли вы на себе берете, и все ли делаете правильно в жизни с точки зрения доходов и расходов. Потому что если вы не можете полгода пожить без дохода - долгосрочно, рано или поздно, вы встрянете по самые помидоры.
3. Ничего не подписывайте без юриста
Даже если очень просят, даже если надо срочно, даже если это "просто формальность". Особенно если надо (не вам) и срочно. А формальность это не формальность, а документальный факт или вообще мутняк. Даже если там не хотят вас подставить, то вероятность что люди все сделают аккуратно - минимальная, обычно делают криво. А оно вам не надо - идти соучастником или внезапно оказаться ответственным за склад, чертежи или контракт, которых вы в глаза не видели.
4. Не давайте ложных показаний
Врать надо уметь. Для этого вы должны видеть дальше, лучше и шире чем тот, кто вас слушает. И не противоречить тому, что можно проверить. А что там ребята накрутили - вы не знаете. Поэтому юрист/адвокат в помощь и говорим как есть и только о том, что спрашивают. И да, у вас может плохая память, если ответа вы не помните - это тоже ответ, потому что вы реально не помните скорее всего, и будете пытаться выдумать ответ как в школе на уроке. А это не школа и не урок.
Кстати, если на вас давят рассказывать сказки - это тоже знак, что нужно валить.
5. Записывайте на диктофон встречи и собирайте копии документов
Потом выкинете, если не пригодится. А если пригодится - может очень пригодиться. Особенно если давление, или конфликты, или вы почему-то крайний. И не храните их дома или на рабочем компьютере.
6. Сократите расходы
Лучше поголодать с деньгами в кармане, чем шиковать, а потом лизать тунца. Да, близкие будут ныть, но лучше нытье с деньгами без денег, чем нытье без денег и без денег.
Что произойдет дальше в целом непредсказуемо, но укладывается в статистику. Средняя компания и так закроется с вероятностью близкой к 100% за 10 лет. В случае же проблем - в 90% случаев это просто преувеличенные слухи и паника офисного планктона. В оставшихся 10% реальных проблем, примерно в 9% компания не выживет, а в 1%, помучавшись, продолжит работу. Так что в целом лучше не дергаться, но если проблемы реальные - надо валить. Даже если в случае проблем компания выживет и будет продана или реорганизована - вас как прошлую команду с высокой вероятностью заменят пришельцы, а если останутся прошлые владельцы - совместный травмирующий опыт это обычно все же повод к расставанию, а не сплочению.
А ну и если в вашей компании вдруг появился конкурсный управляющий, антикризисный менеджер, тренеры рывка в продажах и нематериального поощрения сотрудников - это начало конца.