Помните, когда-то давно Ольга Бузова (прости меня, господи) пела (ещё раз прости, господи) "Я познаю мир других мужчин". Мир других мужчин мне познавать точно не комильфо, а вот мир других машин я познать хотел давно. Хотя бы совсем чуть-чуть, узнать что там творится в электрическом царстве.
Пусть даже не совсем электромобиль попробовать, а какой-нибудь последовательный гибриде. Не потому что фанат электричек – наоборот.
У меня всю жизнь были машины с обычными моторами: бензин, дизель. Я человек классики. Знаете, вот этот тип, который поднимает бровь, когда слышит слова «электромобиль», и превращается в собаку-подозреваку.
Электричество – это для тех, кто живёт в частном доме и может воткнуть кабель в розетку у крыльца. А городскому жителю что? Искать зарядки и надеяться что место радом с ней не занято каким-нибудь бензиновым сородичем, которому пофиг на эти ваши электрички? Короче, я это представлял как квест, который мне не нужен.
И вот однажды прилетает сообщение из представительства SERES:
«Андрей, хотите попробовать наш последовательный гибрид?»
Ну и я такой: ну а почему бы и нет? Давно хотелось понять, что там за мир такой электрический, почему все вокруг говорят «момент с нуля» и «едет на одной педали». Но сразу условие – мне не на пару дней, а хотя бы на неделю, лучше на десять. В Москве как раз был, логистика сходилась. И мне сказали: да, пожалуйста.
Правда, сначала хотели дать модель М5, но там такое творилось на выдаче… Машина с порванными шинами – короче, я отказался, и мне выдали SERES M7, большой последовательный гибрид на 439 лошадиных сил, с двумя электромоторами на обе оси.
Главная фишка последовательного гибрида простая:
машину всегда тянут электромоторы, а бензиновый мотор работает как генератор. То есть ты вроде бы на электротяге, но без страха внезапно остаться «с нулём» в чистом поле.
Про тысячу километров на одной заправке — миф или правда?
Производитель уверенно говорил:
«Если аккуратно ездить, подзаряжать, раскатывать рекуперацию — можно пройти около 1000 км на полном баке и полной батарее».
Хорошо бы, конечно. Но давайте честно: в реальной жизни у нас нет идеальной погоды, идеальной скорости 60 км/ч и отсутствия светофоров. Поэтому моё честное мнение – 1000 км он не проезжает ни при каких условиях.
Что получилось у меня
- Если ехать чисто на электричестве — в теории около 190 км.
- В реальности — 130–140 км. Потому что Москва, ускорения, светофоры, чуть быстрее 90 км/ч — и всё, привет.
- При супербережливой езде, когда я отпускал газ при каждом удобном случае, максимум выжал 150 км.
Теперь про бак.
У M7 бак на 60 литров. И вот при полной батарее + полном баке у меня получался расход примерно 8 литров на сотню. Для огромной машины – реально нормально. Тогда итоговый пробег вместе с заряженной батареей — примерно 600–700 км. Вот эта цифра, на мой взгляд, честная. А 1000 – это рекламная медитация, которую надо проводить в идеальных условиях и при особом настроении космоса.
Зарядка: сколько стоит и сложно ли жить без частного дома
Я думал, что зарядки – это большие редкости, которые надо искать как квест, стоять в очереди из электромобилей и вообще, сложно это.
Оказалось, что уже нет. Их реально много, причём не только в Москве, но и в пригородах. Я заряжался в Серпухове, в Волоколамске – вообще без проблем.
По времени:
— быстрая зарядка: 30–40 минут до полного.
По деньгам:
И вот здесь у меня был культурный шок. Я реально думал, что электричество будет сильно дешевле. Но нет. Сейчас стоимость километра на электричестве лишь немного ниже, чем на бензине.
То есть это не «бесплатная езда», как многие думают.
Экономия есть, но она небольшая — а становится заметной только в том случае, если заряжаться дома по ночному тарифу. Тогда да, это уже копейки. Если бы у меня был частный дом и ночной тариф — вообще другой разговор.
Что меня реально удивило
Если честно, даже не расход удивил. Меня просто выбило из колеи ускорение. 430 сил, постоянный крутящий момент – ты нажимаешь педаль, и машина улетает куда-то в космос.
Причём без рыка, без переключений, без драмы — просто пшшш и ты уже где-то там. Разгон до 100 чуть около 5 секунд, но ощущения – будто мгоновение. Я не гонщик, но на М7 я внезапно понял, почему владельцы электричек любят ускоряться при каждом удобном случае. Это настолько просто и приятно, что даже начинает смущать.
Купил бы я себе такой автомобиль?
Сложный вопрос. С одной стороны – кайф от езды. С другой – китайская эргономика, к которой я пока не привык. Плюс непонятно, что будет с батареями через несколько лет. Ты их, если что, нигде не отремонтируешь, кроме официального сервиса. А сколько это будет стоить - никто не знает, но я думаю как пол-машины примерно. Эти технологии новые, и предсказать, как они стареют, пока невозможно.
Когда бы я купил?
Если бы у меня был свой дом, розетка и недорогой ночной тариф. Тогда можно кататься по 50–100 км в день чисто на электричестве, и это реально почти бесплатно. А так – пока смотрю на это всё со стороны, с осторожным интересом и уважением к прогрессу, но не готов менять свой дизель на такой гибрид.
В общем, 10 дней вокруг Москвы на последовательном гибриде – это был интересный эксперимент, который полностью разрушил мои старые представления о «недоэлектричках».
Мне понравилась тяга, понравилось ускорение, понравилось отсутствие звука мотора. Но я понял главное: последовательный гибрид — это история для тех, кто либо живёт в своём доме, либо ездит не слишком много и может регулярно подзаряжаться.