Пролог:
Я покоя не знал, и копил эту грусть,
Но, оставив сомненья, в конце своих дней,
Вышел в Поле, услышал: гудит моя Русь
Под копытами буйных татарских коней.
Храмы Поля в руинах, погашен их свет,
А глазницы пусты и черны от печали,
Шёл я к ним все 645 долгих лет,
И дороги стелились, и реки встречали.
Помогали друзья, но скулили враги,
В подворотне готовя точёные вилы…
– Мудрый Сергий! Меня вразуми, помоги!
Укажи светлый путь до забытой могилы!
И не просто, не сразу, волна за волной,
Приходило прозренье, и множились силы,
Будто посох вручил русский Старец Святой,
И лампаду зажёг над Великой Россией!
Свет забытой Непрядвы – негаснущий свет,
Вспыхнул снова, но всуе – замечен едва ли.
Озаряет он Поле твоё, Пересвет,
И могилы, и храмы, что мы потеряли.
Над Красивой Мечой не растаял туман,
И над Гатью Кузьминской забвенья печаль,
Гусин брод потеряла моя Лебедянь,
Над забытой могилой стоит Перехваль.
Тускло светит луна над Победной рекой,
В Березуе святом благодатный покой.
Красный холм не остыл от татарской крови,
Камни в Чурове спят, что расскажут они?
Рекомендуется, для полного понимания темы 4-го раздела исторической монографии, ознакомиться с материалами трёх предыдущих. Начало чтения здесь "Свет забытой Непрядвы" https://dzen.ru/a/ZJQ6xspArAKfkjYd
Оглавление 4-го раздела:
4.1. Перед полем Куликовым
4.2. Красный холм в Чуровом крае
4.3. Кузьмина Гать
4.4. Легендарный, летописный Березуй
4.5. Дорожная карта Куликова поля
4.6. Куликово Поле
4.7. Завершение Куликовской битвы
4.8. Могилы Куликовской битвы
4.9. Оружие Куликовской битвы
4.10. Две Непрядвы
4.11. Памятники Куликовской битвы
Вступление в тему
О Куликовской битве написано много, и первое ратное поле России занимает в истории особое славное место. Однако на волнах недоуменных и острых вопросов качается его площадка, официально назначенная на Тульской земле. Вопросы встают при первом знакомстве с летописями, и хорошо известны из многочисленных публикаций. К полю, указанному перстом Степана Нечаева, не вяжется топография, не сходится хронометраж событий. Где находится Березуй, Чуров, Гусин брод, Кузьмина Гать, братская могила, россыпи оружия? Историческая наука не даёт объяснений, для Красного холма, а роль Красивой Мечи принято замалчивать. Не найдя здесь истины, досужие исследователи стали утверждать: Куликовской битвы не было, а другие – шутники, снизошли до откровенного сарказма и стали придумывать самые странные версии, чтобы наглядно показать несостоятельность официальных записных историков. Все спорщики правы в одном: битвы не было возле верхней Непрядвы, потому что к Монастырщино не ложится ни один летописный параметр. Здесь родилось сомнение: либо летописи не верны целиком, либо назначенное Степаном Нечаевым место – ложное. И нечего там воду толочь!
Моё расследование построено на основе фактического материала, взятого из летописей, положенного на реальную историческую местность. С самого начала возьмите в толк: речек с именем «Непрядва» в российской действительности было две. После битвы осталась только верхняя, а нижняя потерялась географически, после переименования в Славную реку, но упорно продолжает жить в летописях до настоящего времени. Такой подход позволяет говорить о месте Куликова Поля прямо, без предположений и условностей. Хронометраж событий, описанных в русских и в булгарских источниках, и все параметры говорят: Куликовская битва произошла у современной Перехвалки – возле устья нижней Непрядвы. Определение Куликова Поля на Лебедяно-Данковской земле даёт ответы на все вопросы. Сходимость параметров абсолютная!
Ни один исследователь Куликовской битвы не приводит ключевые летописные цитаты. Все пафосно и голословно излагают собственное понимание ситуации. В чём тут дело? В вопиющем несоответствии летописных указаний ориентирам официального поля сражения. Известные историки, будто студенты-недоучки, сдавшие курс по шпаргалкам, проскочили мимо главных отметок, не приняли в расчёт: современная Непрядва поднялась после битвы. Взяли манеру пережёвывать совсем немногие ошибки или лирические вольности летописцев. Источники противной стороны – булгарские летописи, игнорируются, вопреки принятой практике выслушивать все стороны, принимавшие участие в делах. Уверен, современные апологеты знают о Куликовской битве гораздо хуже летописцев. В архивы Западной Европы заглядывать пытались, но без толку.
В текстах данной книги встречаются похожие топонимы Куликово поле и Поле Куликово, имеющие принципиально разный смысл. Выражение «Куликово поле», подразумевает обширную географическую территорию, а Поле Куликово или Куликово Поле – имя собственное площадки, на которой произошло главное сражение Куликовской битвы.
Уже шесть столетий висит главный вопрос: где похоронены павшие? Не найдено никаких останков у верхней Непрядвы, а ведь погибли десятки тысяч. Не дали результатов многолетние энергичные раскопки археологов Михаила Гоняного и Олега Двуреченского. Не там искали! Тела не могли раствориться в кислой почве, согласно версии услужливых экспертов. Для этого нужно иметь море кислоты. Костные останки древних людей сохранились в местных курганах и захоронениях через тысячелетия. Нечаевцы придумали массу наивных уловок и занизили численность русской армии до нескольких тысяч бойцов. Это дало им право говорить всего лишь о сотне погибших, которых без проблем увезли и похоронили в своих княжествах. В 2014-м ответственные археологи, руководимые М.И. Гоняным, перекопали кладбище села Монастырщино, пересчитали всех покойников, самых ранних датировали семнадцатым веком, а нужных – так и не нашли.
В 2015 году готовая на всё экспедиция Олега Двуреченского прошла через официальное поле битвы по дороге в сторону слияния верхней Непрядвы с Доном и недалеко от устья нашла две точки скоплений небольшого количества артефактов. Напрасно радуетесь! Вы нашли место стычки русских князей между собой, или площадку заурядного боя с кочевниками у речного брода. Об этом говорит малое количество артефактов, на уровне исторического фона местности, и малое число участников, объективно и чётко определённое, в приложении к этой точке. Если исследовать все древние дороги пограничной зоны Рязанской украины, список подобных точек локальных боёв выйдет за десяток.
В результате исследования документов и опроса очевидцев, братская могила найдена автором в селе Перехваль к востоку от площадки сражения и от места старой Рождественской церкви \37/. Её координаты N 53 градуса 07.794 минуты и E 039 градусов 06.227 минут. На точке первой древней церкви устроена часовня, а прямо на костях героев Куликовской битвы стоят жилые дома, построенные в 1991-м, и распаханы огороды.
В лето 2015 года, после выхода второго издания книги, народные поисковики нашли россыпи оружия в местах боёв от Перехвали до Красивой Мечи. Летописная истина, взращённая дилетантом, у государственных археологов реакции не вызвала. Поддерживать чужие открытия – бессмысленно, а чужую крамолу – глупо вдвойне! Ордена здесь не светят, а лишиться должности можно реально.
Наша память слаба, и век наш, людской – деревянный.
Мир не помнит былое на тысячу лет.
Время – хваткий могильщик, надёжный, туманный –
Беспощадно к Героям, не пишет их славных побед.
Не ходи, не зови, не пугай всех пронзительным ликом,
Слушай стон тишины и пытливо назад посмотри,
Подбери слабый, тлеющий в Поле забытом,
Уголёчек последний, угасшей Зари.
В музее Куликовской битвы служат историки, и непоколебимо верят в общепринятую государственную версию, и, отрабатывая должностную зарплату, уже много лет ищут необходимые подтверждения. Результата нет. В своё оправдание, шустрые лукавые люди придумали массу странных уловок, в которые вставили Дон да верхнюю Непрядву, а другие ключевые отметки выбросили на свалку истории вместе с летописями. Они же снизили число участников до пяти тысяч бойцов – до размеров заурядной стычки с кочевниками, чем принизили грандиозность и масштабность Куликовской битвы. Фальсификаторы довели ситуацию до абсурда, на глазах всего честнòго народа.
Могло ли быть иначе, если ни один из летописных параметров не ложится на поле, назначенное Степаном Нечаевым?
На алтаре Истории лежат взаимоисключающие источники: летописи и версия Степана Нечаева. Я голосую за летописную истину!
Ищем Поле Куликово
Список летописей о Куликовской битве хорошо известен:
1. Летописная повесть о побоище на Дону.
2. Задонщина.
3. Сказание о Мамаевом побоище.
4. Ростовская летопись.
5. Свод булгарских летописей.
Сколько не хитрите, сколько не мудрите, но других источников нет. Да и чем же плохи эти? Неужели наши предки знали дело хуже нас? Идите за мной – строго по летописным отметкам. Без особых усилий я приведу вас в заветное место.
Первую отправную точку смотрим в «Сказании»:
«У Дона стоят татары поганые, Мамай царь у реки Мечи, между Чуровым и Михайловым хотят реку перейти и с жизнью своей расстаться нам во славу».
Из «Летописной повести» известен срок стояния:
«В то время Мамай встал за Доном, со всем своим царством, бушуя, и кичась, и гневаясь, и стоял три недели».
Информация полная и вполне достаточная. Место стояния находится за Доном, по отношению к Москве, одномоментно у Дона и у Мечи, стало быть, в устье Красивой Мечи. Что такое «Чуров» и где находится Михайлов, расскажу ниже, а мы сначала посмотрим, куда идёт царь-Мамай через реку и на какую дистанцию?
Дистанция звучит в «Летописной повести»:
«И тотчас сошлись на многие часы обе силы великие, и покрыли полки поле верст на десять – такое было множество воинов».
«Князя, пришедшего за Дон в поле чисто, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы, вел один Господь Бог, и не отвернулся Бог от него».
«А в шестом часу дня примчался Семён Мелик с дружиною своею, а за ними гналось множество татар. Так открыто гнались почти до нашего войска, что, лишь только русских увидев, возвратились быстро к царю и ему сообщили, что князья русские изготовились к бою у Дона».
Летописец всё видел своими глазами. Речь идёт о зоне боевых действий в треугольнике, образованном Доном, Непрядвой-Перехвалкой и Красивой Мечой, о пространстве, покрытом татарскими и русскими полками на 16 км – на 10 вёрст, на котором противники рубились весь световой день 8 сентября 1380 года. Ордынцы форсировали Мечу к 9-ти часам, а к шестому часу – к 12-ти, подтянулись и заняли позиции против русского фронта, а потом «… бились они, от шестого часа до девятого…» – бились до 15-ти, и «… дошли, наконец, и до Красного холма».
С летописцами не поспоришь.
В Чурове, на меридиане 39 градусов, астрономический полдень наступает в 12 часов. Астрономическая дата битвы падает на 16 сентября, с долготой дня 12 часов 38 минут. Рассвет начинается в 5-41. Округлим цифру до 6-00, для простоты. Указано время московское, по которому мы реально живём 16.09.2025 – в дату выхода статьи. Это важно знать, для понимания хронометража битвы.
Мелководный Турмышский брод (пехоте по колено, забытый в Мочилках) значится в документах о Сторожевой службе от 1571 года, и находится «между Чуровым и Михайловым» посередине, на древнейшей Турмышской дороге, привязанной к лебедянскому Каменному Коню, стоявшему в Чурове. Эту самую короткую дистанцию от Мечи до русского фронта, равную 12-ти км, пехота проходит часа за три.
Беру циркуль, согласно масштабу карты раздвигаю ножки на 16 км, ставлю левую иглу на берег Мечи в Мочилках, черчу дугу и смотрю: какие реки попали в поле зрения? Без задержки перехожу нисколько неподходящие Городянку в Лебедяни и Ракитянку выше неё. Вижу речку со странным названием «Перехвалка», которая впадает в Дон в границах села с ещё более подозрительным именем «Перехваль». В Перехвали имеется густая сетка оврагов и речек, на карте похожая на правую орлиную лапу – один в один, как на Гербе России! Такая картинка сразу же подкрепляет уверенность. Но кого и за что здесь перехвалили? Потерпите. Развязка будет скоро.
Особо вредная Ростовская летопись уничтожена нечаевцами в 19 веке. Краевед Артынов получил ярлык сумасшедшего пьяницы, но успел скопировать фрагмент, в котором сетка оврагов и рек Куликова Поля подробно расписана:
«Ростовцы стояли крылом своим у большого оврага, идущего к реке Непрядве и селу Рождественскому, потом перешли ручей Верходубье и Липовой, впадающий в Смолку, где и бились с татарами, имея позади себя реку Непрядву и лес. В самой сече бились с татарами у Рыбного оврага, дошли до устья Утиного, впадающего в реку Смолку, дошли, наконец, и до Красного холма».
В отличие от графа Нечаева, у меня кроме деревянной сажени и циркуля, есть современный сканер QR-кодов. Географические QR-коды, похожие на этикеточные, рисуют на местности овраги и реки, а топографы переносят их на карты. Где, в каком тумане более шести веков от нас прячется QR-код Куликова Поля?
Сканером служит Ростовская летопись. Начиная от «большого оврага» – от Большого Лога, приложим пунктуальную роспись на перехвальскую площадку в строгой последовательности – раздаётся мощный стон. Попали!
Станет ли кто-то спорить, что ростовскому набору гидронимов поля битвы, соответствует единственный или неповторимый геологический рисунок. Само собой, у Монастырщино подходящего рисунка нет. Однако похожие названия в том регионе есть, но их расклад нарушает стройную последовательность, отражённую в Ростовской летописи. Гидронимы и топонимы, показанные на карте Епифанского уезда 1780 года, не соответствуют чётким летописным указаниям по принадлежности к бассейнам Непрядвы или Смолки. Названия перенесли не слишком пунктуальные беженцы, покинувшие разорённую нижнюю Непрядву, поэтому они хаотично раскиданы по огромной территории, которую не обскачешь даже за сутки, да и скакать надо зигзагом. Не улучшают ситуацию дублёры, нанесённые на карту историком Афремовым. Его топографическую картинку, перевёрнутую вверх ногами, отвергли историки.
В Перехвали не заблудишься потому, что «было поле то тесным между Доном и Непрядвой».
Очевидец битвы прошёл по горячим следам Ростовской дружины во время восьмидневных похорон погибших, зафиксировал подлинную топографию компактной площадки Куликова Поля и оставил нам «записки охотника». Со слов жителей села Рождественского, летописец составил полный последовательный список первородных названий, в который даже в наше время невозможно вставить ни одного лишнего перехвальского объекта. Но не всё так гладко. В этом районе на современной карте есть только Дон, Меча и Большой Лог. Однако весь набор оврагов и речек имеется, и расставлены они на местности в строгом пунктуальном соответствии с «ростовским протоколом». Хронометраж рейда Ростовской дружины идеально укладывается в общий график Куликовской битвы, проходившей в один световой день.
Мы нашли единственный на планете QR-код, на все сто соответствующий летописным параметрам. Здесь оно – Поле Куликово, потерянное в прошлые века. Теперь уже не говорите, что летописец прожил 500 лет и намеренно составил подлог в пику Нечаеву с Афремовым! Тут же приходит понимание: кого и за что здесь затоптали в хлам и признали перехвалёнными.
Дополнительной подсказкой служит карта Рязанской губернии 1790 года, на которой овраги Градский и Градской, ограждавшие русские фланги, специально показаны. Русский фронт шириной 600 метров располагался в створе ручья Верходубье-Градской и оврага Утиный-Градский.
Куликовская битва состоялась на окраине Куликова поля, в междуречье Мечи и Дона. На это забытое поле идеально ложатся все древние документы и подробности, которые проигнорировали многочисленные исследователи.
Историческое Куликово Поле находится в трёх километрах к югу от речки Непрядвы-Перехвалки, за околицей села Перехваль, на возвышенности с отметкой 199,3 и с координатами центра: 53 градуса 07 минут 25 секунд северной широты, 39 градусов 06 минут 00 секунд восточной долготы.
Как видите, задачка оказалась нисколько не сложной, даже без привлечения Булгарских летописей, фальшивых, по мнению официальных лукавых историков. Булгарские летописи, отлично дополняющие русские, историки презирают за честные и чистые татарские откровения о Куликовской битве, нисколько не совпадающие с официальной версией. В них показана первая забытая Непрядва-Нимряд-Перехвалка, Красный холм в устье Мечи, Гусин брод в Лебедяни, Кузьмина гать на Цне, и масса другой важной информации. Все летописи достоверны, поскольку все летописные параметры идеально ложатся на перехвальскую площадку у нижней Непрядвы или привязаны к ней. В эту точку сходится весь хронометраж событий. Было две Непрядвы – и это факт!
Мы нашли Куликово Поле, а далее подробно разберём полный комплекс проблем и рассмотрим другие летописные знаковые точки.
Историческая монография "Свет забытой Непрядвы" в полном объёме опубликована на сайте автора http://kamenny-con.narod.ru/index/svet-zabytoj-neprjadvy-2022/0-218
Продолжение следует в главе "Перед полем Куликовым" https://dzen.ru/a/ZMiHOdIcjTUs4Sxf
СКУРАТОВ Николай Прокофьевич.