Расстройства, вызванные употреблением алкоголя (в прошлом «алкоголизм»), только в США затрагивают примерно 30 миллионов человек.
Злоупотребление алкоголем и зависимость от него, связана с серьезным ростом общей заболеваемости и смертности, что представляет собой как личную / семейную проблему, так и проблему общественного здравоохранения.
Так употребление алкоголя, является третьей ведущей предотвратимой причиной смерти в Соединенных Штатах, на долю которого приходится 145 000 дополнительных смертей ежегодно.
Действительно, расстройство, вызванное употреблением алкоголя, связано с многочисленными проблемами со здоровьем, включая, гипертонию, болезни сердца (миокадиопатия), инсульт (ОНМК), когнитивные нарушения, похмелье, проблемы со сном, депрессию, тревожность, периферическую невропатию, гастрит и язву желудка, заболевания печени, включая цирроз, панкреатит, остеопороз, анемию, фетальный алкогольный спектр расстройств и несколько видов рака.
Чрезмерное употребление алкоголя также связано с более высоким уровнем убийств, самоубийств, несчастных случаев, дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и смертей в них, сексуального насилия, домашнего насилия, числа утоплений и пожаров.
Злоупотребление алкоголем влияет на качество жизни, ухудшает функциональные возможности и трудовую дисциплину, нарушает межличностные, детско-родительские и семейные отношения.
В учреждениях первичной медико-санитарной помощи (среди первично госпитализированных ) распространенность расстройств, связанных с употреблением алкоголя, составляет от 20% до 36%.
Большинство этих пациентов не заинтересованы в терапии, никогда не лечились, не получали специализированной наркологический помощи и даже не задумываясь о такой возможности в будущем.
Однако важно задаться вопросом: «Почему, несмотря на очевидный вред в результате приема спиртных напитков люди продолжают употреблять алкоголь?»
Согласно Muller & Schumann (2011), в широком смысле, алкоголь – это прагматичное средство для достижения множества целей, включая:
(1) улучшение социального взаимодействия;
(2) облегчение спаривания и сексуального поведения;
(3) субъективное улучшение когнитивных функций;
(4) облегчение восстановления и преодоления психологического стресса;
(5) самолечение психических проблем;
(6) сенсорное любопытство – расширение кругозора;
(7) эйфория и гедония (удовольствие).
Исходя из этого списка, становится ясно почему несмотря на вред спиртных напитков, значительная часть людей не готовы полностью или частично с ними расставаться.
Между тем охват фармакологическим лечением людей с алкогольной зависимостью остаётся на удивление низким.
Так среди 29,5 миллионов человек, соответствующих критериям зависимости от алкоголя (данные за 2021 год (США)), только 0,9%, или 265 000 человек, получили фармакотерапию. Кроме того, нет достоверных данных о том, насколько хорошо пациенты с алкогольной зависимостью, в принципе, будут реагировать исключительно на приём таблеток и консультации врача.
Многих пациентов просто отпугивает высокий порог – требование воздержания от алкоголя, как условие начала лечения.
Пациенты, испытывающие потребность в лечении зависимости, на момент начала терапии могут иметь разные степени готовности:
1) пациенты, не готовые к абстиненции (полному воздержанию);
2) пациенты, не способные достичь начальной абстиненции;
3) пациенты, готовые, желающие и способные достичь абстиненции (таковых к сожалению, меньшинство).
Проблема и парадокс наркологии заключается в том, что отказ от любого употребления алкоголя одновременно является и условием проведения лечения, и целью данного лечения.
Итак, наконец-то, регуляторами (Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA), Европейским агентством по лекарственным средствам (EMA), а также ВОЗ), было достигнуто принципиальное согласие в том, что полное воздержание, являющееся общепринятым результатом терапии зависимости, во-первых, труднодостижимо и во-вторых, менее приемлемо для большинства людей, которые, тем не менее хотят получить помощь и/или участвуют в клинических испытаниях лекарственных препаратов от алкогольной зависимости.
Согласно последним данным, именно сокращение употребления алкоголя (а не полный отказ от него), может являться клинически значимой конечной точкой терапии и может быть легитимной целью лечения алкогольной зависимости.
Так например, снижение потребления алкоголя с уровня высокого риска, до среднего или с высокого риска до низкого уровня риска к концу исследования / терапии, было не хуже ранее признанного исключительно «полного воздержания» в рамках проверки клинических испытаний.
Под «эпизодом чрезмерного употребления алкоголя» определялся как 4 или более порций алкоголя в день для женщин и 5 или более порций алкоголя в день для мужчин (одна порция примерно эквивалентна 10 граммам чистого спирта).
В качестве наиболее жизнеспособного варианта медикаментозного лечения для лиц с алкогольной зависимостью, с лучшей стороны себя зарекомендовал сравнительно не дорогой препарат налтрексон (в дозировке 50 мг/сутки).
Надеюсь, Вам понравилось то, что я делаю. Поддержать меня как автора можно подпиской на канал и/или доброжелательным комментарием под публикацией. Если Вы просто поделитесь этим материалом или информацией со своими друзьями и знакомыми, то это тоже будет не менее прекрасно.
© Автономов Денис, 2025
Источники:
Автономов Д.А., Зыков О.В. Уменьшение вреда от употребления алкоголя – новая реалистическая задача в наркологии? // Наркология № 10. 2013. С. 85-95.
Müller, C. P., & Schumann, G. (2011). Drugs as instruments: a new framework for non-addictive psychoactive drug use. Behavioral and Brain Sciences, 34(6), 293-310.
https://jamanetwork.com/journals/jamapsychiatry/fullarticle/2838989
#алкоголь
#зависимость
#контролируемое_употребления_алкоголя